Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция взглядов на рынок




Социально-экономическое содержание рыночных отношений. Условия функционирования рынка

Понятие “рынок” многогранно. Он многолик, и, по мере развития общественного производства и обращения, это понятие неоднократно менялось.

1. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским математиком А. Курно (1801 – 1877 гг.) и английским экономистом А. Маршаллом (1842 – 1924 гг.). “Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, а всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться” (А. Маршалл. Принципы политической экономии. М.,1984, т. 2, стр. 6). В данном определении в качестве критерия определения рынка выступает свобода обмена и установления цен.

Английский экономист У. Джевонс (1835 – 1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвинул тесноту взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считал, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится к сфере обмена.

2. С появлением рабочей силы как товара, рынок приобретает всеобщий характер, он во все большей степени проникает в само производство – покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства. С этих пор рынок начинают рассматривать как форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через рынок, прямое и обратное воздействие рынка на производство и потребление.

Рынок становится сложнейшей системой взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

  1. Натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей.
  2. Товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции.

Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.