Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть управленческой деятельности




Тема 2. Сущность управления организацией

Аннотация

Раскрыты сущность управления организацией и роль менеджеров. Рассмотрены вопросы возникновения и делегирования полномочий по управлению. Показано в чем заключается управленческая и исполнительская деятельность менеджера

 

Ключевые слова: управление, менеджмент, целенаправленность, проактивное и реактивное управление, исполнение и управление, предпринимательство, собственник, делегирование полномочий.
Рассматриваемые вопросы:   1. Суть управленческой деятельности. 2. Полномочия по управлению, делегирование полномочий. 3. Исполнение и управление.

 

Управление – вид деятельности, связанный с целенаправленным воздействием со стороны субъекта, органов управления на людей, экономические технические и иные объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты, поддерживать стабильность деятельности механизмов и др.

Управление можно рассматривать как процесс и как функцию организованной системы.

Управление как процесс представляет собой воздействия на объект для обеспечения достижения конкретной цели. В управлении участвуют:

- объект, которым управляют;

- субъект, который осуществляет управление;

- данные или сигналы, обеспечивающие собственно управление;

- данные, поступающие от объекта управления к управляющему субъекту и осуществляющие обратную связь.

Однако не надо забывать, что это механистический подход, дающий представление о сущности управления только с одной стороны.

Управление как функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социально-экономических), является деятельностью, обеспечивающей сохранение определенной структуры системы, поддержание режима её деятельности (внутреннего режима функционирования), реализацию целей, в том числе путем программных действий.

В нашей стране также широко распространен термин «менеджмент», по отношению к социально-экономической организации практически означающий то же самое, что и управление.

Менеджмент (management - управление, заведование, руководство) – управление, как вид деятельности, связанный с руководством людьми, в самых разнообразных организациях; умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Можно пытаться по-всякому описывать и раскрывать сущность управления и менеджмента. Однако по существу разница заключается в том, что эти слова в русском и английском языках имеют во многом отличающееся значения, которые раскрывают толковые словари этих языков.

Управление это:

1) функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей;

2) процесс воздействия на объект для обеспечения конкретной цели. В управлении участвуют: - объект, которым управляют; - блок, который осуществляет управление;

3) деятельность органов государственной власти (government, administration);

4) любая руководящая деятельность, управление организацией (management);

5) крупное подразделение какого-нибудь государственного или иного учреждения (board, directorate, department);

6) вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова (напр., глагол "желать" управляет винительным и дательным падежами: "желать счастья молодым").

Management (англ.) – руководство, управление от manage:

1) вести дела;

2) руководить работами;

3) управлять людьми, организацией;

4) администрация – управленческая структура;

5) справляться.

Исследования показывают, что управленческая работа очень существенно отличается от другой производственной работы. Если производственный рабочий изо дня в день, из месяца в месяц использует одни и те же свои умения и навыки, то управленец должен ежедневно приспосабливаться к меняющимся условиям, хотя и совершает повторяющиеся управленческие работы.

 

 
Пример ы: Тракторист, овладев техникой вождения трактора в различных режимах его использования (вспашка земли, сев, боронование и т.п.) из года в год реализует одни и те же свои умения, меняя их незначительно при замене трактора на более современный. Бригадир полеводческой бригады должен решать вопросы обеспечения работ материальными ресурсами, расстановки работающих, координации работ в зависимости от складывающихся обстоятельств и др. Должен ежегодно согласовывать с вышестоящим руководством объемы работ, условия их оценки и оплаты, и тому подобное.
 

Объединяя и координируя свои усилия относительно конкретных целей, многие люди и даже управленцы не задумываются о том, что они фактически осуществляют управление процессом своего труда как путем реакции, хорошо, если своевременной, на меняющиеся обстоятельства, так и путем заблаговременного прогнозирования ситуаций и разработки проектов необходимых решений на основе методов целевого подхода.

Проактивное (программно-целевое) управление в настоящее время является профессиональным подходом к управлению любой организацией. Оно опирается на знание основ научного управления предприятием и позволяет установить:

- что и когда должно быть сделано;

- с какими затратами должно быть сделано;

- каким образом, в какой последовательности должно быть сделано;

- какие результаты работы следует считать удовлетворительными;

- в каких случаях и какие корректирующие действия должны быть предприняты.

Программно - целевое управление ориентировано на конечный результат. В этом подходе цель и результат неразделимы. Поэтому, управляя работами по достижению цели, следует постоянно учитывать достигнутые результаты.

На практике всегда оказывается легче ставить цели, чем управлять, ориентируясь на них (так же, как легче говорить о целях, чем ставить их). Такое положение связано в основном с укоренившимся у многих руководителей «пожарным» подходом к управлению, заключающемся в том, что руководитель сосредотачивает свое внимание на решении «горящих» вопросов. Вопросов, возникших вчера и сегодня и направленных на ликвидацию «узких мест» в сиюминутной деятельности предприятия.

Причем ценность современного руководителя, к сожалению, в большей мере определяется его способностью решать «пожарные» вопросы, нежели способностью предотвращать их возникновение. Руководителя, который своевременно предупреждает возникновение многих «узких мест», мы просто не замечаем. Нам кажется, что руководитель, проводящий ежедневные оперативные совещания и обеспечивающий быстрое принятие четких решений по большинству вопросов, направленных на ликвидацию «пожаров», является более компетентным и деловым, чем руководитель, который созывает оперативные совещания гораздо реже и в основном для того, чтобы согласовать и утвердить окончательный вариант программы действий, обеспечивающей предотвращение многих «пожарных» ситуаций. Конечно, хороший руководитель должен уметь «тушить пожары», так как предотвратить их все практически невозможно.

Руководитель, сосредотачивающий свое внимание на решении «горящих» вопросов реализует, так называемое, реактивное управление. Этот подход заключается в том, что планирование действий осуществляется непосредственно перед началом их или даже в процессе этих действий. Такие планы меняются часто, в основном по причине отсутствия ясных целей. Управление сводится к реакции на текущие события. Примером может быть руководитель, который приходит на работу, не имея плана действий на день, и считает своим долгом реагировать на все, что происходит вокруг, и удовлетворять в первую очередь претензии тех, кто настоятельно их выставляет. В роли таковых чаще всего выступают не самые загруженные работой подчиненные. Поэтому при реактивном подходе все подчиненные имеют возможность лишний раз убедиться в том, что «кто больше кричит – тот больше имеет, а не тот – кто больше работает».

Процесс разработки и принятия управленческого решения является результатом сбора, обработки и преобразования информации, поступающей к руководителю в первую очередь от подчиненных. Поэтому для того, чтобы принять наиболее верное решение, необходимо располагать достоверной и полной информацией. Обеспечить это при реактивном подходе чаще всего не удается. Необходим подход, опирающийся на заблаговременное определение конечных результатов деятельности предприятия, которые должны выражаться в виде четко сформулированных целей. Таковым является программно-целевое управление. Именно ему свойственно наличие четкого плана (программы) работ по достижению целей и вариантов (программ) решения проблем, даже если это будут такие неожиданные события, как выход из строя оборудования, сбои в снабжении материалами и комплектующими и т.п.

При программно-целевом подходе постоянное присутствие руководителя не обязательно, так как для большинства возникающих в практике проблем всегда имеется программа действий, позволяющих наиболее лучшим образом решить проблему.

В действительности ни один из приведенных крайних случаев не встречается в чистом виде. В реальных условиях используется оба подхода. Совершенно очевидно, что ни один руководитель не может быть уверен в том, что ему удастся избавиться от необходимости реагировать на неожиданные ситуации путем широкого внедрения программно-целевого подхода. Поэтому имеет смысл говорить о преобладании того или иного подхода в целом, так как соотношение между затратами времени руководителя по этим подходам будет меняться ежедневно и ежемесячно. Однако, очевидно одно, что управление эффективнее тогда, когда усилия руководителя в основном сосредоточены на программно-целевом подходе. И тем они результативнее, чем более полно учитывается при программировании действий реальные ограничения, в первую очередь по ресурсам и времени. Считается, что профессиональный руководитель должен затрачивать на осуществление программно-целевого подхода не менее 2/3 своего рабочего времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.