КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерение рыночной власти с использованием индексов монополизации (концентрации) рынка
1) Индекс Лернера. В качестве измерителя рыночной ( монопольной) власти считается величина, на которую цена, максимизирующаяся прибыль, превышает предельные издержки. В условиях чистой конкуренции цена равна предельным издержкам и предельному доходу: P = MC = MR, что позволяет максимизировать прибыль. Для монополии цена превышает предельные издержки P > MC. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: L = (P – MC) / P Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы: P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть. Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:
L = (P – MC) / P = – 1 / Ed, где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Данная формула представляет собой правило «большого пальца» для ценообразования для монополиста. Левая часть равенства (P – MC) / P показывает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Превышение равно величине, обратной эластичности 1 / Ed спроса, взятой с обратным знаком. Цену можно выразить через предельные издержки: MC P = ────────── 1 – (1 / Ed)
и рассчитать как простую накидку над предельными издержками. Таким образом, имея информацию об эластичности спроса, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы, руководитель фирмы может рассчитать цену продукции по данной формуле. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и, наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы. Однако, поскольку MC трудно вычислить, то обычно их заменяют средними издержками (ATC), тогда формула примет вид:
P – ATC 1 L = ─────── = – ─────, P Ed
Если умножим числитель и знаменатель дроби на Q, то получим формулу, по которой определяет норма прибыли:
(P – ATC) ∙ Q Прибыль ──────── = ─────── ∙ 100% = норма прибыли P ∙ Q Выручка
Таким образом, показателем степени монополизации рынка является, в конечном счете, величина нормы прибыли.
2) Эффект Харбергера. Первой попыткой эмпирической оценки потерь от монополии была предпринята Арнольдом Харбергером в 1954 г. Сделав предположение о единичной эластичности спроса и собрав данные по отклонению отраслевой прибыли от средней, он оценил потери от монополии для группы отраслей, производящих 45% выпуска в обрабатывающей промышленности США. Экстраполируя оценку на всю промышленность, он рассчитал, что за период с 1924 по 1928 гг. ежегодные потери общих убытков («мертвого груза») составляли 6% ВНП США. Расчет по этой методике для 1988 г. Дает результат на уровне 4,8 млрд. долл., или примерно 20 млрд. долл. на душу населения в год в США. 3) Индекс Герфиндаля - Хиршмана. Этоиндекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:
N HHI = ∑ S2i, i = 1 где Si – доля i -й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Максимальное значение индекса в условиях монополии равно 10 000. Ораны, проводящие в США антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.
6.4. Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России. Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены. Как было уже отмечено, экономическим аргументом против монополии являются потери «мертвого груза», связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов. Но он, однако, не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов. Их цель намного шире – способствовать защите конкуренции вообще. Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества. С существованием таких монополий государство и общество вынуждено мириться. Однако, учитывая недостатки монополий, государство не может допустить реализации неограниченной монопольной власти других видов монополий. Здесь могут быть реализованы следующие экономические подходы и методы антимонопольной политики государства.
1. Метод предельных издержек, который заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Однако этот метод ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. 2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Однако этот метод не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы. 3. Метод установления или «потолка» или «пола» цен. Однако такая политика ведет или к дефициту продукции, ресурсов или к их избытку.
В целом, антитрестовская или антимонопольная политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Среди основных административных и экономических мер антимонопольной политики выделяются: 1. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением. В частности, наиболее известными антитрестовскими законами США являются: - антитрестовский закон Шермана, 1890 г. Он признает незаконным и уголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли. Незаконной считается монополия в случае, когда только одна фирма поставляет продукты или услуги, не отличающиеся высоким качеством, в силу подавления конкуренции каким-либо образом. - закон Клейтона, 1914 г. Это акт гражданского кодекса и поэтому не налагает уголовной ответственности. Он лишь запрещает определенные виды деловой практики. Потерпевшие в результате монопольных действий могут обратиться в суд за возмещением убытков в троекратном размере. - закон правительственной торговой комиссии, 1914 г. В соответствии с этим законом торговая комиссия для усиления действия антитрестовского законодательства. Законом Вилера Ли в 1938 году на эту Комиссию возложена также защита от ложной или вводящей в заблуждение рекламы. 2. Меры по коррекции поведения фирм-монополистов, состоящие в том, что правительство обязывает фирмы или группы фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. В частности, примером такой структурной политики является разделение крупных компаний на ряд мелких независимых фирм. Для выявления монополизации, концентрации отраслевых рынков используют ряд индексов. 3. Постоянный государственный мониторинг монополизации рынка. В частности, выработка и использование комплекса методик, позволяющих: а) устанавливать продуктовые и географические границы рынка; б) диагностировать рынок на предмет его концентрации, создающей условия для монополизации; в) измерять монопольные цены; г) определять условно конкурентный рынок для его сравнения с монополизированным и др. Одна из методик, в частности, позволяет определять долю фиксированного числа предприятий на рынке. Так, например, в законе ФРГ против ограничения конкуренции введен показатель CR – Concentration Ratios. Через этот показатель количественно определяется «доминирующее положение на рынке», которое возникает, если: - на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке; - на 3 и менее предприятий приходится свыше ½ общего оборота; - на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 оборота. 4. Ограничениемонополизации рынка или принудительная демонополизация. 5. Запрещение установления монополистических цен. В частности, может проводиться налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены. 6. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих экономических субъектов. В частности, поощрение выпуска товаров-субститутов (товаров-заменителей). 7. Частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР8. 8. Интернационализация рынка. В частности, привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли и т. П.
«… плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции». Хайек Ф.А.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |