Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты и особенности монополистической конкуренции




Оценка монополистической конкуренции с позиций эффективности.

Понятие неценовой конкуренции. Дифференциация продукта как условие осуществления монопольной власти. Реклама.

Режимы работы монопольно-конкурентной фирмы.

Основные черты и особенности монополистической конкуренции.

Тема 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

Чистая конкуренция и чистая монополия являются исключением, а не правилом в рыночной экономике. Большинство рыночных структур находятся где-то между этими двумя крайностями. Такими реальными рыночными структурами являются: монополистическая конкуренция и олигополия. Рассмотрим их более конкретно.

Понятие «монополистическая конкуренция» восходи к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899 – 1967), опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом и выходом с рынка. Или это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Различия между чистой конкуренцией, чистой монополией и монополистической конкуренцией весьма значительны. Для монополистической конкуренции, в частности, с одной стороны, не требуется присутствия сотен или тысяч фирм как при чистой конкуренции. С другой стороны, этот рынок представлен достаточно большим количеством фирм, а не одной как в условиях чистой монополии или несколькими фирмами как в условиях олигополии. Таким образом, и по названию, и по сути, монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между чистой конкуренцией, с одной стороны, и олигополией с чистой монополией, с другой стороны (рис.36)

Рисунок 36 показывает, как усиливается монопольная (рыночная) власть при переходе от одной рыночной структуры к другой.

 

 

Рис. 36. Структура рынка и усиление монопольной власти

 

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, так как отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с него, т.е. возможность появления новых фирм.

Рынок монополистической конкуренции, таким образом, характеризуется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей). Доля каждого продавца в общем объеме продаж может колебаться от 1 % до 10 %.

б) свободный вход на рынок выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок). Но все-таки, вход и выход с этого рынка не так прост как в условиях совершенной конкуренции. В частности, новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками.

в) товар каждого продавца не стандартизирован, а дифференцирован, т.е. имеет различия в качестве, внешнем виде, дизайне, престиже и т.п. Таким образом, потребителям предлагается разнородная, дифференцированная продукция. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств. Поэтому у потребителей есть широкий выбор товаров, которые являются близкими заменителями. В этой ситуации дифференциация товара позволяет фирме завоевывать своих покупателей, готовых платить за тот продукт, который предлагает именно эта фирма.

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

д) Продавцы на монопольно-конкурентном рынке не считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цену или объем продаж. Таким образом, влияние на уровень цен хоть и имеется, но довольно в узких рамках;

е) влияние на объем спроса и уровень цене в основном с помощью неценовой конкуренции: дифференциации товара и рекламы.

Таким образом, рассмотренные черты монополистической конкуренции позволяют сделать вывод, что она похожа и на совершенную конкуренцию, и на чистую монополию.

Проследим, как будут определяться объем продукции и цена в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.