Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительский выбор и его особенности. Функция полезности




Равновесное состояние потребителя. Выведение индивидуальной и рыночной кривой спроса на рынке отдельного товара.

Потребительский выбор и его особенности. Функция полезности.

Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Применение ценовой эластичности предложения

Говоря про ценовую эластичность предложения и его применимость на практике, можно привести несколько примеров ее значимости в экономической деятельности.

Эластичность предложения является положительной, поскольку цена и величина предложения изменяются в одном направлении. Она зависит от многих факторов, в том числе от самой возможности и затрат на длительное хранение данного товара, условий его производства и гибкости реакции последнего на изменение рыночной конъюнктуры (особенно возможностей переналаживания оборудования и переквалификации рабочих либо привлечения новых факторов производства). Еще большую, чем для спроса, роль играет при этом фактор времени, поскольку чаще всего предложение менее изменчиво по сравнению со спросом. Очевидно, что с расширением границ временного интервала эластичность предложения, как правило, повышается. Другими словами, чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями их использования.

 

 

3.2. Поведение потребителя и потребительский выбор: кривые безразличия, бюджеты и цены.

Потребительский выбор, его особенности. «Суверенитет потребителя»

Рынок – это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их производство и предложение на рынках.

На первый взгляд, поведение отдельного потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т.п. Даже на рынке собственно потребительских товаров «голос» отдельного потребителя почти не слышен. Так может ли он всерьез повлиять на решение фирм, производящих эти товары? Да, может.

 

Причинами, факторами влияния потребителя на экономику являются:

1. Общество, как известно, состоит из потребителей, то есть фирма имеет дело с коллективом потребителей, которые, вдобавок, в цивилизованных странах, объединены в различные общества, союзы, ассоциации.

2. Каждый потребитель обладает почти полным «суверенитетом». То есть, каждый из потребителей принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок.

3. Фирмы объективно вынуждены учитывать коллективное мнение потребителей, когда решают три главных для себя вопроса: что производить, как производит и для кого производить.

4. Менеджерам фирм хорошо известно о том, что если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет – фирма может и разориться или потерять часть прибыли.

Таким образом, в рыночной экономике действует механизм обратной связи между производителем и покупателем, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

Такой механизм, правило действует и на всех других рынках. Конечно, в реальности были, есть и будут разнообразные отступления от этого правила. Бывают случаи, когда потребителю с помощью рекламы навязывают вовсе не нужный ему товар или товар с мнимыми достоинствами, т.е. с такими, которые на самом деле отсутствуют. Но эти исключения только подтверждают общее правило большинство фирм стремится наилучшим образом удовлетворять разнообразные потребности людей.

Таким образом, без всякого преувеличения, потребителя можно назвать «королем рынка», наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, «голосуя» своим рублем (долларом, евро и т.д.) «за» или «против» произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.