КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические портреты
Сильвестр Медведев (1641-1691) - поэт, историк, просветитель, ученик Симеона Полоцкого. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спасского монастыря. 1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству. 1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников. 1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий. 1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже. 1706 -открытие Новгородской архиерейской школы. Создана Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы 1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном 1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях. 1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию, откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке. Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал. Автор трудов по русской истории. Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы. Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых. 1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г.) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов. 1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в., четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения, двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников. 1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования. 1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.). 1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания. Владимир Мономах (1053 - 1125). Автор знаменитого «Поучения детям», «Автобиографии» и «Письма к Олегу Святославович}?». «Поучение князя Владимира Мономаха детям» является первым из известных нам документов, изображающих древнерусский идеал человека. Кирилл Туровский (ок. 1130 - не позднее 1182). Крупнейший мыслитель, писатель и просветитель Древней Руси. Одним из первых в истории отечественной педагогики по достоинству оценил труд учителя, «мужа простого», учившего человека грамоте и дававшего ключ к «книжному разумению». Оставив епископскую кафедру в 1182 г. он сам пошел по учительской стезе, возглавив монастырскую школу. Максим Грек (1475 - 1556). Родился в Греции, в г. Арте. В 1518 к великий князь Василий III пригласил его в Москву даю перевода греческих сочинений на русский язык. Помимо крупных переводов церковных книг был автором трудов «О грамматике», «О пользе грамматики», «Лексис - неведомые речи» и др. Первостепенную роль отводил воспитанию нравственных качеств, и, прежде всего, кротости, мудрости, послушанию, чувства гражданственности. Курбский Андрей Михайлович (1528 - 1583). Один из ближайших сподвижников Ивана Грозного в проведении реформ середины XVI века, известный просветитель и переводчик. В 1564 г., опасаясь опалы за близость к казненным царем феодалам, бежал в Литву В своем имении в местечке Миляновичи на Волыни Курбский организовал кружок образованных, людей, сам «уже в сединах» изучил латинский язык и занялся переводом богословских сочинений. Участниками кружка были переведены «Парадоксы» Цицерона, отрывок «О силлогизме» из «Диалектики» И. Спангенберга. Дмитрий Ростовский (1651 - 1709). В 1668 г. будущий святой принял монашеский постриг. 1 сентября 1702 г. открыл школу в Ростовском кремле для представителей всех сословий, где обучал греческому и латинскому языку. Среди его педагогических сочинений наиболее известны «Мудрые советы родителям» и «Летопись». Татищев Василий Никитич (1686 - 1750). Русский ученый и педагогический деятель, родоначальник отечественной этнографии и исторической географии. Был ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли первой половины XVIII века. Являлся автором ряда педагогических сочинений: «Записки об учащихся и расходах на просвещение в России», «Разговора двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), «Духовной моему сыну» (1733), «Увещания умирающего отца к сыну», «Учреждения, коим порядком русским школам имати поступать» (1736), «О порядке преподавания: в школах при уральских казенных заводах» и др. Бецкой Иван Иванович (1704 - 1795). Видный общественный деятель и педагог екатерининской эпохи. Главный директор Императорского шляхетного сухопутного кадетского корпуса. Главный попечитель Воспитательного Общества двухсот благородных девиц. Тайный советник. Автор «Генерального плана императорского воспитательного дома» (1763), «Устава воспитания двухсот благородных девиц» (1764), «Устава шляхетного сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» (1766) и др. документов, где тщательно разработал все стороны деятельности новых учебно- воспитательных учреждений, а также требования к педагогическим кадрам. Бестужев Александр Федорович (1761 - 1810). Просветитель- демократ, писатель, отец декабристов Александра, Николая, Михаила и Петра Бестужевых. Совместно с И. П. Пниным издавал в 1798 г. «Санкт- Петербургский журнал», участвовал в работе «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Являлся приверженцем национальной системы воспитания, взгляды на которое изложил в трактате «О воспитании» (1798). Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826). Писатель, публицист и историк. С юнца 1803 г, и до конца жизни Карамзин был официальным историографом России. Большую роль в воспитании русского дворянства начала XVIII в. сыграли педагогические работы Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости», «О новом образовании народного просвещения в России», «О верном способе иметь в России довольно учителей», «О публичном преподавании наук в Московском университете» и др. Шишков Александр Семенович (1754 - 1841). Министр народного просвещения России Подготовил программу национального воспитания в духе православия, верности самодержавию и сословным началам. Давыдов Иван Иванович (1792 - 1863). Доктор филологии, педагог. Являлся директором Главного петербургского педагогического института. Возглавлял отделение русского языка и словесности Академии наук, был членом Главного правления училищ, председателем комитета по рассмотрению учебных руководств. Ястребцов Иван Максимович (1797 - 1870). Философ, педагог, автор трудов по дидактике, науковедению, истории, географии, геологии, физиологии и эстетике, член московского физико-медицинского общества и Общества натуралистов. Основные педагогические идеи И. М. Ястребцова изложены в книгах «Об умственном воспитании детского возраста» (1831) и «О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества» (1831). Последний труд был удостоен Демидовской премии Российской Академии наук.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |