Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы бытия

БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

 

План лекции.

 

1. Понятие бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Проблема соотношения бытия и небытия.

 

1. Понятие бытия.

Второй раздел курса философии начинается с рассмотрения проблем онтологии. Напомню, что онтология (греч. оntos - сущее, logos - учение, слово) представляет собой учение о бытии. Бытие - исходная категория философского осмысления мира. Констатация бытия является предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. В этой категории выражено существование:

· окружающего нас мира,

· бытия природы и общества,

· самого человека,

· психики человека, включающей сознательное и бессознательное,

· идей, мыслей, помыслов человека,

· отражается факт присутствия других людей.

Философия с момента своего возникновения интересуется этой проблемой и неоднозначно ее решает.

Проблема бытия была поставлена в философии древности. Она интересовала философию древнего Востока. Так, Лао-Цзы (6-5 в.в. до н.э.), известный классик даосизма, толковал бытие как ДАО ( бытийная сущность мира), которое вместе с первовеществом ЦИ составляет основу жизни.

В античной философии понятие бытия впервые рассмотрено в философии

элеатов (рубеж 6-5 веков до н.э.).Пробудившийсяинтереск проблеме бытия был не случаен. Нам известно, что в этот период происходила переоценка ценностей. Мифологическое сознание вытеснялось философским и религиозным.Многим казалось, что само реальное существование мира, всех его проявлений, включая человека, оказалось под вопросом.Необходимо было выяснить:

· Имеет место реальность или нет.

· Если реальное существование есть, то, что оно из себя представляет.

Парменид (ок. 540 – ок. 470 г. до н.э.), размышляя над этими вопросами, писал в трактате «О природе»:«Быть или вовсе не быть вот здесь разрешение - вопроса». Он пришел к выводу, что не следует чересчур пессимистично смотреть на мир, ибо мир существует и будет существовать всегда. Существование мира есть его бытие, которое представляет собой первоначало мира. Бытие элеатов:

· никогда не возникало,

· не подвержено гибели,

· закончено и совершенно,

· предмет лишь философского познания,

· бытие постигается только разумом, но не чувствами. Это – мыслимое бытие. « Ибо мыслить - то же, что быть » утверждал в поэме «О природе» Парменид.

Изучение проблемы бытия требует решения вопроса о содержании, включенном в понятие бытия. Среди философов иногда высказываются возражения против введения в философию категории бытия.Приводится такой аргумент: если бытие первоначально определяется через понятие существования, т.е. наличия чего-либо, то категория бытия является излишней.

На это возражение можно ответить следующее: понятие бытия содержит в себе не только указание на существование, но фиксирует более сложное, комплексное содержание. Оно определяет как наличие предметов, вещей, идей и т.д., так и их связи, отношения. Категория бытия утверждает целостность мира

через его существование. Вместе с тем, нельзя отрицать того факта, что она имеет довольно бедное содержание.

Из логики мы знаем, что наиболее широкие понятия бедны по содержанию.

Означает ли это, что понятие бытия не имеет никакого конкретного содержания? Нет, не означает. Это мы покажем, когда будем говорить о формах бытия.

 

2. Основные формы бытия.

 

По способу существования бытие разделяется на два мира, на два способа существования или две реальности:

· Мир физических состояний или материальный природный мир.

· Мир сознания, идеальный мир.

Эти два мира тесно связаны друг с другом. Их комбинации позволяют выделить несколько форм бытия. Все эти формы бытия будут нами подробно изучаться позднее. В настоящей лекции дадим им краткую характеристику.

1. Мир «первойприроды». Он существует объективно, не затронут деятельностью человека, не освоен человеком. К нему относятся как земные реальности, так и реальности космические. Это – материальный мир.

2. Мир «второй природы». Ему принадлежат: вещи, комплексы, процессы и т.д., созданные человеком из материалов природы. Это сложный мир, который включает взаимодействие и взаимообусловленность различных форм бытия.

В предметах «второй природы» воплощены или опредмечены - труд и знания человека. В них вплетена сознательная, социально обусловленная деятельность.

Таким образом, «Вторая природа» - природа комплексная - природно-духовная социальная реальность.

Между первой и второй природой существуют сложныеотношения, которые способны приобретать характер конфликта. Свидетельство этому, например, современный экологический кризис.

3. Одной из форм бытия является существование человека, которое своеобразно, специфично, противоречиво.

С одной стороны, человек - природное, телесное существо. Тело человека - тело природы.

С другой:

· Для человека характерны различные психические состояния: переживания, страсти, мысли, характер, воля. Иными словами, идеальные сущности.

· Наличие сознания позволяет человеку не только быть, существовать, но и

рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии.

Таким образом:

· Человек есть единство тела и духа, объективного и субъективного.

· Они взаимосвязаны, влияют друг на друга.

Известный философ ХХ века, неофрейдист, Эрих Фромм (1900 - 1980), говорил о том, что человек есть противоречие, так как ему присущи противоположные моменты идеального и материального, которые сосуществуют, взаимообусловливают и взаимоисключают друг друга. Он прав. В это единство включены также социально-исторические факторы.

4. Одной из форм бытия является духовный мир человека. Он также имеет двоякую природу. Духовный мир человека содержит:

· Субъективный духовный мир

· Объективный духовный мир.

Субъективный дух или индивидуальное сознание - это внутренний, психический мир человека. Ему присущи различные проявления человеческой психики:

· сознательное,

· бессознательное и подсознательное,

· самосознание и рефлексия.

Вместе с тем, в процессе совместной деятельности людей возникает объективируемое сознание, которое становится достоянием всего социума,

культурным достоянием. Это сознание обладает качественным своеобразием и не сводится к сумме индивидуальных сознаний – это общественное сознание.

К нему можно отнести:

· язык,

· науку,

· правовые и политические идеи,

· религиозные и атеистические взгляды,

· эстетические и этические теории,

· обычаи и традиции и т.д.

Индивидуальное и объективируемое, над-индивидуальное сознание тесно

связаны. Индивидуальная духовная деятельность развивается и совершенствуется только благодаря приобщению к духовной культуре человечества.

Над-индивидуальное, объективируемое сознание:

· Питается индивидуальным сознанием.

· Его существование предполагает обязательное наличие индивидуального

сознания общественных индивидов.

5. Особую форму бытия представляет общественная жизнь. Она не сводится к природному или к духовному существованию.

В ней воедино соединены:

· Материальная и социальная деятельность человека.

· Его духовность и природная сущность.

Это есть бытие людей в процессе их жизнедеятельности.

Общество суть система, включающая материально-экономические, социальные, политические, духовные и другие виды человеческих отношений. Все эти отношения своеобразно взаимодействуют в зависимости от конкретной исторической ситуации, сложившейся в обществе.

 

Следует обратить особое внимание на то, что различные философские школы и направления неоднородно трактуют наличие, роль, значение вышеупомянутых форм бытия. По сути, многие философские школы и направления

расходятся в понимании роли и значения форм бытия, неодинаково истолковывают их взаимоотношения и взаимовлияния.

Прежде всего, не существует единства в решении вопроса о том:

· Какие формы бытия существуют реально, представляют реальное истинное бытие.

· Какие формы бытия являются основополагающим, исходными, а какие формы бытия производны, вторичны, зависят от основных форм бытия.

В трактовке этих вопросов проявляются мировоззренческие установки того или иного философа, философской школы или направления. Решение данной проблемы определяет, к какому течению принадлежит тот или иной философ.

Разные подходы к проблеме значимости различных форм бытия возникли еще в древнегреческой философии.

В работе «Софист» Платон (428/427 – 348/347 г. до н.э.) писал следующее: «Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же... Другие же настаивают на том, что истинное бытие это некие умопостигаемые и бестелесные идеи... тела же называют не бытием, а становлением...». / Платон. Соч. В 3 т. М., 1970, т. 2, с. 364-365/.

Ранее упомянутый Парменид, придерживался первой точки зрения и утверждал, что бытие - шарообразный футляр, вмещающий и ограничивающий все то, что существует в мире. В трактате «О природе» он писал: «И все бытие отовсюду замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри».

Сам Платон стоял на противоположных позициях. Для Платона - реальное бытие - это идеи, которые ведут самостоятельную жизнь, где-то на «хребте мира». Он противопоставлял истинное бытие идей неистинному миру вещей.

В работе «Государство» Платон уподобил вещный мир пещере, в которой, спиной к ее входу, сидят прикованные пленники. Они видят перед собой лишь тени вещей, существующих в подлинном мире, мире идей. Таким образом, вещный мир - это тени идей.

Эти две точки зрения на сущность бытия, с различными вариациями, существовали и существуют на протяжении всей истории философии.

 

Остановимся на некоторых противоположных подходах к пониманию сущности бытия и его основных форм.

Представители некоторых материалистических тенденций философии Нового времени понимали под бытием лишь фактическое существование многообразных проявлений материального.

Томас Гоббс (1588 - 1679), английский философ 17 века, говорил о том, что поскольку Вселенная состоит из материальных тел, то и бытие абсолютно телесно.

Французский материалист 18 века, Ж.–О. Ламетри (1709 - 1751)полагал, что бытие есть чувственная материя. Человек – самое совершенное ее проявление.

Представители, так называемого, вульгарного материализма (середина 19 века) утверждали, что бытие полностью материально. Мозг вырабатывает мысль, как печень желчь.

Современный материализм, имеется в виду диалектический материализм,

признает существование всех вышеназванных форм бытия. Однако ведущей стороной считает материальное бытие, не исключая при этом, активности идеальных форм бытия.

Представители объективно - идеалистической философиисводят бытие

к идее, способной создавать все иное, независимо от материи.

Пантеистический идеализм, например, гегелевский считает, что бытие есть первое и чистое полагание абсолютной мысли. В гегелевской философии все формы бытия – это проявление абсолютной идеи.

В современной философии также наличествуют объективно-идеалистические трактовки бытия. В философской герменевтике, например, присутствует мысль о ведущей роли языка. «Язык - это дом бытия», утверждал один из основателей философской герменевтики, Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

Ханс-Георг Гадамер (1900 - 2002), развивая идею о самостоятельности, бытийности языка писал: «Язык - центр человеческого бытия. Мы окружены языком, мир языка - это мир, в котором мы живем».

Для субъективно – идеалистических направлений реальное бытие представляет собой мир чувственных восприятий и ощущений человека. Согласно английскому философу Дж. Беркли (1685 - 1753), - быть, значит быть воспринимаемым.

Один из основателей религиозного экзистенциализма Н. А. Бердяев (1874 - 1948) говорил о том, что: «Бытие открывается через субъект, а не через объект… Экзистенциальная философия является познанием смысла бытия через субъект». (Н. А. Бердяев. Мое философское миросозерцание. / Н. А. Бердяев о русской философии. Из-во УГУ, 1991. С. 19).

В свою очередь, некоторые представители атеистического экзистенциализма различают «бытие-в-себе» (вещный мир) и «бытие-для-себя» (человеческое сознание). Сознание, и, прежде всего, чувственное восприятие мира оживляет противостоящий человеку мир. Вот как описывает этот процесс известная французская писательница, поддерживающая идеи экзистенциализма, Симона де Бувуар в повести «Гостья»: «В пустом зрительном зале запах пыли, полутемно, унылое одиночество – всё это не существовало ни для кого, оно не существовало вовсе. А теперь Франсуаза (героиня повести) здесь … Её присутствие вызывает вещи из их бессознательности: она наделяет их признаками и запахами». (Симона де Бувуар. L invitee Р. 1943. С. 10).

Некоторые философы рассматривают бытие только как логическую категорию, обобщенную и отвлеченную. Например, Иммануил Кант (1724 - 1804) полагал, что:

· Бытие есть - априорная, идеальная категория мышления.

· С помощью этой категории субъект осмысливает, организует полученные им разрозненные ощущения.

Религиозно идеалистическая философия разделяет бытие на:

· Истинное, божественное, нетварное бытие.

· Неистинное, тварное бытие, сотворенное божественным абсолютом.

 

Итак, решение проблемы бытия в первую очередь обусловлено мировоззренческими установками того или иного философа, того или иного философского направления или школы. Но не только философы решают эту проблему. Её сознательно или бессознательно решает каждый из нас, в соответствии с нашими представлениями о сущности мироздания, о тех процессах, которые происходят в природе, обществе, в жизни каждого из нас.

 

3. Проблема соотношения бытия и небытия.

 

Одной из важнейших проблем, которые решает философия, является:

· Проблема небытия и

· соотношения бытия и небытия.

Существуют два подхода к решению данной проблемы - метафизический и

диалектический.

Метафизический подход заключается:

Во-первых,в абсолютизации наличия бытия и отрицании наличия небытия. Так, Парменид считал, что есть только бытие мира, а небытия нет. Бытие всюду непрерывно и однородно, не содержит в себе никакого небытия, никакого ничто. Отсутствие небытия элеаты объясняли, опираясь на два основных положения:

· Отсутствие пустоты, в которой только и может происходить движение, ведет к отсутствию движения. Если движения нет, то отсутствует и небытие.

· Существует только то, что можно мыслить. Несуществующего мыслить нельзя. Следовательно, небытия не существует.

 

Во - вторых, в абсолютизации состояния небытия. С этой точки зрения, то или иное явление или процесс, в результате полного уничтожения, переходит в состояние абсолютного небытия.

Такая трактовка, например, характерна для механистической философии Нового времени (ХУ11 – ХУ111 в.в.).

Она присуща некоторым философским и социальным теориям, отрицающим преемственность в общественном развитии, в развитии культуры.

«Философия жизни» в лице Фридриха Ницше (1844 - 1900), объявила «традицию отрицания всех традиций».

Теодор Адорно (1903 - 1969), немецкий философ и социолог культуры, виднейший представитель Франкфуртской школы, утверждавший, что переход к новому состоянию в обществе связан с преобразованием культуры, сферы духовности, заявлял, что истинным в сфере искусства может быть лишь отрицание, настоящее искусство всегда абсурдно.

Юрген Хабермас (р. 1929) представитель той же школы, выступал против преемственности в сфере языка, который является выразителем идеологического насилия.

В нашей стране нигилистическое отношение к культурному наследию было характерно для «вульгарного социологизма», декадентских и левацких теорий первой половины ХХ столетия, кредо которых ярко выражено в следующих строках:

Мы во власти мятежного страстного хмеля;

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

 

В – третьих, проявлением метафизического понимания решения данной проблемы является утверждение отсутствия связи между бытием и небытием.

Со времен античности существовали концепции, признающие наличие бытия и небытия. Так, известный древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 – ок. 370 г. до н. э.), в противоположность элеатам утверждал, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие – атомы. Небытие - это пустота, пустое пространство, неподвижное и беспредельное, существующее ничто. Однако пустота, как существующее ничто, не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела. Платон считал и называл материю реально существующим небытием.

Демокрит и Платон, признавая реальное существование небытия, вместе с тем, не признавали взаимного перехода бытия в небытие и наоборот.

 

При диалектическом подходе:

· Учитывается связь между бытием и небытием.

Еще в индийской Ригведе показан переход из одного состояния в другое. Сначала было асат - небытие, или потенциальное бытие. Асат превращается в сат – существующее бытие.

В античной философии диалектический подход к проблеме соотношения бытия и небытия впервые осуществил основатель стихийной диалектики Гераклит (ок. 544 – ок. 483 г. до н. э.), который писал, что одна и также вещь одновременно существует и не существует.

· Диалектический подход исключает понимание небытия как абсолютного

небытия, как простого уничтожения.

Это впервые на теоретическом уровне показал выдающийся представитель немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегель (1770 - 1831), который рассматривал бытие как развивающееся целое.

- Небытие не означает пустоты или абсолютного уничтожения, исчезновения.

- Оно есть лишь переход одной формы бытия в другую, в инобытие.

- Есть становление новой формы бытия.

 

Идея абсолютности небытия отвергается многими философскими и религиозными учениями.

Особенно ярко это проявляется в подходе к решению проблемы человека, его смерти и бессмертия, а также смысла жизни. Мысль о том, что уход человека из жизни есть не просто полное уничтожение, а переход в иную форму бытия близка мыслителям, имеющим противоположные мировоззренческие установки.

Так, религиозная христианская философия полагает двойственность человека, ограниченность его физической природы и устремленность духа, души в вечность. Если душа человека не исчезает после смерти, следовательно, он не уходит совсем и навсегда.

Мысль о том, что человек не может уйти в «небытие», стать «ничем», полностью исчезнуть очень близка русской философии. Вспомним работу «О человеке, его смертности и бессмертии» А.Н.Радищева (1749 – 1802), в которой он доказывает, что «человек по смерти своей пребудет жив; тело его разрушится, но душа разрушиться не может… он сохранит свои мысли приобретенные, свои склонности, поскольку они от телесности отделены быть могут …». (А.Н.Радищев. Избр. философ. Соч. М., 1949. С. 397).

Русские философы не приемлют не только полного ухода в «небытие» отдельного человека, но и всего человечества в целом. Эта идея отчетливо выражена в учениях о «богочеловечестве» В.С. Соловьева (1853-1900) и Н.А.Бердяева.

Интересны идеи своеобразного русского мыслителя Н.Ф.Фёдорова (1828 - 1903), создателя философии «общего дела», подчиненной идее «патрофикации» (воскрешения отцов). Он исключает индивидуальное бессмертие, ставит задачу коллективного преодоления ухода в «небытие». «Если человечество соединится для общего блага и приступит к воскрешению, - писал Фёдоров, - то он избежит конца мира и Страшного суда и непосредственно перейдет в вечную жизнь». (Н.Ф.Фёдоров. Философия общего дела. М., 1906. Т.1. С.32)

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что человек не может полностью исчезнуть ни телесно, ни духовно.

· В материальном мире одна форма существования переходит в другую. Человек может стать травой, растением, быть основой для другой формы жизни.

· Человек оставляет после себя плоды рукотворной деятельности, как частичку своего существования.

· Индивидуальное сознание возникает и умирает вместе с рождением и смертью человека. Но это не означает обязательного уничтожения всех идей, мыслей, чувств человека. Сохраняются те, которые переходят в над-индивидуальную форму, объективируются. Они передаются другим людям, усваиваются и развиваются ими, сохраняются как память.

Таков смысл категории бытия. Нами дан краткий обзор тех проблем, которые возникают в процессе размышления над сущностью и значением этой категории. Остальные вопросы изложены в основной и дополнительной литературе.

В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проблему бытия решают не только философы, но и любой человек – сознательно или бессознательно, на обыденном уровне или на уровне теоретическом.

Каждый человек имеет своеобразное мировоззрение, в котором присутствует то или иное решение проблемы собственного бытия, а также бытия мира и человечества в целом.

С достоверностью отражают духовное состояние любого человека, осмысливающего жизнь, следующие поэтические строки:


Бытие, все его категории,

Жизнь, и смерть, и сладость, и боль,

Радость, точно также как горе,

Я впитываю, как море соль. (Б. Слуцкий).

Основная литература.

 

1. Философия. Часть вторая. Основные проблемы философии. / Под ред. В.И.Кириллова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. Дополнительный тираж 2005, 2006.

2. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. М.: Проспект, 2001.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.


 

Дополнительная литература.

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001.

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. 5 изд. М.: Проспект, 2008.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предохранительные верхолазные устройства | Поучение Владимира Мономаха 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.