Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемное обучение

Проблемное обучение зарождается в середине 60-х годов. Идея активизации школьников, проблемности обучения не является совершенно новой в дидактике. Ее элементы можно видеть в наследии Сократа, Квинтилиана, Песталоцци, Дистервега и др. В 60-70-е годы данную модель разрабатывали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.

Проблемное обучение - это система правил применения приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т.п.) Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе школьников и управление их познавательной деятельностью по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, задач и вопросов. Это поисковый путь в усвоении знаний.

Учитель при проблемном обучении так организует учебно-познавательную деятельность учащихся, что они на основе анализа фактов стремятся самостоятельно разрешить учебные затруднения, сделать вводы и обобщения, сформулировать законы, определения понятий, теоремы, правила, применять полученные знания в новой ситуации.

Учащиеся при проблемном учении усваивают знания и способы умственных действий путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельно анализируют изученное, формулируют и решают учебные проблемы посредством выдвижения гипотез и их доказательства, а также проверки правильности решения, что способствует интеллектуальной активности личности. Уровень проблемности и познавательной самостоятельности школьников будет различаться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, от степени освоения методов проблемного обучения.

Функции проблемного обучения:

1. содействие эффективному усвоению учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

2. выработка умения творчески применять полученные знания в новой ситуации, решать

учебные проблемы;

3. воспитание познавательной самостоятельности, ведущей к приобретению опыта творческой деятельности и развитию творческих способностей;

4. формирования мышления и мировоззрения.

Для реализации проблемного обучения необходимо предварительно создать ряд условий:

- умение самостоятельно работать с текстом (выделять главное, существенное, сортировать материал, обрабатывать текст технически и т.п.);

- обучение самоконтролю и самопроверке;

- отработка схемы работы с проблемой: а) ее анализ осмысление; б) понимание элементов ("зон") трудности; в) словесная формулировка проблемы; г) перебор (поиск) вариантов решения; д) формулировка гипотезы; е) доказательство гипотезы;

- решение проблемной ситуации невозможно без интереса, эмоционально окрашенного отношения к проблеме.

Основные понятия:

1) Проблемная ситуация - сущность проблемной ситуации заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Признаки:

а) наличие неизвестного для учащихся;

б) установка школьников на решение задания, "личная заинтересованность" в разрешении возникшего познавательного затруднения.

Дидактические цели использования проблемной ситуации:

а) привлечь внимание учащихся к учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес;

б) активизировать умственную деятельность детей, поставив их перед посильными познавательными затруднениями;

в) показать, что посредством имеющихся у учеников знаний, умений и навыков невозможно удовлетворить возникшую познавательную потребность;

г) помочь школьникам увидеть основную проблему и определить наиболее рациональные пути ее решения.

Приемы создания проблемной ситуации:

а) учитель сам четко ставит проблему;

б) учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу;

в) внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение;

г) учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение;

д) ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация;

е) учащимся предлагаются предварительные задания на материале учебника;

ж) ученикам объясняют практическую значимость подлежащего изучению материала;

з) житейские знания учащихся намеренно сталкиваются с научными данными, в результате чего возникают противоречия;

и) используется какой-либо необычный случай из жизни, имеющий отношение к подлежащей изложению теме;

к) перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителем нового материала и сделав соответствующие выводы.

2) Учебная проблема - задание, способ выполнения или результат которого ученику заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результат или способа выполнения. Задание, способ выполнения которого учащийся знает, не является учебной проблемой. С другой стороны, если ученик не знает способа выполнения какого-либо задания и не имеет средств поиска решения, то оно также не будет учебной проблемой. Признаки:

а) наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний;

б) наличие у учеников определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного.

3) Учебная задача - в большинстве случаев требует от учащегося лишь применения имеющихся теоретических знаний в практических действиях. В ходе ее решения ученик овладевает определенными умениями и навыками, но не выходит за рамки имеющихся знаний, не усваивает неизвестных понятий, не открывает новых закономерностей, не делает выводов, не приходит к формулированию законов, не проявляет исследовательской активности, как при разрешении учебной проблемы.

Основные методы проблемного обучения:

1. Изложение с проблемным началом (учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Эмоциональный заряд, полученный при этом учениками, обуславливает их активное восприятие всего рассказа учителя).

2. Проблемное изложение знаний (активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Он показывает образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала. Другим вариантом использования метода проблемного изложения знаний может быть показ пути открытия учеными того или иного закона в истории развития данной науки. Он рассказывает путь научного познания, показывает логику исследования вопроса учеными, делая при этом учащихся как бы соучастниками научного поиска).

3. Частично-поисковый, или эвристический метод (объяснение учителя сочетается с поисковой деятельностью школьников на всех или отдельных этапах познавательного процесса. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные и полусамостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами учения здесь, как правило, являются слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск и решение проблемы. Одним из вариантов частично-поискового метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых представляет собой шаг на пути к решению основной. Часть из них или все решаются учениками. Еще один вариант частично-поискового метода - эвристическая беседа, которая включает серию вопросов, ответы на которые служат этапами на пути разрешения учебной проблемы.

4. Исследовательский метод. Данный метод позволяет наиболее полно реализовать требования формирования творческой самостоятельности учащихся, навыков исследовательской деятельности. Выполняя задания, теоретически и практические исследования, ученики нередко сами выдвигают гипотезу ее решения, осуществляют поиск и приходят к окончательному результату. Они совершают логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия или способа деятельности. Учитель лишь осуществляет общее руководство поисковой работой учащихся. Исследовательский метод следует использовать при изучении важнейших, узловых вопросов программы, таких, которые заключают в себе общие основы предмета, что будет способствовать более осмысленному усвоению всего остального материала. При этом отбираемые для изучения разделы должны быть доступными для восприятия учащимися.

Ориентировочная схема обучения

Учитель; Ученик

1. Создает проблемную ситуацию; 1. Осознает противоречие в изучаемом материале

2. Организует размышление над проблемой и ее формулировкой; 2. Формулирует проблему

3. Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий; 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явление

4. Организует проверку гипотезы; 4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний; 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

"+" проблемного обучения - развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы

"-" проблемного обучения - не всегда можно применить из-за характера учебного материала, уровня подготовки учащихся, квалификации учителя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программирование обучение | Развивающее обучение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.