Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика гражданского общества

Правовой характер гражданского общества, его соответ­ствие высшим требованиям справедливости и свободы явля­ется первой важнейшей качественной характеристикой тако­го общества. Эта особенность гражданского общества воп­лощается в нормативных требованиях, заложенных в содер­жании категорий справедливости и свободы. Свобода и спра­ведливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный фактор, нормирующий (упорядочи­вающий) деятельность людей, коллективов и организаций. С другой стороны, сам человек как член гражданского об­щества обретает свободу в результате своей способности подчиняться нормативным требованиям свободы как познан­ной необходимости.

Вторая качественная характеристика гражданского обще­ства носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля (пространства) ре­ализации частных интересов, формально-юридически не­зависимого от государственной власти, но достижение вы­сокого уровня самоорганизации, саморегуляции общества. Основные функции по налаживанию совместной деятель­ности членов гражданского общества в отдельных сферах (предпринимательства и других форм экономической дея­тельности, семейных отношений, личной жизни и т. п.) должны осуществляться в этом случае не с помощью ору­дий и средств стоящей над обществом государственной вла­сти как «особой публичной власти», а самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах, а в сфере рыночной экономики — прежде всего на началах экономической саморегуляции. В этом плане новая функ­циональная характеристика гражданского общества заклю­чается не в том, что государство «великодушно уступает» определенную сферу частных интересов самому обществу, отдает ему на откуп решение тех или иных проблем. Напро­тив, само общество, достигая нового уровня своего разви­тия, приобретает способность самостоятельно, без вмеша­тельства государства осуществлять соответствующие функ­ции. И в этой части уже не государство поглощает общест­во, устанавливая тотальные государственные формы руководства и контроля за развитием соответствующих сфер, а происходит обратный процесс поглощения государства гражданским обществом: возникает (по крайней мере, в этих областях «гражданской жизни») примат гражданского об­щества над государством.

В соответствии с этим можно выделить и третью каче­ственную особенность гражданского общества, которая характеризует его высшие ценности и главную цель функ­ционирования. В отличие от первоначальных представле­ний о гражданском обществе, основанных на абсолютиза­ции частных интересов (их главные носители, естествен­но, частные собственники), современная общедемократи­ческая концепция постиндустриального гражданского об­щества должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармонического сочетания част­ных и общественных интересов.

Свобода, права человека и его частные интересы долж­ны рассматриваться в этом случае не с позиции эгоистичес­кой сущности «экономического человека», для которого свобода есть собственность, а, наоборот, сама собствен­ность во всем многообразии ее форм становится средством утверждения идеалов освобожденной личности. И это дол­жно происходить на основе безусловного признания в каче­стве высшей ценности гражданского общества человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства политически сво­бодной и экономически независимой личности.

В соответствии с этим следует подходить и к определе­нию главной цели функционирования современного граж­данского общества. Главная цель заключается в удовлетво­рении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека. А государство в этом случае (в условиях правового гражданского общества) неизбежно при­обретает характер социального государства. Речь идет об обо­гащении природы государства социальными началами, ко­торые в значительной мере трансформируют его властные функции. Утверждая себя как социальное, государство отказывается от роли «ночного сторожа» и берет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие об­щества.

С учетом отмеченных качественных характеристик мож­но определить понятие гражданского общества как основан­ную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом ре­жиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Основами гражданского общества в экономической сфере являются многоукладная экономика, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения; в политической сфере – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научные концепции гражданского общества | Структура и основные элементы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.