КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориентация на сбыт
Рис. 4. Ориентация компаний на потребителя, сбыт и рынок Значение потребителя постоянно растет для каждого предпринимателя, чей бизнес существует постольку, поскольку он удовлетворяет потребности и желания потребителя. В основе взаимоотношений с потребителем лежат четыре главных принципа: • потребитель — хозяин; • для успеха в бизнесе нужно понимать мотивацию потребителя и его поведение; • поведение потребителя подвержено влиянию; • работая с потребителем, необходимо соблюдать социальную законность и этическую чуткость. Сегодняшний российский предприниматель пока не усвоил основной принцип маркетинга: потребитель — хозяин. Поведение потребителя, как правило, осознанно. Изделия и услуги принимаются или отвергаются в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека. Продавец, даже приложив массу усилий, может не убедить покупателя Гражданин США в среднем смотрит телевизор 30 часов в неделю, таким образом, за год его «атакуют» 35 тыс. рекламных телеобращений. Но средний американец «отключается» от всего того, что он не хочет видеть. Отсюда следует вывод: понимание мотивации и поведения потребителя и их учет при разработке товаров и мероприятий по их продвижению на рынок — это не вопрос выбора, а абсолютная необходимость для выживания в условиях конкуренции. Редактор журнала Fortune так охарактеризовал потребителя2: «Встречайте нового потребителя. Улыбайтесь ему — ведь это ваш босс. Наверное, вы думаете, что знаете его, но он не так прост. Новый потребитель не станет выбирать из предложенного вами, а сам скажет, чего он (!) хочет. А уж ваша задача — дать ему это». Еще в XIX в. купцы и владельцы промышленных предприятий использовали массу способов, чтобы угадать, чего же хотят их покупатели. Большинство предприятий были небольшими, их владельцы хорошо знали своего потребителя, его нужды, запросы, желания. Уже тогда было ясно, что для снижения риска провала на рынке нужно хорошо понимать мотивацию и поведение потребителя. Один из основополагающих принципов маркетинга: «Потребитель независим в своем выборе». Однако маркетинг может повлиять и на мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитаны на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя. Успех продажи обеспечивается благодаря тому, что спрос существует и потребитель может сделать свой выбор в пользу вашего товара. А может и не сделать, если вы в чем-то ошиблись. Нужды потребителя вполне реальны, и предложение действительно полезных продуктов или услуг, несомненно, принесет прибыль. А ____________________ 2 Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 46. полученная потребителем выгода дает импульс всей рыночной экономике. По силе воздействия факторов маркетинга на российского потребителя самым действенным является цена. Определение цены ведущим побудительным фактором маркетинга объясняется постоянным (с 1990-х годов) снижением жизненного уровня российского населения, увеличением количества малообеспеченных людей. Компания должна не только систематически отслеживать степень эффективности удовлетворения
После выбора сегментов выполняются разработка комплекса маркетинга, оценка и контроль маркетинговой деятельности. Уровень прибыльности компании определяется скорее долей рынка, которой она обладает, чем объемами производства. Безусловно, значительно выгоднее обладать 50% сегмента рынка в 1 млн. дол., а не 1% на сегменте в 100 млн. дол. Торговую марку, которой принадлежит доля рынка, равная 1 %, будут игнорировать и потребители, и каналы распределения. Для продвижения ее на рынок придется прибегнуть к высоким оптовым скидкам. Напротив, марка, доля рынка которой составляет 50%, будет пользоваться спросом у потребителей и войдет в список «обязательных» товаров у дистрибьюторов. Работа в сегменте позволяет небольшим фирмам конкурировать с крупнейшими концернами. Процесс сегментирования рынка несет в себе много различных преимуществ. Это и более глубокое понимание потребностей и желаний покупателей, на основе которого можно составить более точные и эффективные маркетинговые программы, и изучение конкурентной ситуации и др. Любая программа сегментирования рынка состоит из нескольких этапов. Их нужно тщательно изучить, перед тем как принимать какие-либо решения о способах сегментирования. Проиллюстрируем взаимосвязи между этими этапами: • рассматриваются переменные сегментирования рынка отличные от тех, что применяются в настоящее время- • составляются профили полученных (новых и уже существующих) сегментов; • проверяется обоснованность сегментов; • принимается решение о стратегии выбора целевых сегментов; • какие и сколько сегментов следует выбрать; • какие целевые сегменты получат наибольшей приоритет. Существует четыре критерия для выбора сегментов: измеряемость сегмента, доступность воздействия на сегмент, объемность сегмента и сходство представителей сегмента. Измеряемость определяется той информацией, которую можно получить о размерах, природе и поведении сегмента рынка Потребители могут вести себя одинаково, но если нет способа измерения их поведения, то будет трудно сформулировать и выполнить действия по маркетингу. Доступность воздействия — это степень достижимости сегментов для маркетинговых воздействий. Объемность предполагает достаточные размеры сегментов рынка. Сегмент, состоящий из одного или нескольких человек вряд ли привлечет фирму, которая собирается работать на рынке долгое время. Обычно чем больше сегмент, тем он привлекательнее, однако небольшие фирмы иногда предпочитают работать на малых сегментах из-за меньшей вероятности конкуренции со стороны крупных фирм. Сходство представителей подразумевает необходимость определенного соответствия друг другу членов отдельного сегмента рынка, что отражает правомерность классификации поведения группы. Этот критерий помогает в прогнозировании характера реакции сегментов на программы маркетинга. Задача сегментирования состоит в том, чтобы найти группы потребителей, одинаково реагирующих на определенные товары и формы маркетинговых воздействий. Найдя достаточное количество таких представителей, фирма может рассчитывать на соответствующий спрос. Когда рынок сегментирован по этим четырем критериям, у фирмы есть три возможности: 1) концентрированный маркетинг (на один сегмент); 2) дифференцированный маркетинг (многосегментный) и 3) недифференцированный маркетинг. Концентрированный маркетинг позволяет поставщику достичь высокой эффективности. Понимание потребностей конкретных покупателей позволяет ему полностью овладеть сегментом, а хорошо разработанная стратегия концентрированного маркетинга — выйти на низкий уровень издержек и высоких цен. Однако в долгосрочной перспективе данная стратегия сопряжена с опасностями и ограничениями: • во-первых, концентрация на одном сегменте сопряжена с высокой степенью риска. Например, зависимость компании Jaguar объема продаж на американском рынке лимузинов привела к ее банкротству и поглощению Ford, после того как размер сегмента резко уменьшился во время кризисных явлений в экономике; • во-вторых, если сегмент начинает расширяться и приносит высокую прибыль, он привлекает внимание крупнейших конкурентов. Цель концентрированного маркетинга — доминировать в «своем» сегменте рынка. По этому поводу американский маркетолог Джерри Гарсиа сказал: «Не надо, чтобы о тебе думали, будто ты лучший из лучших в своем деле. Надо, чтобы думали, будто ты - единственный»3. Дифференцированный маркетинг основывается на альтернативном подходе к сегментам — фирма концентрирует свое внимание на двух или более сегментах, для каждого из которых проводится концентрированный маркетинг. Он дает потенциальную возможность расширения уже имеющейся позиции на рынке и доступ к большим рынкам, но у него есть свои недостатки. Самая большая опасность заключается в потере главного рынка, если не приняты меры предосторожности. Некоторые производители полагают, что лучше всего продавать продукт, не создавая отдельной стратегии маркетинга для специфических объектов рынка. Проблема недифференцированного маркетинга состоит в том, что трудно бывает сохранить позицию на рынке, если из-за изменившихся потребностей потребители переходят в другой сегмент (например, по возрасту или доходам). Нередко в процессе сегментации обнаруживаются отдельные части рынка, которыми производители по тем или иным причинам пренебрегают. Потребители, составляющие эти сегменты, не удовлетворяют полностью своих желаний и предпочтений. Примером могут служить товары для определенных категорий потребителей: пенсионеров, подростков и т. д. Подобную ситуацию называют рыночное окно. Производитель, стремящийся закрыть это окно, может иметь большой успех. Рыночные сегменты, в которых предприятие обеспечило себе господствующее и стабильное положение, принято называть рыночной нишей. Создание и укрепление рыночной ниши, в том числе и путем отыскания рыночных окон, обеспечивается лишь на основе использования методов сегментации рынка. Сегментационный анализ играет важную роль на всех стадиях стратегии маркетинга. Сегментирование используют при позиционировании товара, в стратегиях стимулирования спроса и распределения, а также в ценовой политике. Через управления базой данных и с помощью сложных компьютерных программ специалист по маркетингу может очень близко подойти к цели «сегмент одного потребителя». Существует несколько методов выявления рыночных сегментов. Одним из наиболее распространенных является сегментация по достоинствам товаров. Сегмент в этом случае выявляется с учетом _______________________ 3 Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 70
пожеланий потребителей. Компании прибегают к сегментации по достоинствам, чтобы определить потребность в новых товарах. Сегменты выделяют с учетом достоинства товаров, которые требуются потребителям. Сегментам, потребности которых не удовлетворяются, предлагаются новые товары. Другой метод — поведенческая сегментация. Она основана на поведении покупателей. В качестве показателей используются интенсивность потребления товара, степень лояльности торговой марке товара, повод для совершения покупки. В то время как сегментация по достоинствам товара более эффективна при разработке новой продукции, компании, которые стремятся выработать стратегии для имеющихся марок и товарной номенклатуры, руководствуются поведением потребителей. Наиболее распространенная форма поведенческой сегментации — деление рынка по покупаемым маркам. Сегментация по маркам преследует две основные цели: выявить фактических и определить потенциальных покупателей. Еще одна основа поведенческой сегментации рынка — идентификация пользователей товарной номенклатуры, а не конкретных марок. Определение потребителей по товарной номенклатуре позволяет выявить потребителей марок и ее конкурентов. Другая цель сегментации — определение наиболее активных потребителей товара. Это предполагает сегментацию рынка в зависимости от частоты покупки. Следующий метод сегментации рынка — группировка потребителей по их характеристикам. С учетом этого признака рынки сегментируют по демографическим, региональным и другим характеристикам потребителей. Цель такой сегментации — помочь компании разработать комплекс маркетинга для марки товара. Демографические показатели помогают выбрать средство рекламы для более широкого охвата потребителей, региональная сегментация — разработать товары с учетом районных предпочтений. Демографические характеристики легче определить, чем достоинства товара, которые ценят потребители, и, следовательно, легче применить при сегментации рынка. Обычно при демографической сегментации учитывают возраст и пол. Личностные особенности — это важная характеристика для сегментации рынков. Такие черты, как агрессивность, конформизм, маниакальность, укореняются в человеке и отражают устойчивые формы поведения. Поэтому они непосредственно обусловливают поведение потребителей при покупках. При сегментации по образу жизни потребителей группируют в зависимости от взглядов, интересов и мнений. Примерами могут быть нацеленность на успех, забота о благе общества, повышенный интерес к собственному здоровью и ориентация на семью. В последнее время повышенный интерес проявляется к методу сегментирования по объему потребления. Согласно так называемой теории сильной половины в большинстве товарных категорий около 80% потребления приходится на половину потребителей. Подход, позволяющий идентифицировать сегменты рынка по причинным, а не дескриптивным факторам, можно назвать сегментированием по выгодам. В основе этой стратегии лежит убеждение в том, что выгоды, которые люди стремятся получить при потреблении некоего продукта, являются главным основанием для выделения истинных сегментов рынка. Опыт применения данного подхода показывает, что выгоды определяют поведение потребителей намного более точно, чем демографические характеристики или показатели объема потребления. Данный подход базируется на возможности детального изучения системы ценностей потребителя, а также его отношения к различным маркам данной товарной категории. Сегментация рынка товаров производственного назначения преследует ту же цель, что и сегментация рынка потребительских товаров для удовлетворения потребностей групп покупателей. Однако промышленные компании отставали от потребительских в применении стратегий сегментации. Покупатели часто требуют уникальную продукцию, поэтому многие фирмы производят продукцию для отдельных покупателей. Промышленные фирмы, используют сегментации по достоинствам, поведению и характеристикам потребителей. Как видно из табл. 2, факторы сегментации этого рынка отличаются от факторов потребительского маркетинга. Например, промышленные фирмы выделяют сегменты по достоинствам на основе потребности в эксплуатационных характеристиках, долговечности, экономичности и простоты в применении, поскольку организации-покупатели обращают внимание на эти факторы при выборе продукции. Промышленные фирмы выявляют сегменты по достоинствам с учетом внимания покупателей к доставке, репутации и~ удобству, потому что организации-покупатели учитывают эти факторы при выборе поставщика. Организации-покупатели можно сегментировать с учетом их поведения при покупке товара и частоты закупок. При использовании метода сегментации по характеристикам потребителей в производственном секторе применяют организационные характеристики. Промышленные фирмы могут сегментировать покупателей по размеру фирмы, числу работающих, отраслевой принадлежности и продолжительности деятельности. Сегментирование — важное средство повышения рентабельности. Рост прибыли происходит тогда, когда цена, оптимальная для потребителя, выше затрат на изготовление продукта. Например, компьютерную программу можно адаптировать к специальным потребностям некоторых пользователей. Если адаптация обошлась дорого, но некоторые пользователи готовы заплатить за созданную программу высокую цену, то увеличение цены по сравнению с ценой стандартного продукта принесет дополнительную прибыль.
Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |