КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичные и вторичные реакции
Первичные реакции — это устойчивые черты личности, характеризующие способ, которым человек первоначально реагирует на ситуацию. Однако первичная реакция не всегда имеет решающее значение, когда речь идет о ситуациях, связанных с продуктивностью личности и ее благополучием. Обусловленные генетической предрасположенностью или опытом, полученным в процессе социализации, первичные реакции ставят перед человеком определенные задачи развития. Например, задача развития для импульсивного человека — научиться сдержанности и контролю над своей импульсивностью. Осуществление этих задач требует развития соответствующих компенсирующих вторичных реакций (навыков самоуправления). Задача развития для тревожного человека состоит в снижении чувства тревоги, в умении себя успокоить. Такому человеку будет полезно научиться приемам саморелаксации. Итак, первичные реакции характеризуют свойственные индивиду способы реагирования в различных ситуациях, но их влияние на личность зависит от вторичных реакций, которые поддаются коррекции в ходе личностного развития. Навыки самоуправления — это вторичные реакции. Эти навыки помогают человеку преодолевать трудности и разрешать проблемы, а не оставаться в их власти. Они в большей степени важны для личностного благополучия, успеха в достижении целей, преодоления препятствий на жизненном пути. Они позволяют компенсировать недостатки первичных реакций. Навыки самоуправления составляют самый сложный и высший психологический уровень. Их эффективность подчиняется закону «Используй или потеряешь», они особенно эффективны, если их регулярно использовать, «тренировать». К этим навыкам относятся: Самоконтроль, включающий способность планировать (вырабатывать план действий и структурировать деятельность, чтобы его реализовать); отсутствие страха взяться за решение важной задачи, отодвигая мысли о возможных неприятных последствиях на задний план. Саморегуляция, связанная с самоопределением (рефлексией того, придерживается ли человек целей, которые сам себе поставил, степени согласованности этих целей с его реальными потребностями); самомотивацией (умением находить положительные аспекты в чем-то даже не очень привлекательном, например, в повседневных рутинных обязанностях); саморелаксацией (сохранением спокойствия в нужный момент). Крайним случаем, при котором все психические процессы реализуются автоматически, то есть без центрального координирующего образования) является третья форма самоуправления — самоорганизация. Самоконтроль феноменологически проявляется в произвольном внимании, направленном на целевой объект, а также в усилиях субъекта, направленных на то, чтобы повысить уровень собственной активности. Эмоции, сопровождающие деятельность, воспринимаются как мешающие и постоянно присутствующие в сознании субъекта. При этом эмоции связаны преимущественно с конечным результатом (например, чувство тревоги — «получится ли?»). Переживаемая эмоциональная напряженность оказывается выше, чем операциональная напряженность (то есть напряженность, обусловленная характером задачи). При возникновении препятствий необходимыми оказываются дополнительные циклы произвольного контроля для того, чтобы предотвратить срыв деятельности. Такая форма самоуправления совершенно необходима тогда, когда нужно действовать быстро, то есть при дефиците времени, или же тогда, когда риск ошибки слишком велик и человек не может себе позволить исследовать новые возможности более эффективных путей решения. Саморегуляция феноменологически проявляется, прежде всего, в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на реализацию своего поведения. Эмоции связаны большей частью с процессом выполнения действия (например, досада — «я сделал это не совсем правильно», радость — «это я сделал хорошо»). Эмоциональная напряженность остается относительно низкой, несмотря на объективно высокую операциональную напряженность. Возникающие в ходе деятельности препятствия вызывают непроизвольное увеличение усилий субъекта, направленных на достижение цели. При саморегуляции главным является поиск новых путей решения проблем. Особенно необходима она в тех случаях, когда старые пути больше не приводят к цели и когда есть время и уверенность в том, что эта дорогостоящая форма самоуправления может быть осуществлена без чрезмерного риска. Дорогостоящей эта форма самоуправления является потому, что она включает в себя максимальное число психических подсистем и способов переработки информации. При этом деятельность протекает на основе «чувства», а координация происходит только там, где требуется небольшая подстройка в плавном течении действия. Сравнивал эти два вида самоуправления, заметим, что в основе «саморегуляции» лежат совершенно иные связи между подсистемами контроля действия, чем те, которые обеспечивают «самоконтроль». При «саморегуляции» система функционирует по «демократическому» принципу, то есть эффект регуляции складывается из совместной работы всех компонентов системы, как бы из взаимодействия индивидуальных «воль» и не нуждается в постоянных контролирующих влияниях Я. Приход возмущающего воздействия не затрагивает систему в целом и перерабатывается на локальном уровне. Лишь после этого задействуются контролирующие функции Я, то есть произвольный и осознанный уровень регуляции. «Самоконтроль» характеризуется направленностью на активное подавление факторов, выводящих систему достижения цели из равновесия (например, подавление конкурирующего намерения или мыслей о неуспехе в ходе деятельности). Это подавление осуществляется волевым усилием со стороны Я, которое сопровождается переживанием конфликта на сознательном уровне. Подавляемые события имеют, однако, определенный потенциал противодействия, что, в свою очередь, приводит к необходимости нового цикла подавления и, таким образом, к увеличению контроля. При этом процесс согласования процессов внутри системы может настолько затянуться во времени, что изначальная тенденция действия так и не будет инициирована; либо, будучи инициирована, не получит завершения. Таким образом, директивный сверхконтроль парадоксальным образом приводит к потере контроля. Кроме того, попытки подавления негативных факторов на произвольном уровне (например, в виде «самоприказа») требуют расхода значительного количества энергетических ресурсов, которые могли бы быть направлены на регуляцию действия. Исследованию этого механизма посвящено значительное количество работ в области клинической психологии и психотерапии. Различные формы самоуправления не являются статически фиксированными структурами, то есть они динамически переходят друг в друга в ходе деятельности в зависимости от требований задачи и актуальной ситуации. Эти формы могут даже осуществляться одновременно в разных психологических подсистемах. Однако, несмотря на динамику форм самоуправления, есть люди, более склонные при определенных условиях к той или иной форме самоуправления. В качестве примера, позволяющего различать эти два вида самоуправления, можно привести студента, у которого есть цель хорошо учиться. Он может сознательно заставить себя отказаться от всех остальных более привлекательных занятий: получения положительных эмоций, общения с друзьями (это самоконтроль) или каким-то образом совмещать эти виды деятельности (одновременно — например готовясь к лекциям вместе с друзьями или последовательно), не отказываясь от своих желаний полностью. Такой подход позволил Ю. Кулю пересмотреть классическую точку зрения на волевые процессы. Традиционное понимание воли как усилия, направленного на подавление конкурирующих тенденций действия, прочно укоренилось в психологии. Следует отметить, что «сила воли» как способность противостоять соблазнам, самоконтроль, аскетизм на протяжении веков являлись признанными христианскими добродетелями. Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существуют альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий актуальному намерению. Регуляция осуществляется здесь на основе иного принципа — за счет перераспределения «функциональных обязанностей» между компонентами психической системы. Воля, таким образом, при определенных условиях может превращаться из «командира полка» в «дирижера оркестра». Пользуясь этой метафорой, можно сказать, что в каждое мгновение жизни личности под руководством «дирижера» играется пьеса «достижение цели»: «дирижер» слушает «голоса» разных психических функций и, зная возможности каждой из них, «решает», в какой мере и в какой последовательности эти психические функции должны быть вовлечены в общий «концерт», В первом случае «само» указывает на то, что человек является субъектом регуляции, оказывая на эмоциональном и когнитивном уровне поддержку порожденным им целям и действиям. Во втором случае «само» связано с тем, что человек является объектом контроля (пусть даже со своей собственной стороны), внутренние мысли и чувства подавляются, дабы снизить риск возникновения конфликта между ними и необходимостью реализовать поставленные цели,
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |