КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные задачи планирования
Особенности вн. планирования. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Управляющее воздействие: 1. Планирование. 2. Организация. 3. Мотивация. 4. Контроль. Организационное управление: 1. Маркетинг. 2. Финансы. 3. Производство. 4. Снабжение, сбыт. 5. Инновации, НИОКР Методология вн.пл. в рыночной экономике. Основные задачи и содержание планирования. Вн. Пл. – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения. Сущность вн. пл. в современных условиях заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и выборе наилучших способов существования. Основу вн. пл. составляют: 1. Выявление требуемых видов, объёмов и сроков выпуска товаров, выполнение работ и оказание услуг. 2. Установление таких показателей производства, распределения, обмена и потребления (Пр-Р-О-П - цикл движения материальных благ), при которых при полном использовании ограниченных производственных ресурсов достигаются прогнозируемые качественные и количественные результаты. Планирование можно рассматривать как процесс разработки и корректировки плана, включающая в себя: предвидение, обоснование и описание деятельности предприятия на перспективу. 1. Финансовая устойчивость предприятия, как системы, зависит от взаимодействия с внешней средой и внешними факторами: правовое поле, экономическая и политическая ситуации, спрос и предложение. 2. Необходимо опережающе определять все организационно-технические потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые мат. ресурсами с учетом взаимодействия внешней среды. 3. Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития фирмы (основной недостаток - стратегия сводится к текущей деятельности). 4. Используются два блока: стратегический и текущего планирования, что не нарушает баланс фирмы, формируя стратегический и текущий бюджеты фирмы. Текущий бюджет направлен на повышение прибыли, снижение издержек, затраты на маркетинг и рекламу. Прибыль = общая выручка ↑(TR) - общие издержки ↓(TC). TR=↑P(цена) *↑Q (объём выпуска) ↓TC=↓FC (постоянные затраты)+↓VC(переменные затраты) Стратегический бюджет направлен на: инвестиции для повышения конкурентоспособности предприятия и продукции; диверсификацию – расширение сфер деятельности; повышение доли рынка. 1. Определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого результата. Условия при планировании: снижение степени риска и обязательное рассмотрение альтернативных плановых решений. 2. Увязывание стратегического и текущего планирования. 3. Нахождение оптимальных вариантов материально-технического обеспечения производства. 4. Техническое развитие, освоение новой продукции, улучшение использования имеющихся технологий. 5. Организация качественного взаимодействия между подразделениями предприятия. 6. Контроль качества выпускаемой продукции. 7. Разработка планово - нормативной документации. Планирование на предприятии поэтапно охватывает работу людей и движение материальных и финансовых ресурсов, нацеленных на решение задачи и получение заданного конечного результата. Связь элементов: Ресурсы Люди Задачи Время Данное взаимодействие элементов системы при планировании означает, что в процессе планирования необходим комплексный (системный) подход к решению всех задач. Основные методики планирования: 1. Матричное планирование затрат производства (модель Леонтьева). Система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия. 2. Оптимизация планирования (модель Конторовича). Слабо учитываются неопределённости, данный подход используется для однопродуктовых моделей. 3. Адаптивное планирование, учитывающее динамику изменения ресурсов и динамику привлечения финансов. Процесс планирования включает в себя: оценку текущего состоянии фирмы и её реальных возможностей; определение необходимых условий для достижения поставленной цели; разработка альтернативных планов. Для достижения конкретных целей разрабатывается своя система планирования (дерево целей), включающая следующие этапы: 1. Анализ состояния предприятия: организационно - экономического, технико - технологического, финансового, кадрового. 2. Построение дерева целей, т.е. желаемых результатов. 3. Установление основных параметров плана (критериев и показателей плана, текущие внутренние параметры). 4. Определение и оценка альтернатив. 5. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям. 6. Организация выполнения плана. 7. Оценка результатов. Исходные данные: 1. Совокупность сведений о внешней среде. 2. Информация о конкурентах. 3. Состояние производственной среды. При разработке плана надо использовать определённые принципы: 1. Своевременность. 2. Обоснованность. 3. Целенаправленность. 4. Информативность (на верхнем уровне) 5. Рациональность. 6. Комплексность. В конечном итоге в содержании планирования должны быть ответы на следующие вопросы: 1.Какую продукцию производить. 2. Сколько продукции производить и какие экономические ресурсы следует использовать. 3. Какую технологию применять и как использовать производство. 4. Кто потребитель продукции и по какой цене её можно продавать. 5. Как предприятие может приспособиться к рынку. Классификация видов планирования. 1. По временной ориентации идей планирования: реактивная - базируется на анализе прошлого; инактивная - ориентируется на существующее положение; преактивная - направлена на осуществление непрерывных изменений; интерактивная – заключается в проектировании желаемого будущего и изыскание путей его построения. 2 По обязательности выполнения плановых заданий: директивная и индикативная (корректирование). 3. По горизонту планирования: перспективная (долгосрочная - более 3-х лет; среднесрочная – 1-3 года; краткосрочная – до одного года). 4. По объектам хозяйствования: государственное планирование; региональное; отраслевое; местных органов власти и внутрифирменное. 5. По предмету планирования: целевое планирование; планирование средств; планирование действий; программное планирование. 6. По сферам функционирования: планирование сбыта; производства; персонала; приобретения комплектующих изделий; финансов; инвестиций; доходов; прибыли и рентабельности, издержек. 7. По степени неопределенности плановой деятельности: детерминированное и вероятностное (стохастическое). 8. По содержанию плановых решений (и типам целей): оперативное; тактическое; стратегическое (нормативное). 9. По изменению данных: жёсткое и гибкое. 10. По содержанию планов: технико – экономическое; оперативно - производственное; организационно - техническое; социально - трудовое; снабженческо - сбытовое; финансово - инвестиционное. 11. По методам планирования: балансовое; нормативное; графическое; программно - целевое; финансово - инвестиционное. 12. По степени точности: укрупнённое планирование; уточнённое. 13. По стадиям разработки: предварительное и окончательное. 14. По конкретной установке: функциональное; единовременное и стабильное планирования.
Основные технико-экономические показатели. Система планово - экономических показателей характеризует процесс производства экономических благ (Пр-Р-О-П), а в качестве основных планируемых показателей используют: 1. Номенклатура, объём выпускаемой продукции, работ и услуг в натуральном выражении. 2. Объём реализации продукции в стоимостном выражении: 2.1. Объём товарной продукции Sтп, к ней относят продукцию, изготовление которой полностью закончено, принята ОТК и заказчиком, сдана на склад и подготовлена к отправке. Если хотя бы один пункт не выполнен, то продукция не является товарной и относится к не завершённому производству Sнзп. 2.2 Объём реализуемой продукции Sрп. Реализованной считается отгруженная продукция, по которой на р/с предприятия поступили соответствующие денежные средства. 2.3 Валовой объём Sвп - общий показатель, характеризующий общий объём (Sтп+Sнзп) и динамику производства (все виды затрат в течение планируемого периода). 3. Себестоимость единицы продукции. 4. Прибыль. 5. Численность персонала по категориям, квалификации. 6. Фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы. Технология внутрифирменного планирования. Механизм вн.пл. предприятия может быть представлен в виде целей, задач, функций, этапов и инструментов разработки и реализации планов. Цель - подготовка и принятие лицом, принимающим решение, решений о целях, способах и средствах их достижения путём сравнения альтернатив в прогнозируемых условиях. Задачи: 1 Научное обоснование, определение направлений развития предприятия. 2. Обеспечение эффективной деятельности предприятия посредством разработки программы действий, реализация которой позволит достичь стоящих перед предприятием целей. 3. Приведение в соответствие намерений предприятия и его возможностей в обеспечении рынка товарами. Функции: 1. Прогнозирование. 2. Оптимизация. 3. Упорядочивание. 4. Документирование. 5. Координация и интеграция. 6. Обеспечение безопасности. Этапы (объекты управленческого воздействия): 1. Комплексный анализ исходной плановой информации. 2. Разработка прогнозов развития. 3. Разработка стратегий предприятия. 4. Разработка системы планов предприятия. 5. Реализация планов. 6. Контроль и анализ выполнения планов. Инструменты: 1. Законодательная база. 2. Нормативная база.3. Программно –информационное обеспечение. Основная задача вн.пл., как процесса бизнес планирования - это управлять предприятием через обоснованный план. Бизнес планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики пр. в их единстве и взаимозаменяемости, как по времени действия, так и по месту. Вн. пл. подразделяют на бизнес планирование и оперативно производственное планирование. Бизнес планирование рассматривают: как перспективное (б.п. инвестиционных проектов) и текущее (б.п. производства и развития предприятия). Основными этапами бизнес пл. являются: 1. Обоснование оптимальных объёмов производства. 2 Выбор необходимых производственных ресурсов. 3. Установление рациональных норм использования ресурсов. 4. Определение конечных финансово-экономических показателей. Оперативно-календарное планирование и оперативное регулирование (диспетчирование) - оперативно-производственное планирование. Оперативно-производственное пл. представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе устанавливаются: 1. Текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим. 2. Осуществляются организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |