КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприимчивость
Восприимчивость человека к ветряной оспе исключительно высока. Индекс контагиозности равен 100%. Таким образом, ветряная оспа является одной из самых распространенных детских инфекций. Занесенная в детский коллектив, где находится много детей раннего возраста, она вызывает большие вспышки заболеваемости, почти такие же, как корь. Наибольшая заболеваемость регистрируется у детей первых четырех лет жизни, реже у детей старше 9-12 лет и очень редко у детей первого полугодия. Для эпидемических вспышек ветряной оспы характерны сезонность (осенне-зимние месяцы). Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий и сохраняется на всю жизнь. Источник заболевания: Единственным источником заболевания является больной человек. Вирус содержится в слизи ротоглотки, в крови больного и содержимом пузырьков. Заразный период длится с конца инкубационного периода до 4-го дня после последнего высыпания. Механизм передачи: ♦ аэрозольный. Путь передачи инфекции: ♦ воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре вирус передается непосредственно от больного к здоровому человеку, а также с потоком воздуха распространяется на большие расстояния, по вентиляционной системе, лестничным клеткам с этажа на этаж и пр.); ♦ контактный (маловероятен вследствие низкой устойчивости вируса во внешней среде); ♦ трансплацентарный (редко). Механизм развития заболевания: Вирус попадает в организм человека через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, где происходит его первичное накопление. Отсюда возбудитель проникает в кровь и разносится по всему организму. Локализуясь в эпителиальных клетках слизистых оболочек и коже, вирус вызывает их вакуолизацию. Клетка теряет форму и превращается в пузырек, наполненный прозрачным содержимым. При размножении вируса в организме накапливаются токсичные продукты метаболизма. Вирус ветряной оспы обладает особым тропизмом к нервной ткани, поэтому возможно поражение коры головного мозга, подкорковой области, особенно, мозжечка. В редких случаях поражаются внутренние органы (печень, легкие, желудочно-кишечный тракт). Генерализованные формы ветряной оспы встречаются исключительно редко и, в основном, у детей с иммунодефицитным состоянием. Инкубационный период: Составляет от 11 до 21 дня. Основные клинические проявления ветряной оспы: Продромальный период - чаще отсутствует, но иногда в течение 1-2-х дней могут наблюдаться: ♦ субфебрильная температура, недомогание, вялость, беспокойство; ♦ редко понос, рвота (у детей младшего возраста). Период высыпания: ♦ характерны повторные подъемы температуры до 37,5-38,5°С, отражающие динамику высыпаний (несколько волн с интервалом в 24-48 часов) (рис. 4 цв. вкл.); ♦ одновременно на различных участках тела появляется вет-ряночная сыпь с характерным последовательным развитием своих элементов: макула - красное пятнышко размером от булавочной головки до чечевицы, затем папула (плотный узелок) и везикула - однокамерный пузырек, наполненный прозрачным содержимым, на 4-5 день пузырьки спадаются и покрываются корочкой. Основная локализация сыпи: волосистая часть головы, лицо, конечности, туловище. Высыпание происходит в несколько приемов на протяжении 3-5 дней, поэтому сыпь носит полиморфный характер: на одном участке кожи можно обнаружить пятно, папулу, везикулу и корочки. Сыпь зудящая, доставляет ребенку беспокойство, особенно ночью, через 7-10 дней корочки отпадают, не оставляя после себя рубцов (за исключением нагноившихся везикул вследствие присоединения вторичной инфекции, когда происходит более глубокое поражение кожного покрова и после заживления пустул остаются рубчики);
Занесенная в детский коллектив, где находится много детей раннего возраста, она вызывает большие вспышки заболеваемости, почти такие же, как корь. Наибольшая заболеваемость регистрируется у детей первых четырех лет жизни, реже у детей старше 9-12 лет и очень редко у детей первого полугодия. Для эпидемических вспышек ветряной оспы характерны сезонность (осенне-зимние месяцы). Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий и сохраняется на всю жизнь. Источник заболевания: Единственным источником заболевания является больной человек. Вирус содержится в слизи ротоглотки, в крови больного и содержимом пузырьков. Заразный период длится с конца инкубационного периода до 4-го дня после последнего высыпания. Механизм передачи: ♦ аэрозольный. Путь передачи инфекции: ♦ воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре вирус передается непосредственно от больного к здоровому человеку, а также с потоком воздуха распространяется на большие расстояния, по вентиляционной системе, лестничным клеткам с этажа на этаж и пр.); ♦ контактный (маловероятен вследствие низкой устойчивости вируса во внешней среде); ♦ трансплацентарный (редко). Механизм развития заболевания: Вирус попадает в организм человека через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, где происходит его первичное накопление. Отсюда возбудитель проникает в кровь и разносится по всему организму. Локализуясь в эпителиальных клетках слизистых оболочек и коже, вирус вызывает их вакуолизацию. Клетка теряет форму и превращается в пузырек, наполненный прозрачным содержимым. При размножении вируса в организме накапливаются токсичные продукты метаболизма. Вирус ветряной оспы обладает особым тропизмом к нервной ткани, поэтому возможно поражение коры головного мозга, подкорковой области, особенно, мозжечка. В редких случаях поражаются внутренние органы (печень, легкие, желудочно-кишечный тракт). Генерализованные формы ветряной оспы встречаются исключительно редко и, в основном, у детей с иммунодефицитным состоянием. Инкубационный период: Составляет от 11 до 21 дня. Основные клинические проявления ветряной оспы: Продромальный период - чаще отсутствует, но иногда в течение 1-2-х дней могут наблюдаться: ♦ субфебрильная температура, недомогание, вялость, беспокойство; ♦ редко понос, рвота (у детей младшего возраста). Период высыпания: ♦ характерны повторные подъемы температуры до 37,5-38,5°С, отражающие динамику высыпаний (несколько волн с интервалом в 24-48 часов) (рис. 4 цв. вкл.); ♦ одновременно на различных участках тела появляется вет-ряночная сыпь с характерным последовательным развитием своих элементов: макула - красное пятнышко размером от булавочной головки до чечевицы, затем папула (плотный узелок) и везикула - однокамерный пузырек, наполненный прозрачным содержимым, на 4-5 день пузырьки спадаются и покрываются корочкой. Основная локализация сыпи: волосистая часть головы, лицо, конечности, туловище. Высыпание происходит в несколько приемов на протяжении 3-5 дней, поэтому сыпь носит полиморфный характер: на одном участке кожи можно обнаружить пятно, папулу, везикулу и корочки. Сыпь зудящая, доставляет ребенку беспокойство, особенно ночью, через 7-10 дней корочки отпадают, не оставляя после себя рубцов (за исключением нагноившихся везикул вследствие присоединения вторичной инфекции, когда происходит более глубокое поражение кожного покрова и после заживления пустул остаются рубчики); 3. На очаг накладывают карантин с 10 по 21 день с момента разобщения с заболевшим ребенком (срок инкубационного периода). 4. Ежедневное наблюдение за контактными детьми: осмотр зева, кожи, измерение температуры 2 раза в день, документирование результатов осмотра.
5. Своевременное проветривание и влажная уборка помещений, где находится больной (воздействие на механизм передачи). 6. Средства специфической профилактики ветряной оспы отсутствуют, поэтому ведущими являются закаливание, рациональный режим, полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенического режима. 7. Санитарно-просветительная работа с родителями и детьми (если позволяет возраст), а также с сотрудниками детских учреждений по профилактике воздушно-капельных инфекционных заболеваний. Сестринский процесс при ветряной оспе Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы ребенка: ♦ нарушение сна из-за зуда кожи; ♦ снижение двигательной активности; ♦ психоэмоциональная неустойчивость; ♦ беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы; ♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода; ♦ дефицит общения со сверстниками; ♦ присоединение осложнений. Возможные проблемы родителей: ♦ дефицит знаний о заболевании и уходе; ♦ неадекватная оценка состояния ребенка; ♦ угроза инфицирования членов семьи. Сестринское вмешательство > Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе. > Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится больной ребенок. > Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-3 7,5 °С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туалет наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательного белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки. > Посоветовать родителям кормить ребенка в первые дни болезни жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами. Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов). ^ Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни, организовать интересный досуг. > После выздоровления порекомендовать родителям систематически проводить ребенку неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний: полноценное питание, закаливание, занятия физической культурой, игровые виды спорта, чередовать курсы поливитаминов и иммунокорригирующих средств. > В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюдение ребенка врачом педиатром в течение 1 месяца. Составьте экспертную карту сестринского процесса при ветряной оспе Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса
Планирование и мотивация сестринских вмешательств Профилактические мероприятия Противоэпидемические мероприятия в очаге Вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Дайте определение ветряной оспы. 2. Какими свойствами обладает возбудитель? 3. Какие существуют источники инфекции? 4. Каковы механизм и пути передачи инфекции? 5. Каков механизм развития ветряной оспы? 6. Каковы основные клинические проявления ветряной оспы? 7. Каковы принципы лечения ветряной оспы? 8. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при ветряной оспе? 9. Какие осложнения могут развиться при ветряной оспе?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |