Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения о праве государственной и муниципаль­ной собственности

Тема 16. Право государственной и муниципальной собственности

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным ок­ругам. Государственная собственность характеризуется единством иму­щественного фонда в пределах того субъекта, которому она принадле­жит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит.

Объекты права государственной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и нахо­дящиеся в свободном обращении. В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, ко­торые стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ земля и дру­гие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Россий­ской Федерации и субъектов РФ. В числе федеральных законов, устанав­ливающих правовой режим природных ресурсов, можно назвать Земель­ный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон «О недрах», Водный кодекс РФ, Закон «О федеральных природных ресурсах» и ряд других. Законодате­лями закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам.

Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоот­ношения.

В соответствии с общей характеристикой права собственности соб­ственник может совершать в отношении своего имущества любые дейст­вия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охра­няемые законом интересы других лиц. Следовательно, правомочия соб­ственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Таким образом, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

В составе государственной и муниципальной собственности необ­ходимо различать имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями – имущество казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном веде­нии или оперативном управлении государственных и муниципальных пред­приятий и учреждений, которые являются самостоятельными юри­диче­скими лицами. Соответственно, различают осуществление права го­судар­ственной и муниципальной собственности в отношении казенного имуще­ства и в отношении имущества, закрепленного за соответствую­щими предприятиями и учреждениями. В первом случае речь идет об осущест­влении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права. Во втором случае к осуществлению права собст­венности подключается дополнительное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и на­деленного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйствен­ного ведения, либо правом оперативного управления.

Государство как субъект права собственности занимает особое ме­сто среди других субъектов собственности. Право государственной соб­ственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, зани­мающих три полномочия РФ и ее субъектов по отношению к государст­венному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности. Право государственной собствен­ности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полно­мочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов. Государственное имущество должно использоваться субъек­тами государственной собственности по его целевому назначению.

Особенности объектов права государственной собственности: их круг неограничен; в их круг входит имущество, составляющее исключи­тельную собственность государства (которая используется только в ин­тересах народа или для обслуживания особых государственных нужд, она не может находиться в частной собственности): недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа; объекты культурно- исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики, ядовитые и наркотические вещества и т. д. Имуще­ство, находящееся в собственности государства, делится на две части: закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и не закрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну. В государственную казну входят: средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда соци­ального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Цен­трального банка РФ, золотой запас и т. д. Объектом взыскания кредито­ров по долгам государства может быть только имущество, не закреплен­ное за юридическими лицами. Таким объектом являются средства бюд­жета. Имущество государства подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ).

Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляется представительным органом с уче­том мнения населения муниципального образования и в его интересах.

Содержание права государственной собственности.

Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материаль­ные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим ор­ганизациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ со­храняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомо­чие владения государственной организации не исчерпывает право вла­дения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению.

Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения госу­дарства, субъекта РФ.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая зе­мельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, ин­дивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фир­менное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или дого­вором, которые являются объектом государственной собственности, а следова­тельно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъ­ектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собствен­ности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответ­ствии с которой право распоряжения государства заключалось «в уста­новлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собствен­ностью», т. е., по существу, сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому уста­навливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что государство, субъекты РФ как политиче­ские суверены не могут не воздействовать на установление границ содержания права собственности. Однако с установлением равенства защиты всех форм собственности и утратой государством некоторых преимуществ перед другими участниками гражданских правоотношений положение изменилось.

Вместе с тем следует признать, что гражданско-правовое регули­рование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне. В значительной степени регулирование имущественных отношений с участием государства осуществляется на основе публично-правовых норм, а не норм гражданского права. Те же отношения, которые регулируются нормами ГК, подчас требуют более детальной регламентации. Например, отсутствие в ГК определения кате­гории «государственные нужды» приводит к тому, что изъятые у собствен­ника для государственных нужд земельные участки впоследст­вии оказы­ваются в собственности частных юридических лиц. В случаях, когда в соответствии с настоящим Гражданским кодексом или другими за­конами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Россий­ской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муни­ципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоя­щего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридиче­ское лицо или гражданина, а также четко не определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет, в результате чего у потерпевших часто возникают трудности, связанные с возмещением им вреда.

Содержание права муниципальной собственности.

Муниципальная собственность в отличие от частной призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муници­пального образования.

В ситуации, когда муниципальные образования, являющиеся субъ­ектами права, вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского зако­нодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов. Правовое регулирование института муниципальной собственности в РФ (порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения) осуще­ствляется целым рядом нормативных актов.

В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы о муниципальной собственности, решены. В них приняты специальные законы о муниципальной собствен­ности. Право собственности относится к категории вещных прав, сущ­ность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразуме­вающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепля­ется Гражданским кодексом Российской Федерации.

Во исполнение нормы Гражданского кодекса в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» установлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как:

– исключительное право представительных органов местного само­управления устанавливать порядок управления и распоряжения, а также приватизации муниципальной собственности;

– обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет;

– право органов местного самоуправления определять в соответст­вующих договорах или соглашениях условия использования передавае­мых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной соб­ственности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты наследственного правопреемства | Понятие и виды права общей собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.