КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпидемиология. Составьте экспертную карту сестринского процесса при паротитной инфекции
Этиология. Скарлатина Составьте экспертную карту сестринского процесса при паротитной инфекции Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса Планирование и мотивация сестринских вмешательств
Профилактические мероприятия Противоэпидемические мероприятия в очаге Вопросы для самостоятельной подготовки: 1. Дайте определение паротитной инфекции. 2. Какие выделяют формы паротитной инфекции? 3. Какими свойствами обладает возбудитель паротитной инфекции? 4. Какие существуют источники паротитной инфекции? 5. Каковы механизм и пути передачи инфекции? 6. Каков механизм развития паротитной инфекции? 7. Каковы клинические проявления основных форм паротитной инфекции? 8. Каковы принципы лечения паротитной инфекции? 9. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при паротитной инфекции? Скарлатина - острое инфекционное заболевание с аэрозольным механизмом передачи, характеризующееся общими симптомами интоксикации, ангиной и мелкоточечной сыпью на коже. Название «скарлатина» произошло от слов - scarlet fever, что означает пурпурная лихорадка, отражая один из основных симптомов заболевания. Скарлатина впервые была описана в 1675 году английским врачом Sidengam. Большой вклад в ее изучение внесли русские ученые: Г.Н. Габричевский (автор стрептококковой теории происхождения скарлатины), И.Г. Савченко (выделил токсин скарлатинозного стрептококка), Н.Ф. Филатов и А.А. Колтыпин (описали патогенез и клинические признаки скарлатины). Возбудитель скарлатины - р-гемолитический стрептококк группы А, образующий специфический токсин. Возбудитель скарлатины может длительно сохраняться вне организма на предметах, окружающих больного (на игрушках, постельных принадлежностях, посуде, коврах). Заразительны все выделения больного (мокрота, слюна, моча, чешуйки эпителия во время шелушения кожи, слизь из носа и зева). Стрептококки очень чувствительны к воздействию дезинфек-тантов, при температуре 56-60°С они инактивируются в течение 30 минут. Скарлатина относится к антропонозным заболеваниям. Наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в странах с умеренным и холодным климатом. В России показатели заболеваемости скарлатиной стабильны и составляют в среднем 200-250 на 100000 населения. Источник инфекции: ♦ больной с явной или скрытой формой скарлатины; ♦ больные другой формой стрептококковой инфекции (стрептодермия, панариций, тонзиллит и др.). Больной заразен в течение всего периода болезни, особенно в последние дни инкубационного периода. Наиболее опасными источниками инфекции являются больные со стертыми формами заболевания и здоровые носители гемолитического стрептококка. Механизм передачи скарлатины: ♦ аэрозольный. Пути передачи инфекции: ♦ воздушно-капельный путь (стрептококк распространяется на относительно небольшие расстояния, в пределах одной комнаты); ♦ воздушно-пылевой путь (инфицирование может происходить через предметы общего пользования: игрушки, книги, полотенца, посуду и др., поскольку стрептококки длительно сохраняются в высушенном состоянии); ♦ пищевой путь (связан чаще с инфицированием молока, молочных продуктов взрослыми, носителями стрептококковой инфекцией). Восприимчивость к скарлатине неодинакова в разных возрастных группах: 1. Наибольшая заболеваемость регистрируется у детей в возрасте 6-7 лет.
2. Дети до года почти не болеют скарлатиной, что объясняется их изолированностью и иммунитетом, полученным от матери во время внутриутробного периода и через грудное молоко. 3. У детей младшего возраста, подростков, взрослых заболеваемость невысока. Индекс контагиозности при скарлатине равен 0,4. Особенность современной скарлатины: У детей и взрослых часто возникают повторные заболевания скарлатиной из-за недостаточной напряженности иммунитета, сформировавшегося при применении антибактериальной терапии. Эпидемический процесс скарлатины характеризуется периодичностью эпидемических вспышек (с интервалом в 2-3 года) и сезонностью (в осенне-зимний период). Глава 16. Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях 1 Входные ворота инфекции: ♦ слизистая оболочка ротоглотки; "> ♦ поврежденная кожа или слизистые оболочки половых органов (редко). Механизм развития скарлатины: Развитие заболевания обусловлено септическим, токсическим и аллергическим воздействием возбудителя на организм: 1. Септическое воздействие - проявляется воспалительными и некротическими изменениями в области входных ворот инфекции (ангина), затем по кровеносным и лимфатическим сосудам возбудитель проникает в регионарные лимфатические узлы, вызывая их воспаление (лимфаденит). В процессе роста и размножения возбудителя образуются токсины и аллергены, которые всасываются в кровь. 2. Токсическое воздействие - связано с эритрогенным токсином стрептококка: проникая в кровь, он вызывает симптомы интоксикации. Кроме того, стрептококк избирательно действует на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, нередко вызывая в остром периоде заболевания тяжелые нервные расстройства, а на 2-й неделе - поражение сердца и почек. В ответ на проникновение токсина в кровь в организме начинают вырабатываться антитоксические антитела, в результате чего постепенно происходит ликвидация скарлатинозного токсикоза. 3. Аллергическое воздействие - антигены стрептококка способствуют образованию аутоантител, которые поражают оболочки сердца и сосуды, вызывая дезорганизацию соединительной ткани. Инкубационный период: Составляет в среднем 4-7 дней. Основные клинические проявления скарлатины: Период продромы (предвестников заболевания) - продолжается от нескольких часов до 2-3 суток: ♦ нарастают симптомы интоксикации: повышается температура до 39-40°С, выражены озноб, головная боль, слабость, резкое снижение аппетита, тошнота, рвота; ♦ у маленьких детей, а в тяжелых случаях и у старших, могут наблюдаться менингиальные симптомы (ригидность затылочных мышц, судороги, бред, сонливость, помрачение сознания); ♦ усиливаются боли в горле при глотании (у старших детей); ♦ в зеве отмечается яркая, часто точечная краснота (на мягком небе и язычке), ограниченная по краю твердого неба, а также яркая окраска задней и боковых стенок глотки; ♦ характерный вид имеет язык - в первые 2 дня он сухой и обложен серовато-белым налетом, а с 3-го дня - очищается с кончика и краев и выглядит гладким, ярко-красным, с резко выступающими сосочками («малиновый язык»); ♦ присоединяются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, повышение АД. Период разгара характеризуется триадой основных симптомов: скарлатинозной сыпью, поражением зева, интоксикацией. ♦ скарлатинозная сыпь (рис. 6, 7 цв. вкл.) - начинается с лица, шеи, верхней части груди и спины, быстро распространяясь по всему телу, на 2-е сутки достигает своего полного развития. Сыпь мелкоточечная на гиперемированном фоне кожи, наиболее выражена на сгибательных поверхностях конечностей (в локтевых и подколенных областях), перед-небоковых частях туловища, нижней половине живота, в паховых складках, имеет симметричный характер; ♦ лицо скарлатинозного больного имеет характерный вид: середина лица - губы, нос, подбородок,
остается белой (отсутствует сыпь) (рис. 7 цв. вкл.), резко отличаясь от гипе-ремированных щек - «бледный носогубный треугольник», или симптом Филатова-Коплика; ♦ высыпания нередко сопровождаются умеренным зудом; ♦ постоянным симптомом является ангина: изменения в ротоглотке выражены настолько, что они обозначаются, по образному выражению Филатова - «пылающая ангина» или «пожар в зеве» (при легких формах развивается катаральная ангина, при среднетяжелых - фолликулярная или лакунарная, а при тяжелых - некротическая ангина с обширными грязными глубокими некрозами, захватывающими зев и миндалины); ♦ пальпируются увеличенные болезненные тонзиллярные лимфатические узлы (собирающие лимфу от зева и глотки); ♦ с 4-5 дня заболевания появляются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы («скарлатинозное сердце»): перкуторно определяется расширение границ сердца, выслушивается систолический шум, выражены брадикардия, снижение АД; данные симптомы держатся в течение 2-4-х недель, после чего бесследно исчезают, лишь в редких случаях развивается миокардит; ♦ изменения в периферической крови: высокий лейкоцитоз, эозинофилия, повышение СОЭ. Период реконвалесценции: Со второй недели болезни начинается пластинчатое шелушение с кончиков пальцев рук, захватывая ладони, иногда подошвы ног (рис. 8 цв. вкл.). Если не развиваются осложнения, то больной со 2-3-й недели чувствует себя удовлетворительно. Однако скарлатина может давать ряд серьезных осложнений. Осложнения: Ранние осложнения (септического характера) могут проявиться уже в первые дни болезни: гнойный лимфаденит, отит, мастоидит, пневмония, гнойный плеврит, некротическая ангина. Поздние осложнения (инфекционно-аллергического характера) выявляются на 2-3 неделе заболевания: поражение почек, сердца, суставов. Прогноз: скарлатина является одним из самых коварных заболеваний, так как даже при легком течении болезни могут присоединяться осложнения со стороны сердца, почек, суставов, ЦНС и пр. Основные принципы лечения: 1. Госпитализация осуществляется по клинико-эпидемиоло-гическим показаниям. Пациенты с легкой и среднетяжелой формой заболевания лечатся в домашних условиях. 2. Постельный режим назначается на время острого периода. 3. Диета должна быть полноценной, с достаточным количеством витаминов, механически и химически щадящая, особенно в первые дни болезни. 4. Этиотропная терапия проводится в течение 7 дней, препаратом выбора является пенициллин, из других антибиотиков назначают: рулид, амоксиклав, вепикомбин. 5. Гипосенсибилизирующая терапия: тавегил, супрастин и др. 6. Витаминотерапия. 7. Полоскание зева слабыми растворами антисептиков, настоями ромашки, эвкалипта, календулы и др. Профилактика: Средства специфической профилактики скарлатины отсутствуют, поэтому ведущими являются закаливание, соблюдение санитарно-гигиенического режима в детских учреждениях, раннее выявление и изоляция больных ангиной, витаминизация пищи и пр. Противоэпидемические мероприятия при скарлатине: 1. Изоляция заболевшего на дому или госпитализация по клиническим и эпидемическим показаниям на 22 дня. 2. Карантин на детское учреждение накладывается на 7 дней со дня разобщения с заболевшим ребенком. Дети, не болевшие скарлатиной, не допускаются в детские учреждения в течение 7 дней. Если заболевший скарлатиной лечится на дому, то домашние контактные изолируются на 17 дней. 3. Выявление контактных, взятие их на учет, ежедневное наблюдение за ними: осмотр зева, кожи измерение температуры, документирование результатов осмотра.
4. Изоляция больных другими формами стрептококковой инфекции в очаге скарлатины (ангина, фарингит, тонзиллит, стрептодермия, панариций и др.) - на 22 дня. 5. Регулярное проведение текущей и заключительной дезинфекции в очаге. 6. Дети, переболевшие скарлатиной, допускаются в детское учреждение через 22 дня от начала заболевания, после сдачи контрольных анализов крови, мочи, а также ЭКГ (в связи с возможностью развития поздних осложнений в периоде реконвалесценции). 7. Санитарно-просветительная работа с родителями и детьми (если позволяет возраст), а также с сотрудниками детских учреждений по профилактике инфекционных заболеваний. Сестринский процесс при скарлатине Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы ребенка: ♦ нарушение питания; ♦ нарушение сна; ♦ боли при глотании; ♦ снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам; ♦ длительная разлука со сверстниками; ♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания; ♦ снижение познавательной активности; ♦ присоединение осложнений. Возможные проблемы родителей: ♦ дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка; ♦ страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания; ♦ дефицит знаний о заболевании и уходе; ♦ психоэмоциональное напряжение; ♦ неадекватная оценка состояния ребенка. Сестринское вмешательство > Информировать пациента и его родителей о возможных причинах развития скарлатины, клинических проявлениях, возможных осложнениях. > Организовать изоляцию пациента на 22 дня, при этом необходимо создать условия, исключающие возможность заражения других членов семьи, что достигается помещением больного ребенка в отдельную комнату, выполнением санитарно-гигиенических мероприятий при уходе. Следует ежедневно проводить текущую дезинфекцию (выделить ребенку отдельную посуду, кипятить ее после использования, убрать на время болезни ковры, мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, проводить 2 раза в день влажную уборку с дезинфектантами, регулярно проветривать помещение). У Обеспечить пациенту постельный режим, расширять его необходимо постепенно под контролем жизненных функций и лабораторных показателей. Осуществлять динамический контроль за жизненно важными функциями (температурой, пульсом, АД, состоянием кожи, слизистых, характером физиологических отправлений). > Помочь родителям выявлять проблемы ребенка и научить их удовлетворять его жизненные потребности. > Проконсультировать родителей по вопросам организации питания ребенка на время болезни. Рекомендовать давать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров, предпочтительно в виде витаминизированных напитков - чая с лимоном, разбавленных некислых соков, отвара шиповника. Способ приготовления: 3 столовых ложки ягод шиповника залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять 1/3-1/2 стакана 3-4 раза в день. > Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной терапии должен продолжаться не менее 7 дней (для предотвращения
развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений). После курса антибактериальной терапии посоветовать включить в диету молочнокислые биопродукты: биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко и др. > Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: шалфей - 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; тысячелистник - 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать до 4-х раз в сутки; календула - 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки. > Заранее готовить ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования (клиническому анализу крови, общему анализу мочи, ЭКГ) с помощью терапевтической игры. > Оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье. Обеспечить ребенку на время болезни интересный досуг. Убедить всех членов семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции. > Посоветовать родителям после выздоровления проводить ребенку неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, своевременную санацию полости рта, курсы физиотерапии, иммуностимулирующих средств и комплекса витаминов). > Порекомендовать родителям в периоде реконвалесценции продолжить наблюдение ребенка врачом педиатром и другими специалистами по показаниям в течение 1 месяца.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |