Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный финансовый контроль




Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Парламентский контроль. Основы организации и деятельности парламента Российской Федерации раскрываются в гл. 5 Конституции РФ.

Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

В компетенцию Федерального Собрания входит осуществление финансового контроля во время рассмотрения проекта федерального бюджета, контроль за состоянием финансов и за расходованием государственных средств.

Российская Конституция в ч. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа — Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Пра6овой статус данного органа финансового контроля определен Федеральным законом от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата имеет своими задачами организацию и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ее задачу входит проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Осуществляя контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета,

Счетная палата осуществляет анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовку предложений, направ­ленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. На Счетную палату возлагается контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий. Свои контрольные функции Счетная палата осуществляет на основе принципов законности, независимости и гласности.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

Основная форма работы Счетной палаты — ревизий и проверки.

Провёдение ревизий и проверок возложено на инспекторов Счетной палаты. Требования инспекторов, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для, государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности. На инспекторов Счетной палаты возлагается ответственность за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, предоставляемых ими в государственные органы и предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и коммерческой тайны.

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящей государству прямой и непосредственный ущерб и требующей в связи с этим безотлагательного пресечения, а также при установлении иных грубых нарушений законности и финансовой дисциплины Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий и учреждений обязательные для исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата обязана ежегодно представлять отчет о своей работе Совету Федерации и Государственной Думе. Отчет подлежит обязательному опубликованию.

В функции Правительства Российской федерации входит разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения. Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Обеспечивая разработку и исполнение, бюджета Правительство взаимодействует с Центральным банком РФ и опирается на Министерство финансов, Министерство экономики и иные федеральные госу­дарственные органы. Так, функция контроля за исполнением федерального бюджета возложена Правительством РФ на Федеральное казначейство.

Министерство финансов РФ занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля. Оно через свои органы осуществляет непосредственно финансовый контроль во всех присущих финансовому контролю формах и видах. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской федерации, и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих проведение единой государственной политики и осуществляющих общее руководство финансами в стране.

Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Министерства финансов, а также на специально созданный в составе его центрального аппарата департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ (бывшее Контрольно-ревизионное управление).

Аппарат департамента имеет право проводить документальные ревизии в министерствах, ведомствах, организациях, учреждениях и на предприятиях: требовать от ревизуемых органов предъявления денежных документов, бухгалтерских книг; планов, смет и других документов, сумм наличных денежных средств и ценных бумаг; получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии (в том числе и от других учреждений и организаций по операциям и расчетам с ревизуемым предприятием). В случае выявления нарушения действующего законодательства, финансовой дисциплины, фактов хищения государственной собственности должностные лица Департамента ставят перед руководителем проверяемой или вышестоящей организации вопрос об отстранении от работы виновных с передачей материалов ревизии следственным органам для привлечения их к ответственности.

Задача контроля за исполнением бюджета в соответствии со ст. 267 «Бюджетного кодекса РФ» возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Главной задачей единой централизованной системы органов Федерального казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства, исходя из: принципов единства кассы. Не менее важной задачей органов Казначейства служит регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.

Таким образом, широта задач этого контрольного органа определяется такими его функциями, как регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и иными фондами, осуществлением краткосрочного прогнозирования, сбором, обработкой и анализом информации по широким аспектам государственных финансов, что прямо вытекает из Положения о Федеральном казначействе.

Основной упор деятельности Казначейства делается на контроль за использованием бюджетных средств.

Центральный банк РФ. Правовой статус этого органа определен в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с кредитными организациями, государством, иными клиентами, специально перечисленными в законе (ст. 45,47). С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ.

Таким образом. Банк России предстает одновременно как орган государственного управления специальной компетенции, наделенный властными полномочиями, и как экономически самостоятельное юридическое лицо.

Целесообразно остановиться на рассмотрении Банка России как специального финансово-кредитного органа государственного управления, осуществляющего финансовый контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений в рамках его функции защиты гражданского оборота и укрепления доверия к финансовой системе.

Эта функция составляет основное содержание деятельности Банка России. Банк России в соответствии с Законом о нем решает указанную задачу следующим образом: во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных организаций при рассмотрении вопроса об их регистрации и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, путем установления кредитным организациям экономических нормативов; в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля за законностью их операций.

Законом о Банке России установлено, что ЦБ регистрирует кредитные организации и выдает им лицензии на право осуществления бан­ковских операций. В ходе этой деятельности Банк России проверяет, сможет ли вновь создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре и необходимую степень финансовой стабильности и надежности.

Банк России в соответствии со ст. 74 Закона о нем вправе проводить проверки кредитных организаций и их филиалов. Они должны осуществляться либо уполномоченными Советом директоров Банка, либо соответствующими аудиторскими фирмами. По результатам таких проверок Банк вправе направлять кредитным организациям предписания об устранении нарушений действующего законодательства. Санкции, которые имеет право применять Банк перечислены в ст. 75 Закона о нем. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставле­ния информации, представления неполной или недостоверной информации Банк имеет право: потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений; взыскать штраф в размере до одной десятой процента минимального уставного капитала; ограничить про­ведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае невыполнения кредитной организацией предписания Банка России об устранении выявленных нарушений в установленный им срок, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе:

- взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала; предъявить к кредитной организации соответствующие требования (об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменении структуры активов, замене руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации);

- изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

- ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

- назначать временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

- отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выполнение абсолютно всех полномочий по управлению кредитной системой возложено законодательством на Банк России.

Следует сказать несколько слов еще об одном очень специфичном виде банковского контроля, а именно о контроле коммерческих банков за своей клиентурой. Банковский контроль за деятельностью клиентуры осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам и направлен, прежде всего, на повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платежной дисциплины, что делается в целом в интересах государства,

Так, банки осуществляют контроль в ходе кредитования своих клиентов путем проверки представленных документов, анализа технико-экономического обоснования возврата ссуды, наличия у клиента собственных оборотных средств, показателей его хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет се обеспечение, т.е. наличие у юридического лица и гражданина товарно-материальных ценностей.

Банки осуществляют контроль и при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денежных средств другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевремен­ность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обоснованным иначе причитающиеся суммы спи­сываются со счета заказчика.

Федеральная налоговая служба. В соответствий с Указом Президента от 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.

Ранее для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей была создана единая независимая централизованная система органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Анализ законодательства, регулирующего вопросы деятельности Госналогслужбы России, позволяет выделить следующие общие функции налоговых органов:

- обеспечение учета налогоплательщиков;

- обеспечение контроля за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

- осуществление исчисления окладных налогов;

- ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей;

- применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства;

- осуществление контроля за выполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения и др.

Остановимся более детально на контрольных полномочиях налоговых органов.

К этой группе полномочий, прежде всего, относится право произ­водить проверки документов (в том числе баланс за отчетный период), связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, учреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, а также у граждан; получать необходимые сведения по вопросам, возникающим при проверках. Круг лиц, подлежащих проверке, не ограничивается только налогоплательщиками (как юридическими лицами, так и гражданами). Налоговые органы имеют право проводить проверки и фискальных агентов (т.е. лиц, несущих обязанности начислить, удержать и перечислить налог в бюджет вместо налогоплательщика), банков и кредитных учреждений, ответственных за кассовое исполнение бюджета, нотари­усов, обязанных представлять информацию о ряде сделок, и др.

Налоговые инспекции имеют право проводить проверки на всех предприятиях, учреждениях и организациях, независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях и организациях с особым режимам работы. Для проверки таких объектов в налоговых инспекциях создаются режимно-секретные органы или выделяются соответствующие специалисты.

Проверки бывают комплексными и тематическими.

Комплексные проверки проводятся в плановом порядке, а также при банкротстве и ликвидации предприятия. В этом случае проводится полная проверка начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей за весь период деятельности предприятия с начала деятельности или со времени завершения предыдущей комплексной проверки.

Тематические проверки проводятся по заданиям вышестоящих налоговых органов на основании оперативной информации, предоставленной правоохранительными органами, в ходе встречных проверок. В ходе тематических проверок исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок бухгалтерского учета отдельных операций и т.п.

Документальные проверки должны проводиться непосредственно на предприятии. Налоговым органам не предоставлено право изымать документы с целью проведения проверки вне предприятия. Проверка должна проводиться в присутствии должностных лиц предприятия. Изъятие документов нарушает и это требование.

К контрольным полномочиям налоговых инспекций относится право обследовать с соблюдением установленных правил любые используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Обследование помещений представляет личное ознакомление лица, осуществляющего контроль, с местами осуществления предпри­нимательской деятельности или содержания объектов налогообложения. Этот метод контроля также применяется налоговыми органами как дополнительный при осуществлении документальной проверки.

Также к контрольным полномочиям налоговых инспекций относится право получать от предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков и необходимые для правильного налогообложения.

Это право налоговых органов предусмотрено п. 3 ст. 24 НК РФ. В этом случае речь идет о данных, получаемых не от налогоплательщика, а от его контрагентов (агентов) и необходимых для правильного исчисления обяза­тельств налогоплательщика.

Иные сведения о финансово-хозяйственной деятельности отдельных юридических лиц представляются банками и кредитными учреждениями по запросам налоговых органов. К таким сведениям Минфин России отнес следующие данные:

• о наличии и движении средств на счетах;

• о движении наличных средств и лимите кассовой наличности;

• выписки из лицевых счетов клиентов;

• о перечислении налогов и других обязательных платежей в соот­ветствующие бюджеты и другие внебюджетные фонды;

• о полученных кредитах и оплаченных по ним процентах.

Так же можно выделить такое контрольное полномочие налоговых органов, как право требовать от предприятий и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, систематического, представления сведений об этих выплатах.

 

Тема 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.