КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существует правительственный проект концепции устойчивого развития в Украине
5.1. 4.1. 2.1. 4.1. 02.11.11 РЭ Тема: «экология» Под тема «предмет, методы и задачи курса экология. Введение в научные основы рационального природопользования» 1.история развития экологии 2.объект, предмет и задачи изучения современной экологии. 3.структура современной экологии, основные методы изучения дисциплин. 4.основы рационального природопользования. 5.эвалюция взаимоотношений человека и природной среды. - СРС №1 1.1 Проблемы развития этой дисциплины начали развиваться в 70-е годы 20-го века. Термин экология в научный оборот ввел в 1866 году Геккель. Экология – (от греческого «ойкос» - дом, жилище; «логос»- учение). По Геккелю экология – это ветвь биологии, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Экология: - аутэкология – это экология отдельного организма; - демэкология – изучение популяций;(совокупность живых организмов) - синэкология – это изучение взаимодействия сообществ растений и животных. В последние 10-тилетие 20-го века возникла угроза глобального экологического кризиса и произошло быстрое расширение экологии. Происходит экологизация знаний и деятельности. Экологизация – это процесс внедрения технологичных, управленческих систем и решений, которые дают возможность повышать эффективность использования природных ресурсов и сохранять качество охраны природной среды. С развитием возникает экология человека, урбэкология, промышленная экология, агроэкология и глобальная экология. Выделяют 2 вида экологии: 1.теоретическая; 2.прикладная; Экологическая безопасность – это степень защищенности территориального комплекса и человека от возможных экологических поражений. Экологический кризис – это напряженное состояние взаимоотношений между обществом и природой, которое характеризуется несоответствием ПС и производственных отношений в человеческом обществе и ресурсным возможностям биосферы. В 1994 году Реймерс: «Экология выросла из коротких штанишек, надетых на нее Геккелем, но еще не удостоилась нового костюма, научного признания, которое соответствует ее научной значимости.» Ю.Одум: «Экология – это междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.» В настоящее время существует множество определений экологии (2 найти самостоятельно) Экология – это комплексная, междисциплинарная фундаментальная наука, которая занимается проблемами прикладной экологии (геоэкологии,техноэкологии,агроэкологии и урбэкологии) 2.1 Основной объект изучения экологии - это экосистемы планеты всех уровней и их элементы. Впервые понятие экосистема ввел английский биоботаник Тенсли в 1935 году. Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом. Экосистемы характеризуются стабильностью и устойчивостью во времени; природные экосистемы складываются в процессе длительной эволюции. Виды экосистем: 1.по уровню развития - микро экосистемы; - мезо экосистемы;(лес, пруд и озеро…) - макро экосистемы (континент и океан…) - глобальная экосистема (вся биосфера земли) 2.по источникам возникновения: - естественные; - искусственные; (аквариумы и др.) 3. - наземные; - водные; Понятию экосистема близок термин биогеоценоз (Сукачев 1944г.) Биогеоценоз – это исторически сформированный комплекс живых(биоценоз) и неживых(биотоп, экотоп) компонентов определенного участка земной поверхности, связанных между собой обменом вещества и энергии. Каждому биогеоценозу присуще: - однородность структуры и состава компонентов; - определенный характер материально – энергетического обмена между ними. Термин биоценоз предложил Мебиус в 1877г. Биоценоз – это совокупность растений (фитоценоз),животных (зооценоз) и микро организмов (микробоценоз), населяющих относительно однородное жизненное пространство. Выделяют 2 типа биоценозов: - естественный; - антропогенный. Организмы продуценты – это само питающиеся организмы, которые способны строить свои тела за счет неорганических соединений, используя солнечную энергию и синтезирующее органические вещества. Организмы потребители - это гетеротрофные организмы, которые потребляют накопленную энергию, то есть для них продуценты ед. питание. Организмы редуценты – это гетеротрофные организмы, которые разлагают органические остатки до неорганических соединений (бактерии, грибы) Взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов биогеоценоза является главной особенностью его развития. Экологические факторы (на дом) - живой природы; - неживой природы; Основные задачи современной экологии: - изучение общего состояния биосферы; - прогнозирование динамики, состояния экосистем и биосферы; - разработка путей гармонизации, взаимоотношений человеческого общества и природы, сохранение способности биосферы к само регуляции и само восстановлению. Методы исследования экологии: 1. Системный подход; 2. Полевые наблюдения(позволяют получить сведения о состоянии отдельных видов и частей экол. Системы) 3. Эксперименты а природных условиях, дают возможность моделировать ту или иную ситуацию и ее развитие для конкретного сообщества организмов. 4. Математическое моделирование.(дает возможность произвести количественную оценку изучаемых процессов и явления а также прогнозировать возможное развитие тех или иных событий в экологических системах.) 1-я модель прогнозирования расхода ресурсов была предложена в 1798 году - Т. Мальтус. В 1970-м году Джон Форрестер предложил динамическую мировую модель, которая учитывала изменения численности населения, капитальных вложений, природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и производства продуктов питания. В 1972 году группа Медоуза построила динамическую модель на базе 5-ти основны показателей: 1. Ускоряющаяся индустриализация; 2. Рост численности населения; 3. Увеличение числа недоедающих; 4. Истощение ресурсов; 5. Ухудшение окружающей среды. Группа экспертов ООН под руководством З. Леонтьева в конце 70-х годов 20-го века разработала межрегиональную модель межотраслевого баланса мировой экономики. Структура современной экологии: 1. Биоэкология- основа всей современной экологии, изучала экологию проиродных биологических систем; 2. Геоэкология – изучает специфику взаимоотношений организмов и среды их обитания в разных географических зонах 3. Техно-экология – связана с такими объектами общественной деятельности, как энергетика, транспорт, военное дело, с/х и др. 4. Социальная экология – изучает специфическую роль человека в окружающей среде. Впервые понятие природопользование было предложено в 1959 году Куражковским – это регулирование всех типов использования природных ресурсов для хозяйства. По Реймерсу – это совокупность всех форм эксплуатации природоресурсного потенциала и мер по его сохранению. Рациональное природопользование – это система деятельности, которая должна обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов развития хозяйства страны и сохранения здоровья людей. Экономическая эффективность использования ресурсов – это получение максимального количества высококачественного продукта при условии минимальных затрат ресурсов. Охрана природных ресурсов предусматривает проведение профилактических мер в процессе производства, осуществления действий по охране технологических процессов и мер по восстановлению свойств и качества ресурсов природы. Воспроизводство природных ресурсов – это восстановление объема эксплуатируемых ресурсов и их запасов. Нерациональное природопользование – это система деятельности не обеспечивающая сохранение природно-ресурсного потенциала.
Тема №2 Концепция устойчивого экологически безопасного развития производительных сил. 1. Стадии эколого-экономического развития общества; 2. Учения о ноосфере и пути перехода к постиндустриальному обществу; 3. Предпосылки разработки концепции устойчивого развития; 4. Сущность концепции устойчивого развития; 5. Проблемы реализации устойчивого развития производительных сил в Украине.
1.1 В настоящее время современный тип эколого-экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Характерные черты техногенного типа развития: 1. Быстрое и истощающее использование не возобновляемых видов природных ресурсов; 2. Сверх эксплуатация возобновляемых ресурсов; 3. Значительный экономический ущерб при использовании природных ресурсов в результате человеческой деятельности; 4. Значительные экстерналии – это внешние эффекты или последствия экономической деятельности, которые негативно влияют на субъекты этой деятельности. Можно выделить 2 обобщенные модели техногенного типа развития: 1. Модель фронтальной экономики; предложил американский экономист Боулдинг – это экономическая система, которая имеет неограниченные территории и ресурсы. 2. Модель охраны окружающей среды. Таким образом экономика в своем эколого-экономическом развитии должна пройти 3 стадии: - фронтальной экономики; - экономического развития с учетом охраны окружающей среды; - устойчивого развития.
Некоторые исследователи характеризуют современную эпоху, как этап перехода к постиндустриальному обществу и считают, что может осуществиться переход к гармонизации взаимоотношений природы и общества на основе углубления научного познания. В начале 17-го века английский философ Бэкон обратил внимание на особую роль которую призвана играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы. В 20-м веке широкое распространение и научное признание получила концепция ноосферы. Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 году французским философом Эженом Леруа. Ноосферой он называл оболочку земли, которая включала человеческое общество с его индустрией, языком и разумной деятельностью. Главный творец ноосферной концепции считается В.И. Вернадский. Он рассматривал ноосферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяющим фактором становится разумная деятельность человека. Ноосфера по Вернадскому – это целостная оболочка земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества с остальными организмами. Как дальнейшая конкретизация концепции Вернадского была разработана и реализуется концепция устойчивого развития. Международная Комиссия по окружающей среде и развитию дает сл. Понятие: - устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности; - устойчивое развитие – это экономический рост, который обеспечивает удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем. Главные условия устойчивого развития: 1. Приоритетность качественных показателей, перед количественными; 2. Сохранение биологического и культурного разнообразия; 3. Согласование природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов. 24.12.1999 г. Была утверждена концепция устойчивого развития отдельных регионов. Далее самостоятельно!
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |