Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие спроса и предложения, его практическое применение




Закон предложения

 

Законпредложения – выражение прямой зависимости предложения конкретного товара от уровня цен на него, при прочих равных условиях

 

Данная зависимость графически выражается положительно наклоненной кривой предложения (рис. 2). Более высокая цена стимулирует производителя к увеличению объема предложения, но возрастание альтернативной стоимости устанавливает предел количеству, предлагаемому при любой цене.

 

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы продать при каждом возможном уровне цен. Однако спрос и предложение сами по себе не определяют рыночные цены. Только их взаимодействие приводит к установлению рыночной или равновесной цены. В нашей таблице 1 такой ценой является цена P = 30 руб., то есть при этой цене S = D = 7000 кг.

В свою очередь, взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величины спроса и предложения сбалансированы, т.е. равны. Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность, как для продавца, так и для покупателя.

 

Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно равновесным.

 

Таким образом, равновесной цене присуща уравновешивающая функция. Для графического определения равновесных показателей совместим кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 3).

Рисунок 3 показывает, что равновесие (графически) имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса Qd. Благодаря этому, устанавливается цена равновесия (Р2), одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов.

На изменение рыночной цены влияют:

1) возникающий неудовлетворенный спрос – ведет к повышению цен;

2) избыточное предложение – приводит к снижению цен до уровня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена (например, Р1 или Р3) будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

При цене Р1, которая выше равновесной – образуется излишек товаров (услуг). Это рынок покупателя. При цене Р3, которая ниже равновесной – образуется дефицит товаров (услуг). Это рынок продавца.

 

Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели состоит в том, что при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.

 

Предположим, теперь, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посредине: он был готов купить товар по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Суммавыигрышей называется потребительским излишком.

Предположим теперь, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

1) возрастание спроса на товар – кривая его двигается вправо;

2) уменьшение спроса на товар – кривая его двигается влево;

3) возрастание предложения на товар – кривая его двигается вправо;

4) уменьшение предложения на товар – кривая его двигается влево;

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого, формулируют четыре правила взаимодействия спроса и предложения.

1) увеличение спроса вызывает рост т равновесной цены и равновесного количества товаров;

2) уменьшение с проса вызывает падение и равновесной цены и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

При изменении цены данного товара значение функции спроса, конечно, тоже изменится: величина спроса станет другой, и соответствующая точка рыночной конъюнктуры на нашем графике переместится вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при этом должны будем перейти от одной пары соответствующих величин цены и объема спроса к другой.

Если же перемены произойдут в каком-нибудь ином воздействующем на спрос факторе, то это изменит саму функцию спроса. На графике это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево-вниз или вправо-вверх. Соответственно всю таблицу спроса придется переписывать заново. Такие, изменения, с одной стороны, величины спроса и, с другой стороны, самого спроса как совокупности всех соответствующих величин (например, всех пар при однофакторной функции спроса) всегда четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получаются следующие цепочки:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.