Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Изучите учебные материалы и составьте вопросы для опроса по данной проблеме




V. Ознакомьтесь с понятием и характеристикой учебно-производственных работ. Установите соответствие между видами учебно-производственных работ и их особенностями, заполнив таблицу.

IV. Ознакомьтесь с системами производственного обучения. Заполните таблицу, представленную ниже

Наименование системы Вид системы: традиционная, современная Время возникновения Разработчик системы Сущность системы Преимущества системы Недостатки системы
             

Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие «система производственного обучения», которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объема и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях.

Система — целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система производственного обучения — объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, т.е. технологии обучения, которое при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения.

Выбор системы производственного обучения зависит от следующих основных факторов:

· уровня развития производства;

· принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.);

· особенностей рабочих профессий.
Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения.

Предметная система (традиционная) — одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определенное количество все усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста, с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. Однако они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не реализуются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для составления программ обучения, взаимосвязи производственного и теоретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной промышленности.

Операционная система (традиционная) производственного обучения разработана в 60—70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина — сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской.

Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе.

Вместо изготовления предметов, вещей, изделий, содержанием обучения стало выполнение определенных перечней операций, выделенных специально для усвоения и представляющих собою определенную структуру элементов труда. Но далеко не всегда учебные операции являлись операциями в производственном понимании. Речь идет о несоответствии объектов упражнений реальным объектам, что затрудняло освоение навыков выполнения работы в целом.

Однако в «чистом виде» операционная система применялась, недолго: незавершенность предметов, не имеющих потребительской ценности, отсутствие плавного перехода от обучения в учебных мастерских к работе заводских условий потребовали ее совершенствования. [8, с. 164]

Операционно-предметная система (традиционная) производственного обучения, предложенная видным русским деятелем профтехобразования С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества. Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий — более сложные операции. К достоинству системы относилось то, что изготовление полезных предметов пробуждало у учащихся интерес и стремление к производительной работе. Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы. При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование — ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания. Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения.

Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гг. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить обучающихся выполнять вначале отдельные элементы трудовых движений, затем трудовые движения и действия, трудовые приемы и операции. Обучение по системе ЦИТа включало в себя следующие периоды тренировочных упражнений:

• по освоению трудовых движений и приемов с помощью специальных технических средств (направителей, тренажеров и т.п.);

• по выполнению трудовых операций, в которые входят изученные приемы и движения;

• комплексные работы, сочетающие освоенные трудовые операции в процессе изготовления несложных изделий;

• самостоятельное выполнение характерных производственных работ.

Среди положительных сторон системы ЦИТа — четкость и стройность ее моторно-тренировочной части, построенной на основе научной разработки биомеханических основ трудовых действий; тщательная разработка методики обучения и выполнения действий, в том числе в виде инструкций мастеру и обучаемому, организация рабочих мест, разработка и применение различных тренажеров и т.п. Однако механическая тренировка под команду инструктора (особенно при выполнении отдельных движений) в известной мере противоречила требованиям системности и сознательности усвоения обучающимися целостных трудовых процессов и действий, что не способствовало развитию творческих способностей обучающихся. Речь идет и о недостатке теоретических знаний и др.

В то же время отрицание этой системы вряд ли можно оправдать. Научно-технический анализ содержания труда ряда основных профессий, детальное изучение построения и последовательности движений, приемов и операций, методы объективной регистрации процессов и результатов труда, тренажеры и многое другое с успехом применяется и сегодня.

