Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система нормативного регулирования бухгалтерского регулирования в РФ




СИСТЕМА НОРАМТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Действующей в настоящее время системой нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно установлены единые правовые и методические основы организаций и ведения бухгалтерского учета РФ.

Действующие нормы предусматривают обеспечение единообразного ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операции, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информаций имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой поло жителям бухгалтерской информации

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

В соответствии с законодательством приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов РФ. Это право заключается в разработке и утверждений (стандартов) по бухгалтерскому учету, других нормативно- правовых актов и методических указаний по бухгалтерскому учету.

Утвержденные Министерством финансов РФ нормативные акты и документы составляют основу системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и являются положительными для исполнения организациями на территорий РФ, в том числе при осуществлений деятельности за пределами РФ.

Другие органы, которым законодательно предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах их компетенций, не могут издавать нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Например, право разработки и утверждении унифицированных форм первичной документации по учету материалов, основных средств и др. было представлено государственному комитету РФ, по статистике (с 1 сентября 2004 г. Носит наименование реальная служба государственной статистики (сокращено Росстат)).

Создание национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета привидение ее в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности были предусмотрены Программой реформирования системы бухгалтерского учета, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 06. 03. 1998 № 283.

Программа реформирования системы бухгалтерского учета предусматривала:

Ключевым элементом реформирования системы бухгалтерского учета является разработка новых и уточнение ранее утвержденных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней:

I уровень системы – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

II уровень системы – Положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ),устанавливающие основные норм и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета различных видов активов и др.;

III уровень системы - методические указания (типовые указания и рекомендации) по ведению учета, подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бух. учета, применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы, например План счетов бух.учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;

IV уровень системы - рабочие документы конкретно организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.).

I уровень
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 23.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191 ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 28.05.2003 №61-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 03.11.2006 №183-ФЗ)
II уровень системы
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федераций (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998.№34н)
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/198 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 0.12.1998 №60н.)
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций». ПБУ 4/99 (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н).
III уровень системы
Методические указания по инвентаризаций имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 №49)
Методические указания по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.1996 №112.)
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от13.10.2003 №91н)
IV уровень
Рабочие документы конкретной организаций (учетная политика организаций, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.).

 

Все документы первого и второго уровней, а также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению и другие документы третьего уровня системы необходимы бухгалтерам любой квалификации в их повседневной практической работы.

Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются:

- приказ об учетной политики организаций;

- рабочий план счетов бух.учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бух. учета в соответствий с требованиями своевременности и полноты учета отчётности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- утвержденный порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств;

- график документооборота и технология обработки учетной информаций.

Нормативные акты и документы первых трех уровней системы нормативного регулирования бух.учета разработаны в разно время, в них вносились многочисленные изменения и дополнения, в силу чего из них противоречат друг другу.

Для того чтобы разрешить в практической деятельности противоречия между указанными нормативными актами и документами, следует руководствоваться следующими правилами:

1). В случае наличии противоречий между нормативными документами разного иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ боле высокого уровня независимо от даты его утверждения (вступление в силу);

2). В силу наличия противоречии между нормативными документами одного иерархического уровня приоритет имеет нормативный документ с более поздней датой его утверждения 9 вступление в силу) или его последующего изменения (основание: письмо Министерства финансов РФ от 23.08.2001 №16-00-12/15).

Следует отметить, что система нормативного регулирования бух. учета постоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении предусмотрены Концепцией развития бух. чета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004г.

Концепция предусматривает в период до 2001г. Дальнейшее развитие бух.учета и отчетности по следующим основным направлениям:

1) Повышение качества информаций, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бух.учета и отчетности;

4) усиление контроля качеств бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бух.учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

 

Российская система бухгалтерского учета находится в процессе реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).Программа реформирования утверждена Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 06.03.98 №283). Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности а РФ на среднесрочную перспективу одобрена Министерством финансов Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведение бухгалтерского учета в Российской Федераций.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательства и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала.

Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенций (отраслевые министерства и ведомости), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Один из утвержденных нормативных актов обязательны к применению (закон, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методических указания, комментарии).

В настоящее время регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется посредством издания нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу.

В концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу представлены направления развития системы регулирования бухгалтерского учета и предусмотрено построение модели, сочетающей взаимодействие деятельности органов государственной власти и профессиональных общественных объединений.

При этом предполагается, что органы государственной власти осуществляют следующие направления:

· вырабатывают государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;

· проводят мероприятия по введению в действие международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на территории РФ;

· организуют разработку и утверждение нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

· контролируют соблюдение законодательства;

· обеспечивают взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности,

Профессиональные общественные объединения:

· представляют и защищают интересы сообщества;

· разрабатывают нормативные правовые документы в области бухгалтерского учета, нормы профессиональной этики;

· обобщают и распространяют передовой опыт ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности;

· контролируют соблюдение членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета и норм профессиональной этики;

· Взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

Все разрабатываемые в России положения по бухгалтерскому учету исходят из норм, заложенных в МСФО. Переход на международные стандарты осуществляется с целью усиления прозрачности финансовой отчетности организации, для создания условий по привлечению дополнительных средств инвесторов на развитие предпринимательской деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.