Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность: понятие и типология




Социальный контроль и девиантное поведение

Личность: понятие и типология

Тема 3. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества. Факторы асоциального поведения

2. Социализация личности. Понятие «социальная роль»

 

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью
в общественные отношения и проявляющиеся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В каждом современном обществе можно выделить присущие ему
социально-психологические типы личности. Существуют они и в российском обществе. В настоящее время можно выделить такие социально-психологические типы личности, как:

1) личность, живущая широкими общественными интересами, испытывающая сильные чувства и сознание ответственности за судьбы страны. Такие личности имеются среди ученых деятелей культуры и политических деятелей, а также среди военнослужащих, рабочих, крестьян, студенчества и т. д.;

2) личность честного российского предпринимателя, стремящегося эффективно вести свои дела, преумножать свою прибыль, часть которой он готов расходовать на благо общества;

3) личность, у которой на первом плане более узкие профессиональные, семейные и личные интересы; она не мыслит постоянно в государственных масштабах, однако понимает интересы своей страны и в нужный момент готова к патриотическим поступкам;

4) личность обывателя, ориентирующаяся на удовлетворение своих узкобытовых потребностей, безразличная к судьбам других людей в обществе;

5) те же конформисты, беспринципные приспособленцы, описанные
в западной социологии;

6) паразитическая личность, живущая за счет других людей и всего народа — это, прежде всего, нечестные бизнесмены, утаивающие от государства свои доходы, полученные нередко за счет нещадной эксплуатации российских природных богатств и разных форм ограбления народа; берущие взятки чиновники разных уровней; представители криминального мира и т. п.

2. Социализация личности. Понятие «социальная роль»

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни», другую называется становлением социального «Я».

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).

Обретение вначале политической (получение паспорта, права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить человека) и социальной (женитьба
и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление
в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Социализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. В ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Агенты социализации — конкретные люди или группы, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную
и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, дальние и близкие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администрации, школы, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, печати, партий, суда и т. д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они помечают важнейшие вехи в биографии человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменений привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям
и правилам поведения взамен старых, называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса,
а именно взрослой, или продолженной социализацией.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и др.).

В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е.
выступать в разных ролях.

Социальная роль — это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе,
в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат формирования личности.

Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Ролевая концепция была разработана Ч. Кули, Дж. Мидом в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. и получила распространение в различных социологических теориях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривали личность как функцию от множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарльз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится новая прическа»);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я всегда так буду причесываться»).

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок, человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекательный или
непривлекательный, достойный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.

Ч. Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции «зеркального Я». Как он отмечает, уже в возрасте шести месяцев ребенок неодинаково реагирует на разных людей, и по-разному организует в их присутствии свое собственное поведение.

Дж. Мид дополнил теорию «зеркального Я» концепцией «обобщенного другого». Согласно Дж. Миду, «обобщенный другой» — это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой группы индивидуальный «Я-образ». Индивид оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. Другими словами, индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов
и видит себя другой личностью.

Осознание «обобщенного другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: принятие роли и исполнение роли.

Принятие роли представляет собой попытку принять на себя поведение личности, которая находится в другой ситуации или выполняет другую роль. Так, например, участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в семью (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком).

Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли лишь претендует на игру.

Дж. Мид выделил три стадии формирования «Я»:

а) имитация — копирование поведения взрослых без понимания его смысла;

б) игра — воспроизведение поведения взрослого в игре, что, в отличие от предыдущей стадии, уже предполагает понимание смысла разыгрываемой роли;

в) коллективные игры — этап, на котором ребенок начинает осознавать ожидания не только одного конкретного человека, но и всех представителей группы, воплощенных в образе обобщенного и безличного (то есть лишенного индивидуальных черт) другого.

Теория ролей описывает адаптационную сторону социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.