Операционно-комплексная система (традиционная) разработана, педагогически обоснована и внедрена в 1935-1936 гг. работниками школ ФЗУ. Впитывает в себя достижения предшествующих систем производственного обучения. Используется и сейчас при построении программ производственного обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сущность операционно-комплексной системы состоит в том, что обучающиеся вначале упражняются в выполнении основных трудовых приемов по специальности и овладевают двумя-тремя производственными операциями. Затем они выполняют комплексные работы, включающие пройденные операции. Комплекс — это совокупность операций, не составляющая всего содержания по данной профессии, но имеющая законченность и вариативность (разные группы операций). В дальнейшем такие циклы (несколько новых операций — комп­лексные работы) повторяются до тех пор, пока не будут освоены все предусмотренные операции и сложные производственные работы. Обучение завершается на рабочих местах предприятий, где обучающиеся осваивают новую технику и технологию, выполняют работы, характерные для данного производства. Операционно-комплексная система производственного обучения не является универсальной и применимой к подготовке рабочих по всем профессиям. Она возникла как частная система обучения профессиям ручного и машинно-ручного труда (слесари, столяры, станочники). К недостаткам этой системы следует отнести подмену трудовых действий (приемов, операций, процессов) технологическими операциями, установку на простые виды технологии и техники и др.

Операционно-поточная система (современная) производственного обучения вызвана поточной формой организации производства, когда рабочий выполняет одну операцию и передаст (отправляет) обработанную им деталь по постоянному маршруту на следующее рабочее место. Деталь (изделие) проходит столько рабочих мест, на сколько операций разбит весь технологический процесс. Обучающийся узнает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Система позволяет обучающимся овладеть современными способами выполнения операций и перейти на многостаночную работу на высокомеханизированных поточных производствах. Операционно-поточной системе присущи все основные недостатки ее предшественницы — операционной системы.

Предметно-технологическая система (современная) производственного обучения соответствует автоматизированному производству. Объект изучения - комплекс технологических операций, объединенных общностью технологических процессов изготовления изделий, и способы их выполнения, а также приемы выполнения работ по обслуживанию применяемого автоматического управления и систем управления.

Обучение состоит из двух циклов общеотраслевой подготовки и специализации, определяемой формой разделения труда на данной стадии развития автоматизированного производства и должно соответствовать требованиям госстандарта профессионального образования. Обучение в этот период проводится, как правило, по операционно-комплексной системе. Процесс разработки и апробации предметно-технологической системы еще не завершен.

Проблемно-аналитическая система (современная) производственного обучения разработана и апробирована академиком С.Я. Батышевым в I960— 1970 гг. На основе анализа изучаемых процессов труда весь программный материал расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме и выявляются функции умственной деятельности обучающихся, необходимые при выполнении работ по регулированию технологических аппаратурных процессов, агрегатных и автоматических станков и автоматических линий. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, а во взаимодействии с другими проблемами в таком порядке:

• общее знакомство с технологическим процессом в целом;

• производится расчленение (деление) технологического процесса на проблемы;

• затем каждая проблема изучается в отдельности;

• раскрываются структурные части проблемы — ситуации.

В зависимости от характера проблемы ее изучают на уроках, лабораторно - практических занятиях, в ходе практического (производственного) обучения. После изучения всех проблем переходят к изучению техпроцесса в целом, ноуже детальнее и на более высокой научной основе.

Достоинство системы – формирование у обучаемых умений выполнения умственной аналитической деятельности в процессе выполнения трудовых действий.

Недостаток – трудность перенесения сформированных навыков по изученным трудовым операциям на новые.

Приемно-комплексно-видовая система (современная) – основу составляет формирование умений выполнять приемы труда в пределах конкретного вида работы в рамках профессии с последующим соединением приемов в комплексы. Основоположник системы Катханов К.И. Достоинство системы – прочное овладение приемами выполнения видов работ в рамках профессии с последующим применением их в сочетании при изготовлении изделий (производстве услуг). Недостаток – трудности в отборе приемов каждого вида работ, включающих несколько способов ее выполнения, система применима для монтажно-сборочных профессий.

Инвариантно-модульная система (современная) – строится по восходящим ступеням обучения так, что каждая последующая ступень является логическим продолжение предыдущей и обеспечивает возможность дальнейшего обучения. На 1 ступени ведется подготовка работников с начальной квалификацией; на 2 проводится повышение квалификации до ее среднего уровня; на 3 – до уровня высшей. Каждая ступень – блок обучения, состоящий из базисного (общепрофессионального) и дополнительного (специального) модулей. Разработана академиком С. Я. Батышевым. Достоинства системы – возможность преобразования содержания профессионального образования в ОУ и на производстве в зависимости от конкретных условий, предоставление обучаемым права выбора варианта профессиональной подготовки. Недостаток – необходимость разработки специальной учебно-программной и методической документации, постоянное отслеживание изменений социального заказа на специалистов.

Процессуальная система (современная) – основана на классификации учебного материала по процессуальному признаку (способы управления оборудованием, способы обслуживания оборудования). Автор системы – А.Е. Шильникова. Достоинство системы – возможность овладения профессией широкого профиля. Недостаток системы – применяется в производственных условиях и не охватывает весь процесс производственного обучения.

Вопрос. Учебно-производственные работы

Учебно-производственные работы – дидактическое средство, используемое в рамках учебной практики (ПРО), при помощи которого у учащихся формируется сумма сложных трудовых приемов, совершенствуются приобретенные умения и навыки, необходимые и типичные для данной профессии.

В зависимости от периода обучения, целей и содержания обучения выделяют следующие виды учебно-производственных работ (УПР):

· учебно-производственные работы по операционным темам;

· учебно-производственные работы по комплексным темам

· учебно-производственные работы по совершенствованию и специализации профессиональных навыков

 

Виды учебно-производственных работ Особенности учебно-производственных работ
1.Учебно-производственные работы по операционным темам А.Изучается сочетание нескольких трудовых операций, изученных ранее
2.Учебно-производственные работы по комплексным темам Б.проводятся с целью овладения современной техникой и технологией производства, передовыми способами труда и опытом новаторов. Выполняются на этапе завершающей подготовки квалифицированных рабочих во время производственной практики на предприятии,
3. Учебно-производственные работы по совершенствованию и специализации профессиональных навыков В.Изучаются трудовые приемы и операции, приобретаются навыки и умения выполнения операций. Выполняются при изучении отдельных тем программы учебной практики (ПРО). При этом допускаются работы, не имеющие производственной ценности
  Г. Изучаются отдельные трудовые приемы и элементы операций

Ответ:

Вопрос. Учебно-производственная документация, ее характеристика

В состав учебно-производственной документации по производственному обучению профессии входят: рабочая учебная программа учебной практики ( программа производственного обучения), Перечень учебно-производственных работ (УПР), согласно периодам освоения профессии, инструкционные и инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы по профессии (операционные и комплексные), план производственной деятельности ученической группы на месяц, техническая документация (правила эксплуатации оборудования), инструкция по охране труда, журнал проведения инструктажей по соблюдению мер безопасности при работе с оборудованием, журнал учета работы в сети «Интернет», журнал учета отказов работы ПК.

Перечень учебно-производственных работ, типичных для профессии -– один из документов по планированию производственного обучения (ПО), включающий список УПР применительно к темам рабочей учебной программы по производственному обучению (ПО) и расчеты по их нормированию. Перечень УПР самостоятельно составляется мастером ПО и утверждается на заседании соответствующей методической комиссии. В адресе перечня указывают: наименование документа, название профессии (специальности), место обучения (мастерская, цех, участок предприятия), количество учащихся в группе. В содержании перечня стоят наименования работ, уровень сложности работ (разряд). Разряды работ, определяющие диапазон сложности конкретного труда, обусловливают уровень квалификации, необходимый для выполнения конкретных видов работ различной сложности. Таким образом, все работы тарифицируются.

Тарификация работ – установление тарифа на основе классификации видов работ различной сложности, осуществляемой рабочим. Посредством тарификации устанавливается ставка (тариф), определяющая размер оплаты труда (цену выполняемых видов работ различной сложности)

Тарифно-квалификационный разряд – показатель, определяющий степень профессионального мастерства работника, влияющий на его зарплату. Разряды работ определяют диапазон их сложности и подразумевают определенный уровень квалификации исполнителя работ, необходимый для выполнения конкретных видов работ различной сложности.

Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, спо­собы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых прие­мов изучаемой операции.

Инструкционно-технологическая карта – применяется при выполнении работ комплексного характера. Она раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, сред­ства выполнения учебно-производственных работ.

 

Вопросы для опроса:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.