Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика литературных источников и культура чтения

Тема 3. Работа с научной литературой

1. Характеристика литературных источников и культура чтения.

2. Изучение литературы и отбор фактического материала.

 

Прежде всего, для успешного написания дипломной работы, студенту обязательно следует научиться работать с учебной и научной литературой. Для этого необходимо знать основные пути к источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать. Но, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что есть источник?

При работе с книгами первоисточником считается первое издание или академическое издание текста. Перевод источником не является. Антология – не источник, это исключительно то, что увидали другие. Антология (с греч. – выбор цветов), т.е. первоначальное название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии. Из таких сборников одним из древнейших и первым по богатству и разнообразию содержания является сборник, составленный поэтом Мелеагром из Гадары (в Сирии) в I в. до н. э. и названный им "Stefanos" (Венок). В него вошли, вместе с произведениями самого Мелеагра, песни, элегии и эпиграммы сорока греческих поэтов, начиная от классиков VII в. до христ. эры и кончая современниками составителя. Спрос на антологию в наше время объясняется главным образом потребностью ознакомления широких читательских масс с итогами литературы по образцам вследствие невозможности полностью охватить ее колоссальный объем.

Пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные подробными цитатами, не являются источниками. В самом лучшем случае их можно использовать как вторичные источники. Есть много видов вторичных источников. Например: для диплома, посвященного выступлениям в парламенте Пальмиро Тольятти, публикации его речей в газете «Унита» составляют вторичный источник. Ведь никто не гарантирует, что в редакции не вносили изменения в текст. Источник первичный – акты парламентских сессий или текст выступления, отредактированный лично Тольятти.

Первоисточником можно считать публикацию, апробированную серьезными исследователями (в данном случае имеется ввиду, что автор пользуется непререкаемым авторитетом в научном сообществе). Что запрещается делать, так это цитировать авторское издание по тексту, процитированному другими. Не стоит поддаваться и «библиографическому психозу», когда ради выполнения установленной нормы, под конец написания диплома, в список обычно заносят книги, которые и в руках не держали.

Все написанное выше насчет первичных и вторичных источников распространяется и на случаи, когда в фокусе диплома не собрание текстов, а какое-то явление или процесс. Если вы занимаетесь восприятием информационных программ в наше время среди сельского населения области N, то первоисточником может служить только социологический опрос, проведённый лично вами на основании правильной методики и в грамотно отобранной фокус-группе. В крайнем случае, подобный опрос, выполненный надежными профессионалами. Если вы оттолкнетесь от статистики десятилетней давности, то использование информации будет некорректным, как минимум потому, что за это время уже изменились и люди, и телепередачи. В этом случае следует переименовать исследование: «Восприятие информационных программ в такие-то годы...».

К важным литературным источникам относится монография.

Монография – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.Брошюра как печатное произведение (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц) часто рассматривается, как одно из средств массовой печатной пропаганды. Первые брошюры появились в эпоху Реформации, затем большое значение приобрели в период Великой французской революции. В истории русского революционного движения брошюры, в частности нелегально издававшиеся, сыграли важную роль, способствуя распространению марксистских идей. В СССР брошюра получила широкое распространение, тематика их была самая разнообразная: общественно-политическая, социально-экономическая, сельскохозяйственная, научно-популярная. Вывод: брошюра – популярное издание.

Сборник научных статей — издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы.

Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными умениями и навыками культуры чтения. К ним относим:

· умение накапливать информацию;

· умение творчески ее перерабатывать;

· умение выдавать новую информацию;

· умение находить на все это время.

Другими словами, культура чтения – это понятие достаточно широкое, оно включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми (Интернет) системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе — поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли. Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая от читателя умение управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор условий работы | Изучение литературы и отбор фактического материала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.