Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпидемиология. Составьте экспертную карту сестринского процесса при паротитной инфекции




Этиология.

Скарлатина

Составьте экспертную карту сестринского процесса при паротитной инфекции

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребен­ка и его родителей

Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса

Планирование и мотивация сестринских вмешательств

 

Профилактические мероприятия

Противоэпидемические мероприятия в очаге

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение паротитной инфекции.

2. Какие выделяют формы паротитной инфекции?

3. Какими свойствами обладает возбудитель паротитной инфекции?

4. Какие существуют источники паротитной инфекции?

5. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

6. Каков механизм развития паротитной инфекции?

7. Каковы клинические проявления основных форм паротитной инфекции?

8. Каковы принципы лечения паротитной инфекции?

9. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при паротитной инфекции?

Скарлатина - острое инфекционное заболевание с аэрозоль­ным механизмом передачи, характеризующееся общими симпто­мами интоксикации, ангиной и мелкоточечной сыпью на коже.

Название «скарлатина» произошло от слов - scarlet fever, что означает пурпурная лихорадка, отражая один из основных симпто­мов заболевания.

Скарлатина впервые была описана в 1675 году английским врачом Sidengam. Большой вклад в ее изучение внесли русские ученые: Г.Н. Габричевский (автор стрептококковой теории проис­хождения скарлатины), И.Г. Савченко (выделил токсин скарлати­нозного стрептококка), Н.Ф. Филатов и А.А. Колтыпин (описали патогенез и клинические признаки скарлатины).

Возбудитель скарлатины - р-гемолитический стрептококк группы А, образующий специфический токсин. Возбудитель скар­латины может длительно сохраняться вне организма на предметах, окружающих больного (на игрушках, постельных принадлежно­стях, посуде, коврах). Заразительны все выделения больного (мок­рота, слюна, моча, чешуйки эпителия во время шелушения кожи, слизь из носа и зева).

Стрептококки очень чувствительны к воздействию дезинфек-тантов, при температуре 56-60°С они инактивируются в течение 30 минут.

Скарлатина относится к антропонозным заболеваниям. Наибо­лее высокие показатели заболеваемости регистрируются в странах с умеренным и холодным климатом. В России показатели заболе­ваемости скарлатиной стабильны и составляют в среднем 200-250 на 100000 населения.

Источник инфекции:

♦ больной с явной или скрытой формой скарлатины;

♦ больные другой формой стрептококковой инфекции (стрептодермия, панариций, тонзиллит и др.).

Больной заразен в течение всего периода болезни, особенно в последние дни инкубационного периода. Наиболее опасными ис­точниками инфекции являются больные со стертыми формами за­болевания и здоровые носители гемолитического стрептококка.

Механизм передачи скарлатины:

♦ аэрозольный.

Пути передачи инфекции:

воздушно-капельный путь (стрептококк распространяется на относительно небольшие расстояния, в пределах одной комнаты);

воздушно-пылевой путь (инфицирование может происхо­дить через предметы общего пользования: игрушки, книги, полотенца, посуду и др., поскольку стрептококки длитель­но сохраняются в высушенном состоянии);

пищевой путь (связан чаще с инфицированием молока, мо­лочных продуктов взрослыми, носителями стрептококко­вой инфекцией).

Восприимчивость к скарлатине неодинакова в разных возрас­тных группах:

1. Наибольшая заболеваемость регистрируется у детей в воз­расте 6-7 лет.

 

 

2. Дети до года почти не болеют скарлатиной, что объясняет­ся их изолированностью и иммунитетом, полученным от матери во время внутриутробного периода и через грудное молоко.

3. У детей младшего возраста, подростков, взрослых заболе­ваемость невысока.

Индекс контагиозности при скарлатине равен 0,4.

Особенность современной скарлатины:

У детей и взрослых часто возникают повторные заболевания скарлатиной из-за недостаточной напряженности иммунитета, сформировавшегося при применении антибактериальной терапии.

Эпидемический процесс скарлатины характеризуется перио­дичностью эпидемических вспышек (с интервалом в 2-3 года) и сезонностью (в осенне-зимний период).

Глава 16. Сестринский процесс при инфекционных заболеваниях

1 Входные ворота инфекции:

♦ слизистая оболочка ротоглотки;

"> ♦ поврежденная кожа или слизистые оболочки половых орга­нов (редко).

Механизм развития скарлатины:

Развитие заболевания обусловлено септическим, токсическим и аллергическим воздействием возбудителя на организм:

1. Септическое воздействие - проявляется воспалительными и некротическими изменениями в области входных ворот инфекции (ангина), затем по кровеносным и лимфатическим сосудам возбудитель проникает в регионарные лимфатические узлы, вызывая их воспаление (лимфаде­нит). В процессе роста и размножения возбудителя образу­ются токсины и аллергены, которые всасываются в кровь.

2. Токсическое воздействие - связано с эритрогенным токси­ном стрептококка: проникая в кровь, он вызывает симпто­мы интоксикации. Кроме того, стрептококк избирательно действует на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, нередко вызывая в остром периоде заболевания тяжелые нервные расстройства, а на 2-й неделе - поражение сердца и почек. В ответ на проникновение токсина в кровь в организме начинают вырабатываться антитоксические антитела, в результате чего постепенно происходит ликвидация скарлатинозного токсикоза.

3. Аллергическое воздействие - антигены стрептококка спо­собствуют образованию аутоантител, которые поражают оболочки сердца и сосуды, вызывая дезорганизацию соеди­нительной ткани.

Инкубационный период: Составляет в среднем 4-7 дней. Основные клинические проявления скарлатины: Период продромы (предвестников заболевания) - продолжа­ется от нескольких часов до 2-3 суток:

♦ нарастают симптомы интоксикации: повышается темпера­тура до 39-40°С, выражены озноб, головная боль, слабость, резкое снижение аппетита, тошнота, рвота;

♦ у маленьких детей, а в тяжелых случаях и у старших, могут наблюдаться менингиальные симптомы (ригидность заты­лочных мышц, судороги, бред, сонливость, помрачение сознания);

♦ усиливаются боли в горле при глотании (у старших детей);

♦ в зеве отмечается яркая, часто точечная краснота (на мяг­ком небе и язычке), ограниченная по краю твердого неба, а также яркая окраска задней и боковых стенок глотки;

♦ характерный вид имеет язык - в первые 2 дня он сухой и обложен серовато-белым налетом, а с 3-го дня - очищается с кончика и краев и выглядит гладким, ярко-красным, с резко выступающими сосочками («малиновый язык»);

♦ присоединяются изменения со стороны сердечно-сосуди­стой системы: тахикардия, повышение АД.

Период разгара характеризуется триадой основных симпто­мов: скарлатинозной сыпью, поражением зева, интоксикацией.

♦ скарлатинозная сыпь (рис. 6, 7 цв. вкл.) - начинается с ли­ца, шеи, верхней части груди и спины, быстро распростра­няясь по всему телу, на 2-е сутки достигает своего полного развития. Сыпь мелкоточечная на гиперемированном фоне кожи, наиболее выражена на сгибательных поверхностях конечностей (в локтевых и подколенных областях), перед-небоковых частях туловища, нижней половине живота, в паховых складках, имеет симметричный характер;

♦ лицо скарлатинозного больного имеет характерный вид: середина лица - губы, нос, подбородок,

 

 

остается белой (от­сутствует сыпь) (рис. 7 цв. вкл.), резко отличаясь от гипе-ремированных щек - «бледный носогубный треугольник», или симптом Филатова-Коплика;

♦ высыпания нередко сопровождаются умеренным зудом;

♦ постоянным симптомом является ангина: изменения в ро­тоглотке выражены настолько, что они обозначаются, по образному выражению Филатова - «пылающая ангина» или «пожар в зеве» (при легких формах развивается ката­ральная ангина, при среднетяжелых - фолликулярная или

лакунарная, а при тяжелых - некротическая ангина с обширными грязными глубокими некрозами, захватывающи­ми зев и миндалины);

♦ пальпируются увеличенные болезненные тонзиллярные лимфатические узлы (собирающие лимфу от зева и глотки);

♦ с 4-5 дня заболевания появляются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы («скарлатинозное сердце»): перкуторно определяется расширение границ сердца, вы­слушивается систолический шум, выражены брадикардия, снижение АД; данные симптомы держатся в течение 2-4-х недель, после чего бесследно исчезают, лишь в редких слу­чаях развивается миокардит;

♦ изменения в периферической крови: высокий лейкоцитоз, эозинофилия, повышение СОЭ.

Период реконвалесценции:

Со второй недели болезни начинается пластинчатое шелуше­ние с кончиков пальцев рук, захватывая ладони, иногда подошвы ног (рис. 8 цв. вкл.).

Если не развиваются осложнения, то больной со 2-3-й недели чувствует себя удовлетворительно.

Однако скарлатина может давать ряд серьезных осложнений.

Осложнения:

Ранние осложнения (септического характера) могут про­явиться уже в первые дни болезни: гнойный лимфаденит, отит, мастоидит, пневмония, гнойный плеврит, некротическая ангина.

Поздние осложнения (инфекционно-аллергического характе­ра) выявляются на 2-3 неделе заболевания: поражение почек, серд­ца, суставов.

Прогноз: скарлатина является одним из самых коварных забо­леваний, так как даже при легком течении болезни могут присоеди­няться осложнения со стороны сердца, почек, суставов, ЦНС и пр.

Основные принципы лечения:

1. Госпитализация осуществляется по клинико-эпидемиоло-гическим показаниям. Пациенты с легкой и среднетяжелой формой заболевания лечатся в домашних условиях.

2. Постельный режим назначается на время острого периода.

3. Диета должна быть полноценной, с достаточным количест­вом витаминов, механически и химически щадящая, осо­бенно в первые дни болезни.

4. Этиотропная терапия проводится в течение 7 дней, препа­ратом выбора является пенициллин, из других антибиоти­ков назначают: рулид, амоксиклав, вепикомбин.

5. Гипосенсибилизирующая терапия: тавегил, супрастин и др.

6. Витаминотерапия.

7. Полоскание зева слабыми растворами антисептиков, на­стоями ромашки, эвкалипта, календулы и др.

Профилактика:

Средства специфической профилактики скарлатины отсутст­вуют, поэтому ведущими являются закаливание, соблюдение сани­тарно-гигиенического режима в детских учреждениях, раннее вы­явление и изоляция больных ангиной, витаминизация пищи и пр.

Противоэпидемические мероприятия при скарлатине:

1. Изоляция заболевшего на дому или госпитализация по кли­ническим и эпидемическим показаниям на 22 дня.

2. Карантин на детское учреждение накладывается на 7 дней со дня разобщения с заболевшим ребенком. Дети, не болев­шие скарлатиной, не допускаются в детские учреждения в течение 7 дней. Если заболевший скарлатиной лечится на дому, то домашние контактные изолируются на 17 дней.

3. Выявление контактных, взятие их на учет, ежедневное на­блюдение за ними: осмотр зева, кожи измерение темпера­туры, документирование результатов осмотра.

 

 

4. Изоляция больных другими формами стрептококковой ин­фекции в очаге скарлатины (ангина, фарингит, тонзиллит, стрептодермия, панариций и др.) - на 22 дня.

5. Регулярное проведение текущей и заключительной дезин­фекции в очаге.

6. Дети, переболевшие скарлатиной, допускаются в детское учреждение через 22 дня от начала заболевания, после сда­чи контрольных анализов крови, мочи, а также ЭКГ (в свя­зи с возможностью развития поздних осложнений в перио­де реконвалесценции).

7. Санитарно-просветительная работа с родителями и детьми (если позволяет возраст), а также с сотрудниками детских учреждений по профилактике инфекционных заболеваний.

Сестринский процесс при скарлатине

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и членов его семьи.

Возможные проблемы ребенка:

♦ нарушение питания;

♦ нарушение сна;

♦ боли при глотании;

♦ снижение устойчивости к психическим и физическим на­грузкам;

♦ длительная разлука со сверстниками;

♦ неспособность ребенка самостоятельно справиться с труд­ностями, возникшими вследствие заболевания;

♦ снижение познавательной активности;

♦ присоединение осложнений. Возможные проблемы родителей:

♦ дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

♦ страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания;

♦ дефицит знаний о заболевании и уходе;

♦ психоэмоциональное напряжение;

♦ неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство

> Информировать пациента и его родителей о возможных причинах развития скарлатины, клинических проявлениях, воз­можных осложнениях.

> Организовать изоляцию пациента на 22 дня, при этом необхо­димо создать условия, исключающие возможность заражения других членов семьи, что достигается помещением больного ребенка в от­дельную комнату, выполнением санитарно-гигиенических мероприя­тий при уходе. Следует ежедневно проводить текущую дезинфекцию (выделить ребенку отдельную посуду, кипятить ее после использования, убрать на время болезни ковры, мягкие игрушки, оставить толь­ко те, которые легко моются, проводить 2 раза в день влажную убор­ку с дезинфектантами, регулярно проветривать помещение).

У Обеспечить пациенту постельный режим, расширять его не­обходимо постепенно под контролем жизненных функций и лабора­торных показателей. Осуществлять динамический контроль за жиз­ненно важными функциями (температурой, пульсом, АД, состояни­ем кожи, слизистых, характером физиологических отправлений).

> Помочь родителям выявлять проблемы ребенка и научить их удовлетворять его жизненные потребности.

> Проконсультировать родителей по вопросам организации питания ребенка на время болезни. Рекомендовать давать легко ус­вояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания ост­рые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводи­мой жидкости до 1-1,5 литров, предпочтительно в виде витамини­зированных напитков - чая с лимоном, разбавленных некислых со­ков, отвара шиповника. Способ приготовления: 3 столовых ложки ягод шиповника залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 ми­нут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять 1/3-1/2 стакана 3-4 раза в день.

> Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и родителям, что курс антибактериальной тера­пии должен продолжаться не менее 7 дней (для предотвращения

 

развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений). После курса антибактериальной терапии посоветовать включить в диету молочнокислые биопродукты: би­ойогурт, биокефир, ацидофильное молоко и др.

> Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: шалфей - 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; тысячелист­ник - 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать до 4-х раз в сутки; календула - 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

> Заранее готовить ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования (клиническому анализу крови, общему ана­лизу мочи, ЭКГ) с помощью терапевтической игры.

> Оказывать психологическую поддержку пациенту и его се­мье. Обеспечить ребенку на время болезни интересный досуг. Убе­дить всех членов семьи своевременно санировать очаги хрониче­ской инфекции.

> Посоветовать родителям после выздоровления проводить ребенку неспецифическую профилактику инфекционных заболева­ний (полноценное витаминизированное питание, сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, своевременную санацию полости рта, курсы физиотерапии, имму­ностимулирующих средств и комплекса витаминов).

> Порекомендовать родителям в периоде реконвалесценции продолжить наблюдение ребенка врачом педиатром и другими специалистами по показаниям в течение 1 месяца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.