Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность монопольно-конкурентного рынка

 

Каковы экономические последствия существования монополистической конкуренции, а значит и ее экономическая эффективность?

Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т.е. возникают избыточные производственные мощности.

Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т.е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю.

В-третьих, приспособление продукта потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования, что связано с дополнительными затратами.

В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы, на что также идут дополнительные затраты. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная и социальная эффективность не достигается.

Действительно, в условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной (чистой) конкуренцией. Поскольку кривая спрос имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек (LATC) слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность, котораяиллюстрируется на рис.39.

 

Рис. 39. Избыточная мощность в условиях монополистической конкуренции

 

Из рисунка 39 видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует максимизирующий прибыль выпуск долгосрочного периода QE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгосрочном периоде минимальны LATCmin. Эта эффективность будет достигнута при выпуске периода QM , соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек LATCmin (точка М). Но максимизирующий прибыль выпуск монопольно-конкурентной фирмы составит лишь QE, что много меньше QM. Разность между реально выпускаемом количеством товара QE, соответствующим долгосрочным издержкам (LATС) и количеством товара QM, выпускаемым в долгосрочном периоде при LATCmin, называется избыточной мощностью.

Например, предположим, что продавец на монопольно-конкурентном рынке напитков стремится в краткосрочном периоде максимизировать прибыль. Его товар дифференцирован по сравнению с конкурентами по количеству натуральных добавок (их больше, чем у других).

Фирма в этом случае может поднять цену без падения продаж до нуля, так как достаточное число потребителей готово платить высокую цену за ее продукцию. При этом монопольно-конкурентная фирма не будет учитывать реакцию соперников. Как будто их нет. Поэтому поведение монопольно-конкурентной фирмы в краткосрочном периоде можно описать с помощью модели чистой монополии, учитывая при этом, что в основе монопольной власти лежит дифференциация товара, которую фирма расценивает как источник получения прибыли (рис.39).

При монополистической конкуренции в долгосрочном периоде осуществляется свободный вход и выход из отрасли.

Более простой выглядит ситуация, когда фирмы, терпящие убытки, покидают отрасль, а уцелевшие, в силу изменения спроса и предложения, смогут в долгосрочном периоде работать в режиме самоокупаемости и получать нормальную прибыль.

Для монополистической конкуренции типичной является ситуация, когда чистая прибыль в краткосрочном периоде, во-первых, привлекает новых производителей с более новой продукцией; во-вторых, сама фирма расширяет производство до уровня, при котором MR=LMC; в-третьих, фирмы, способные производить аналогичный напиток, скопируют его, и будут продавать под своим либо похожим товарным знаком. Поэтому на рынках с монополистической конкуренцией постоянно идет процесс инновации (внедрение нового) и имитации (подделки). От подделок особенно страдают известные фирмы, которые затратили на рекламу своей продукции огромные средства.

Наличие этих трех моментов приведет в долгосрочном периоде к одновременному возрастанию предложения и понижению спроса на продукт любой отдельной фирмы. Следовательно, цена 1 литра напитка, по сравнению с краткосрочным периодом, понизится, и будет понижаться до тех пор, пока ни одна монопольно-конкурентная фирма не сможет получать чистую прибыль. Таким образом, долгосрочное равновесие предполагает получение фирмами нулевой экономической прибыли, т.е. нормальной прибыли.

Исчезновение чистой прибыли требует того, чтобы кривая спроса являлась касательной к кривой средних издержек, а цена, которую фирма должна установить, если хочет продать количество, товара соответствующее точке Е или MR = LMC, должна равняться средним издержкам. При цене в 15 рублей и таких же издержках прибыль как с одного литра, так и в целом равна нулю.

Более того, рисунок 39 показывает, что монопольно-конкурентная фирма не добивается в долгосрочном периоде всего возможного снижения издержек. Как показано на рис.39,фирма в равновесии реализует 3 000 л. В месяц, а минимальные средние издержки достигаются лишь при выпуске 4 500 л. в месяц. Разница (4 500 – 3 000 =1 500 л.) и будет избыточная мощность.

Существование избыточной мощности означает, что монопольно-конкурентная фирма должна назначать более высокую, по сравнению с конкурентной фирмой, цену в долгосрочном периоде для того, чтобы добиться нормальной прибыли. Таким образом, избыточная мощность является частью затрат на дифференциацию товара. Она представляет собой как бы плату общества за разнообразие товаров. Вопрос всегда стоит только в том, сколько потребители готовы платить за разнообразие товаров. При этом очевидно, что цена в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде будет ниже, чем в условиях чистой монополии, но выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Дифференциация, совершенствование товара, реклама, ряд других форм стимулирования сбыта и являются формами неценовой конкуренции, которая постоянно используется в условиях монополистической конкуренции. Рассмотрим их более подробно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос, предложение и режимы работы монопольно-конкурентной фирмы | Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.