КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка после покупки
Закупка Оценка Поиск информации Возникновение потребности
Осознание потребности или проблемы может происходить под влиянием внутренних или внешних факторов. Примером внутреннего фактора может служить обнаружение недостатка производственных мощностей, что приводит к решению о покупке завода или оборудования. В данном случае внутреннее осознание проблемы ведет к активным действиям (внутреннее/активное состояние). Некоторые внутренне осознаваемые проблемы не вызывают активных действий. Такое состояние проблемы определяется как внутреннее/пассивное. Так, руководитель производства может осознавать, что существует проблема, связанная с оборудованием, но под грузом более серьезных проблем откладывает ее решение. Ясно, что подобные проблемы имеют большое значение для маркетинга и сбыта. Внутреннее/пассивное состояние проблемы подразумевает наличие возможностей для торгового агента, который идентифицировал это состояние, а затем обозначил проблему, например тщательно проанализировав неэффективность затрат и другие присущие проблеме симптомы. После этого проблема станет восприниматься как более неотложная и требующая разрешения (внутренняя/ активная). В ситуации с внутренней/активной проблемой должен появиться поставщик, который продемонстрирует различные преимущества своей продукции по сравнению с продукцией конкурентов. Вначале организация определяет потребность в товаре, затем формирует закупочный центр, который разрабатывает спецификации товара для удовлетворения этой потребности. При новых закупках решающее слово обычно принадлежит инженерам, поскольку они наилучшим образом подготовлены для определения и оценки спецификации сложной продукции. Поиск информации предполагает ее получение от поставщиков с указанием их возможностей. Составляется список поставщиков, от которых ждут предложений. Это могут быть либо совершенно новые поставщики, либо те, с которыми компания уже работала. Предложения оцениваются путем сопоставления со спецификациями. Оценка товара и поставщика основана на соответствии товара спецификациям, утвержденным поставщиком. Предложения затем оцениваются в закупочном центре. На заключительной стадии закупочный центр выбирает поставщика и оценивает его работу, принимая во внимание поставки, монтаж, работу оборудования и послепродажное обслуживание, чтобы определить, следует ли покупать у него товар снова. Если предстоящий заказ отличается технической сложностью, поставщики могут работать с инженерами из организации-покупателя, чтобы совместно обеспечить решение сложной технической проблемы и добиться получения заказа. Спрос на многие товары промышленного назначения, приобретаемые организациями-покупателями, в конечно счете определяется спросом на потребительские товары. Со стороны поставщиков подобного сырья и оборудования было бы разумно внимательно следить за тенденциями потребительского рынка и характером поведения покупателей на нем, так же как и за поведением организаций — непосредственных клиентов этих поставщиков. Следующий фактор, связанный с производственным спросом, — тенденция к большей изменчивости спроса на некоторые товары и услуги промышленного назначения по сравнению со спросом на потребительские товары и услуги. Небольшое увеличение потребительского спроса в условиях полной загруженности производственных мощностей может привести к массовому увеличению спроса на оборудование, рассматриваемое как капиталовложение, способствующее удовлетворению дополнительного спроса. Это явление известно как принцип катализатора. Поскольку покупатели-предприятия промышленности занимают аргументированную позицию на переговорах с поставщиками, иногда они могут потребовать от последних некоторых уступок или льгот в обмен на размещение заказа. В некоторых ситуациях покупатели могут потребовать, чтобы продавцы приобрели некоторые их товары в обмен на сохранение товара. Например, в ходе переговоров по закупке компьютеров автомобильная компания может убеждать поставщиков пополнить свой автопарк за счет автомобилей, выпускаемых ею. В связи с тем что покупателем является организация, организационное покупательское поведение имеет свою специфику. И.В. Алешин выделяет следующие признаки. 1. Отраслевой спрос является производным от потребительского и вытекает из него. 2. Число потенциальных покупателей на организационных рынках невелико, и их заказы на покупку являются крупными. 3. Целью покупки является помощь организации достичь поставленных целей. 4. Критериями организационных закупок служат объективные характеристики продуктов. 5. Организационные покупки делаются профессионалами. 6. Организационные покупочные решения являются более сложными. 7. Организационные покупки предполагают групповое решение о покупке. 8. Организационные покупки предполагают тесное взаимодействие между покупателем и продавцом. 9. Организационное решение о покупке может предполагать интенсивные переговоры, особенно когда организации договариваются покупать друг у друга. 10. Организационные закупки часто опираются на нескольких поставщиков одновременно. 11. Организационный покупатель обычно полагается на более обширные послепокупочные контакты, чем индивидуальный потребитель. Для организационных продаж в целом более характерен прямой маркетинг, основанный на отношениях производителя и продавца без посредников. Для продуктов же потребительского назначения более характерен массовый маркетинг. Способность специалистов по маркетингу оказывать влияние на составление спецификации может обеспечить их компании преимущество на следующих этапах процесса. Если представителей компании-покупателя удается склонить к указанию в спецификации таких характеристик изделия, которыми обладает только продукция определенного поставщика, то процесс продажи фактически может быть осуществлен на этом этапе. Организации часто совершают покупки, основываясь на решении комиссий, в которые не входят торговые агенты поставщика. В этом случае задача торговых агентов состоит в определении лица из состава закупочного центра, которое положительно настроено в отношении товара поставщика и готово выступить в его защиту. В распоряжение этого лица должна быть предоставлена вся необходимая информация, которая может потребоваться для аргументации в ходе дискуссии по принятию решения закупочным центром. Даже если сторонник определенной компании-поставщика относится к техническому персоналу, ему должна быть предоставлена информация финансового характера, которая может потребоваться, например, для обоснования приобретения наиболее технологически совершенного товара. Если члены закупочного центра все же остаются недоступными для торговых агентов поставщика, в качестве альтернативы необходимо использовать рекламу или прямое почтовое обращение. В тех случаях, когда значительное влияние на принятие решения оказывают пользователи, а предлагаемый товар является недорогим и предназначен для потребления, формированию предпочтения может способствовать применение бесплатно предоставляемых образцов. Еще один источник потерь для компании — нарушения производственного процесса. Всевозможные задержки приводят к простоям дорогостоящего оборудования и даже падению объема сбыта. Поэтому требование непрерывности поставок во многих ситуациях, связанных с закупками товаров, приобретает первостепенное значение. Компании, которые не соблюдают этот критерий, терпят неудачу даже в случае конкурентоспособных цен, поскольку в процентном отношении небольшой выигрыш в цене несопоставим с потерями, связанными с ненадежностью поставок. Компании-поставщики, которые гарантируют своевременные поставки и выполняют свои обещания, могут добиться значительного преимущества на рынке. Критерии, используемые членами закупочного центра для оценки предложений поставщиков, определяются на основании критериев эффективности. Так, менеджеры по закупкам, о деятельности которых судят по степени сокращения расходов на закупки, будут больше обращать внимание на затраты, чем производственные инженеры, работу которых оценивают в терминах технической эффективности разработанного ими производственного процесса. Покупки организаций можно охарактеризовать с точки зрения технических, экономических, социальных критериев. При этом при покупке предприятия или оборудования в качестве основного соображения эффективности закупки может выступать прибыль на вложенный капитал, а в случае приобретения материалов, деталей и компонентов — экономия затрат наряду с качеством, надежностью поставок и технической поддержкой. Поскольку производственные простои обходятся дорого, для многих снабженческих подразделений основной заботой является перспективное развитие системы снабжения. Цена становится основным фактором при решении вопроса о приобретении материалов и комплектующих разных производителей, которые обладают аналогичными характеристиками и качеством. В случае продажи таких стандартных изделий, как шарикоподшипники, цена может стать решающим фактором, если существует несколько поставщиков, предложения которых соответствуют техническим требованиями и условиям поставки. Однако не следует забывать, что для многих организаций-покупателей цена — это только один из компонентов затрат. Покупатели все в большей степени учитывают затраты за срок службы изделия (которые также называют затратами, приходящимися на весь жизненный цикл изделия), в которые наряду с первоначальной ценой могут входить затраты на обслуживание и остаточная стоимость. Кроме того, следует учитывать и факторы, способствующие снижению затрат за срок службы, например экономию за счет более высокой продуктивности изделия. Специалисты по маркетингу должны использовать анализ издержек за срок службы, чтобы завоевать постоянных клиентов. Совместный с покупателем расчет издержек за срок службы может привести к восприятию им данного товара как большей ценности. В области реализации закупочных функций в настоящее время наблюдается ряд тенденций, которые имеют определенное маркетинговое значение для фирм-поставщиков. Появление такого вида закупок, как поставки «точно в срок», и усиливающиеся тенденции к централизации закупок, применению «обратного» маркетинга и лизинга изменили характер закупок и привели к росту разнообразия способов конкуренции между поставщиками. Цель концепции закупок по принципу «точно в срок» заключается в сведении уровня текущих запасов до минимума за счет организации такой системы снабжения, в которой все необходимые компоненты и материалы доставляются по мере необходимости. При этом существенно снижаются или вообще исключаются затраты на содержание складов, а следовательно, увеличивается прибыль организации-покупателя. Во многих случаях применение поставок «точно в срок» связано также с повышением качества. Оценка поставщиков осуществляется на основании их способности предоставлять товары самого высокого качества. Поэтому поставщики стремятся уделять больше внимания качеству своей продукции, в частности, чтобы снизить процент неисправных деталей и комплектующих, поставка которых может привести к нарушениям производственного цикла у потребителя. Покупателям необходимо определить только основные характеристики изделий, а это означает, что поставщики обладают большей свободой в разработке и способах производства товаров. Кроме того, поставщики заостряют внимание на сертификации качества товара. Поскольку выходной контроль у производителя является более эффективным, чем любой последующий контроль по цепочке поставок, следовательно, возможно снижение уровня входного контроля качества у покупателя, а значит, и снижение общих затрат. Общий эффект от использования поставок по принципу «точно в срок» может оказаться чрезвычайно большим: сокращаются расходы на содержание производственных запасов и входной контроль качества, повышается уровень разработки изделий, упорядочиваются поставки, сокращаются производственные простои и повышается качество конечной продукции. Однако переход на поставки по принципу «точно в срок» требует интеграции снабжения и производства. Поскольку подобная система вызывает необходимость поставки строго определенного количества материалов и комплектующих, необходимых для непрерывной работы производственных линий, должны разрабатываться очень надежные графики поставок, а поставщики должны быть готовы регулярно осуществлять их, возможно, даже ежедневно. Время выполнения заказа должно быть небольшим, а количество дефектов — очень низким. Привлекательным аспектом данной технологии поставок для поставщиков является то, что в этом случае обычно разрабатываются долгосрочные соглашения на поставки. Значение концепции поставок по принципу «точно в срок» для маркетинга состоит в том, что для сохранения конкурентоспособности на многих отраслевых рынках, например в автомобилестроении, поставщики должны быть в состоянии работать в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны этой современной быстро развивающейся технологии снабжения. Если разные производственные подразделения компании выдвигают общие требования по закупкам и у нее появляются возможности для усиления позиций на переговорах за счет большого объема закупок, то в этом случае целесообразно использовать централизованные закупки. Централизация вынуждает специалистов по снабжению сосредоточивать внимание на небольшой группе товаров, что позволяет им хорошо изучить стоимостные факторы и работу поставщиков. Переход от локальных закупок к централизованным имеет большое значение для маркетинга. Локальные закупки часто основываются на учете затрат и прибыли в плане краткосрочной перспективы, в то время как централизованные закупки в большей мере нацелены на установление долговременных взаимоотношений с поставщиком. При локальных закупках более заметную роль в процессе выбора поставщика играют внешние воздействия, например со стороны инженеров, поскольку у покупателей с широкой специализацией часто не хватает опыта. Поэтому организация закупок может стать для поставщиков ключом к пониманию распределения ролей между членами закупочного центра и соответственно силы их позиций. Традиционный подход к маркетингу состоит в том, что фирмы-поставщики активно стремятся определить требования покупателей и стараются удовлетворить эти требования лучше, чем это делают конкуренты. В этой модели инициативу проявляет поставщик. Покупатели могут занимать пассивную позицию и полагаться на то, как поставщики воспринимают их потребности, и насколько технические возможности поставщиков позволяют решать стоящие перед покупателями проблемы. Однако наметилась новая тенденция. Покупатели занимают более действенную и активную позицию в ходе приобретения товаров и услуг, необходимых им для успешной конкуренции. Этот процесс, посредством которого покупатель пытается заставить продавца предоставлять именно то, что необходимо организации, называется обратным маркетингом. На рис. 46 показаны отличия традиционной модели и новой концепции маркетинга. Поставщик берет инициативу по сбыту на себя Традиционный маркетинг
Обратный маркетинг
Покупатель проявляет инициативу, уговаривая поставщика на снабжение Рис. 46. Обратный маркетинг Сущность обратного маркетинга состоит в том, что покупатель берет на себя инициативу в поиске подходов к имеющимся или новым поставщикам и убеждает их в необходимости принять соответствующие требования к поставкам. Во-первых, обеспечивается возможность для развития более прочных и долговременных взаимоотношений с клиентом, во-вторых, он служит источником появления новых товаров, которые могут получить дальнейшее развитие на более широкой клиентской базе. Лизинг — это долгосрочная аренда, т. е. контракт, по которому владелец какого-либо имущества (например, автомобиля) гарантирует другой стороне право на его использование в течение определенного времени в обмен на арендные платежи. В данном случае преимущество клиента заключается в том, что при заключении договора о лизинге ему не надо оплачивать цену товара или услуги и он защищен от быстрого морального старения товара. Кроме того, клиент может получить налоговые льготы, устраняется проблема замены оборудования, а в некоторых типах лизинговых контрактов имеется возможность избежать части расходов на обслуживание. Эти преимущества должны компенсировать затраты на лизинг, которые могут оказаться больше расходов на прямую покупку соответствующего товара. Существуют две основные формы лизинга: финансовый (или полная выплата) и операционный (который еще называют соглашением об аренде). Финансовый лизинг — долговременное соглашение, по которому покрывается полная стоимость амортизации оборудования за время действия контракта. Общие платежи по лизингу обычно превышают продажную цену имущества. Сроки и условия лизинга значительно отличаются в зависимости от договоренности сторон и условий конкуренции. Иногда поставщик соглашается нести расходы по обслуживанию в течение всего срока лизинга. Арендатору может также предоставляться право выкупа имущества по истечении срока лизинга. Операционный лизинг заключается на меньший срок, не требует полной амортизации. Операционный лизинг представляет собой не что иное, как выдачу оборудования напрокат для эксплуатации. Уровень платежей при операционном лизинге обычно выше, чем при финансовом, из-за меньшего срока аренды. Эта форма приобретения является привлекательной, если потребность в использовании определенного оборудования возникает периодически. В краткосрочную аренду могут предоставляться многие типы оборудования, например экскаваторы, бульдозеры, подъемники, а также склады. Лизинг может давать некоторые преимущества и поставщикам, поскольку обеспечивает потребителям определенные выгоды. Как следствие, это предложение может стать привлекательным для потребителей, которые в противном случае могли бы посчитать, что определенный товар им не по средствам или экономически не выгоден. Очень важным для маркетинга является решение по величине лизинговых платежей, которые должны устанавливаться на основании следующих соображений. 1. Относительная привлекательность лизинга по сравнению с покупкой. 2. Суммарный объем чистых платежей по лизингу по сравнению со стоимостью покупки. 3. Налоговые преимущества лизинга для клиента по сравнению с покупкой. 4. Уровень платежей, установленных конкурентами. 5. Воспринимаемые потребителем преимущества распределенных во времени выплат. Тема 19. Консьюмеризм и общество в условиях рыночных отношений За последние годы все большее развитие получает консьюмеризм. «Консьюмеризм — организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов»8. Консьюмеризм в его сегодняшнем понимании обычно связывают с речью президента Джона Кеннеди 15 марта 1962 г., в которой он выдвинул оригинальную идею Билля (закона) о правах потребителей. Кеннеди ясно заявил, что правительство является гарантом этих прав, тем самым обозначив роль федерального правительства в защите интересов потребителей. Джон Кеннеди провозгласил четыре основных права потребителей, число которых с тех пор увеличилось до семи. 1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя. 2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя). 3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение. 4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием. 5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов. 6. Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения. 7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений. Важнейший постулат консьюмеризма — в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное и сочувственное рассмотрение при определении государственной политики, а также гарантию справедливого и быстрого рассмотрения их вопросов в правительственных инстанциях. Право потребителя на выбор означает гарантированный доступ к разнообразию продуктов и услуг по конкурентным ценам. Удовлетворенность потребителя предполагает возможность выбора товара на рынке. Право быть услышанным означает гарантию полного и благожелательного учета интересов потребителей в формулировании государственной политики. Потребитель имеет право выражать неудовлетворенность продуктом и на предъявление и разрешение своих претензий. Установление прямых каналов «производитель — потребитель» позволяет последним реализовывать свое право быть услышанными. Право потребителей на безопасность означает защиту потребителей от маркетинга товаров, опасных для здоровья и жизни. В США ведущим государственным агентством, ответственным за устранение злоупотреблений в области безопасности продукта, является Комиссия по безопасности потребительских продуктов. Комиссия может запретить продажу продукта, обязать производителя провести тесты на безопасность и требовать доработки или отзыва небезопасных продуктов. Право на безопасность было отдельно выделено в виде Акта о безопасности потребительских товаров, разработанного Комиссией по безопасности потребительских товаров (CPSC). Комиссия обязана защищать потребителей от неоправданного риска быть травмированными вследствие использования опасных потребительских товаров. Производители всегда отвечали за безопасность своей продукции по обычным законам, но теперь они обязаны разрабатывать товары в соответствии с нормами безопасности. Право потребителей на информированность означает защиту от жульнической или вводящей в заблуждение информации, маркирования и предоставления фактов, необходимых для информированного выбора. Свое суверенное право потребитель может реализовывать только в условиях свободы потребительского выбора, т. е. в условиях, когда он решает, покупать ему товар или не покупать. Покупая или не покупая те или иные товары, потребитель оказывает сильнейшее экономическое воздействие на их владельца, уменьшая или увеличивая его прибыль. К традиционным правам изготовителей продукции относятся следующие: • право выпускать любой товар, любого размера и стиля при условии, что он не представляет угрозы здоровью и безопасности потребителя, или, если такая угроза существует, включать соответствующие предостережения и средства контроля; • право назначать любую цену за товар при условии отсутствия какой-либо дискриминации по отношению к кому-либо из покупателей; • право тратить любые суммы на продвижение своей продукции при условии, что это не связано с нечестной конкуренцией; • право распространять любую информацию о товаре при условии, что эта информация не вводит покупателя в заблуждение по отношению к сущности этого продукта или его использования; • право применять любые методы стимулирования при условии, что эти методы не являются нечестными или вводящими в заблуждение. Одной из целей консьюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рыночных отношений. Корни консьюмеризма следует искать в глубокой древности. В Библии, а также в Книге притчей Соломоновых много говорится о нечестных и безответственных дельцах и этичности их поступков. Традиционно законы рыночной экономики включают в себя принцип невмешательства государства в экономику, согласно которому интересы потребителей лучше обслуживаются тогда, когда фирмы свободно конкурируют, предлагая никем не ограниченный выбор товаров. В области этики существует ряд теоретических позиций, важнейшими из которых являются: утилитаризм; справедливость и честность; личные права. 1. Концепция утилитаризма признает целью не интересы отдельной личности или предприятия, а достижение наибольшей пользы для большинства людей. 2. Под справедливостью и честностью в обществе понимается справедливое распределение результатов деятельности. В частности, правила справедливого отношения могут быть выражены в виде норм и методов возмещения убытков. 3. Любой человек имеет определенные права. Часто права закрепляются в специальных документах, таких, как конституция. Но есть и нравственные кодексы, существующие независимо от любой правовой системы. Личные права и сопутствующие им моральные обязательства выражаются в форме христианского правила: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (часто перефразируется как «Обращайся с другими так, как хочешь, чтобы они обращались с тобой»). При рассмотрении этических дилемм в процессе аргументации человек всегда опирается, независимо от его собственной нравственной позиции, на законодательство, культурные нормы и кодексы поведения, моральные принципы. Нормативные акты, культурные нормы и кодексы поведения тесно взаимосвязаны. Они появляются в процессе регулирования или согласования мнений и часто зависят от конкретных ситуаций — то, что применимо в одной ситуации, не обязательно приемлемо в других случаях. Однако моральные принципы универсальны и независимы и могут быть отражены в законах и культурных нормах. Консьюмеризм как общественное движение составляют три основные группы: 1. Союзы и конфедерации потребителей, т. е. группы, ориентированные на потребителей, предоставляющие ему информацию для более обоснованного выбора. 2. Государство, действующее посредством законодательства и регулирования. 3. Бизнес, действующий через конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителей. Существуют различные способы защиты потребителей. В систематизированном виде они приведены в табл. 10. Таблица 10
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |