Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Витамины. Минеральные вещества, мг

Минеральные вещества, мг

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Энергия, ккал          
Белки, г, в том числе животные 77 46 90 54 82 49 98 59 90 54
Жиры, г          
Углеводы, г          
Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Кальций          
Фосфор          
Магний          
Железо          
Цинк          
Йод 0,10 0,10 0,10 0,13 0,13

 

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
С, мг          
А, мкг          
Е, мг          
D, мкг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
В1, мг 1,2 1,4 1,3 1,5 1,3
В2, мг 1,4 1,7 1,5 1,8 1,5
В6, мг 1,6 1,8 1,6   1,6
РР, мг          
Фолат, мкг          
В12, мкг          

 

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты Возраст школьника
7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки
Хлеб пшеничный        
Хлеб ржаной        
Мука пшеничная        
Крупы, бобовые, макаронные изделия        
Картофель        
Овощи разные        
Фрукты свежие 150-300 150-300 150-300 150-300
Фрукты сухие        
Сахар        
Кондитерские изделия        
Масло сливочное        
Масло растительное        
Яйцо, шт.        
Молоко, КМПр        
Творог        
Сметана        
Сыр        
Мясо, птица, колбасы        
Рыба        

 

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

7.30 - 8.00 Завтрак дома

10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе

12.00 - 13.00 Обед дома или в школе

19.00 - 19.30 Ужин дома

Вторая смена

8.00 - 8.30 Завтрак дома

12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

16.00 - 16.30 Горячее питание в школе

19.30 - 20.00 Ужин дома

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.

Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.

Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед.

"Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Домашняя упаковка.

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета.

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Забота о рациональном питании школьника начинается с правильного составления меню на один прием пищи, а также на день и на неделю. Меню необходимо всячески разнообразить и составлять с учетом суточной энергетической (калорийной) потребности организма.

Аппетит и пищеварение, самочувствие и работоспособность школьника во многом зависят от того, сколько пищи, в какой последовательности и в каком сочетании он получает.

Наиболее калорийную пищу - блюда, богатые белком, в первую очередь мясные и рыбные,- надо включать в меню первого завтрака и обеда. Животные белки тонизируют нервную систему, в сочетании с углеводами обеспечивают высокую умственную и физическую работоспособность.

А на ужин мясные блюда давать не следует, так как они возбуждающе действуют на нервную систему, нарушают сон в связи с тем, что мясная и жирная пища долго переваривается в желудке. Не рекомендуется также давать детям школьного возраста на ужин крепкий чай, кофе, какао, которые возбуждающе действуют на нервную и сердечно-сосудистую системы. Не желательно включать в меню ужина ржаной хлеб, блюда из гороха и бобов, учитывая, что в процессе их переваривания в кишечнике образуется значительное количество газов.

Первый завтрак должен быть достаточно калорийным и обязательно содержать горячее блюдо. Легко и быстро утром можно приготовить отварной картофель, кашу, яичницу или омлет, отварить сосиски, сардельки и дополнить их чаем, кофе с молоком, бутербродом с маслом, печеньем. Полезно включать в меню первого завтрака закуски: салат, сыр, колбасу, сельдь. В меню обеда следует включать закуску, желательно салат из сырых или вареных овощей, первое блюдо - суп, борщ, щи, рассольник, мясной бульон - и мясное или рыбное блюдо - котлеты бефстроганов, жареную рыбу, тефтели, биточки, тушеное мясо, мясной рулет и др.

В качестве гарнира ко второму блюду можно подавать картофельное пюре, гречневую кашу, тушеную капусту, макароны, а также свежие или консервированные огурцы, помидоры, зеленый горошек и зелень. Завершить обед можно свежими фруктами, компотом, киселем. Ужин школьника должен состоять из молочных, овощных, яичных и крупяных блюд, а также свежих фруктов. Давать его следует за 1,5-2 часа до сна.

Второй завтрак или полдник дети получают в школе на большой перемене.

Во многих школах организовано горячее питание: детям подают молочные каши, сосиски с картофельным пюре, горячее молоко, чай, кефир, хлеб, булочку или печенье и др.

Дети, посещающие группы продленного дня, находятся в школе длительное время (9-10 часов), поэтому для них там организовано двухразовое горячее питание-второй завтрак и обед. Первый завтрак и ужин дети получают дома. Горячее питание в школе обеспечивает около 55 % суточной потребности организма в пищевых веществах и энергии (второй завтрак- 20 %, обед - 35 %).

Около 35 % калорийности суточного рациона приходится на домашний завтрак и ужин, причем дома следует дополнять рацион ребенка, учитывая то питание, которое он получает в школе.

При составлении меню на день и на неделю необходимо обеспечить достаточное разнообразие в питании школьника, следить, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение одного дня, а в течение недели не более чем два-три раза. Если на завтрак учащийся получил кашу, то во время обеда и ужина блюда из круп больше давать не следует, а нужно приготовить блюда из картофеля и овощей.

Такие продукты как хлеб, масло, молоко, мясо, сахар, овощи, фрукты следует включать в рацион школьника ежедневно. В то же время ряд продуктов - творог, рыбу, яйца, сметану желательно давать через день. Школьнику не следует употреблять больше одного яйца в день. Особую ценность для рациона учащихся представляют молоко и молочные продукты - кефир, простокваша, творог, сливки, сметана, различные виды сыров, включая плавленые.

Как и детям дошкольного возраста, учащимся необходимы свежие овощи, фрукты и ягоды как источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, ферментов, органических кислот. Кроме того, содержащиеся в них пектиновые вещества и клетчатка благоприятно влияют на функцию кишечника.

Необходимо позаботиться и о включении в рацион школьника ржаного хлеба. В нем много витаминов, особенно группы В, полноценных белков и углеводов, солей, микроэлементов, содержится достаточное количество клетчатки.

Меню в зимне-весенний и летне-осенний сезоны существенно отличаются друг от друга. В теплое время года следует несколько ограничивать количество высококалорийной пищи и вводить в рацион неограниченное количество фруктов и овощей. В зимнее время калорийность суточного рациона должна быть повышена, особенно для тех школьников, которые занимаются физкультурой и спортом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличительные особенности питания детей дошкольного и школьного возраста | Характеристика диет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.