Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 4 страница

Открытие воскресных школ для молодежи из рабочей среды было социальным движением в России. Так, профессором Киевского университета П.В. Павловым была открыта воскресная школа в Киеве, Х.Д. Алчевской - в Харькове. Воскресные школы открывались по всей России. Обучение в них было бесплатным, без вознаграждения в них работали преподаватели университетов и гимназий, а также студенты.

Вопросы и задания

1. Государственная политика защиты детей в XIX в. Ведомство императрицы Марии.

2. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах, его "Наказ лицам, непосредственно работающим в приютах".

3. Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома".

4. Благотворительность в истории России XIX - начала XX в.

Литература к лекции

1. Антология пед. мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

2. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. - М., 1990.

3. Благотворительная Россия. - СПб., 1902.

4. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993.

5. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. - СПб., 1904.

6. Нещеретпный П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. - М., 1993.

7. Об общественном призрении в России. - СПб., 1818.

8. Одоевский В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами//Избр.пед.соч. - М., 1955.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991.

1 См.: Беляков В.В. Указ. соч. - С. 14.

1 См.: Озерская Ф.С. Воспитательные учреждения Ведомства императрицы Марии//Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. - М., 1973. - С. 217-223.

2 Доватор Р.Л. Дошкольное воспитание//Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. - М., 1991. - С. 144.

1 См.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. XVIII - начало XIX в. - М., 1974. - С. 220-221.

1 См.: Озерская Ф.С. Указ. соч. - С. 220.

1 Объединение прогрессивной интеллигенции организаторов бесплатных дошкольных учреждений, стремившихся улучшить семейное воспитание детей; занимались проблемами теории и практики дошкольного воспитания.

2 Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты Российской империи//Педагогика. - 1995. -№ 1. - С. 117-119.

3 Там же.

1 Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской России//Сов. государство и право. - 1991. - № 6. - С. 216.

1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987. - С. 361.

1 Рункевич С. Приходская благотворительность в Петербурге//Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. I. - С. 102-105.

2 Там же. - С. 105.

1 Максимов Е. Очерк земской деятельности в области общественного призрения//Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. I. - С. 31.

2 Доватор Р.Л. Указ. соч. - С. 165.

1 Боцяновский В. Исторический очерк деятельности Российского Красного креста//Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. I. - С. 171 - 172.

2 Доватор Р.Л. Указ. соч. - С. 165-166.

3 Там же. - С. 167.

ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОМАШНЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

М.М. Манасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. "Воспоминания" П.А.Флоренского. Образование в дворянской семье, воспитание крестьянских детей.

Предмет социальной педагогики, историю социального воспитания нельзя рассматривать в отрыве от уровня и развития теоретических вопросов воспитания и образования. История и теория социальной педагогики взаимозависимы, их нельзя применять разрозненно, в отрыве друг от друга.

В истории отечественной культуры социальная педагогика складывалась, впитывая практику семейного, сословного, православного и одновременно народного воспитания, как воздействующие на человека в обществе1. Как развивается ребенок (подросток) под этим воздействием, как формируется его личность, его изменения были предметом исследований многих отечественных педагогов в XIX в. Поэтому прежде чем рассмотреть семейное и православное воспитание, остановимся на работах некоторых из них, посвященных вопросам развития личности ребенка.

М.М.Манасеина (1842-1903) Обратимся к наследию ученых и практиков, малоизвестных в советское время. Исключительность авторского исследования Марии Михайловны Манасеиной о развитии человека от рождения до университетского возраста состоит в том, что проводила его врач, психолог, физиолог и писатель. Ее первая книга "О воспитании детей в первые годы жизни" вышла в свет в 1870 г. и была встречена с одобрением.

Автор писала о том, что важно знать родителям для правильного воспитания ребенка: о наследственности, о браках между родственниками, о беременности. Как предотвратить заболевания

ребенка, как правильно направлять его умственное развитие, удовлетворять и развивать его любознательность и память, воображение и речь. Опираясь на психологию и физиологию ребенка, она сделала вывод, что воспитание - самая важная и сложная наука. Оно возможно только в единстве его физической, нравственной и умственной сторон. Дробить воспитание на отдельные элементы нельзя, так как многостороннее развитие ребенка составляет единое целое.

М.М.Манасеина оставила потомству свой уникальный труд "Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования" (1894-1899). Ни до, ни после нее не было попыток охватить непрерывность воспитания от рождения и до зрелости так глубоко и многосторонне, анализируя различные стороны воспитания: физическое, нравственное, религиозное и умственное, семейное и общественное.

Свое исследование М.М. Манасеина не окончила. Она планировала выпустить семь книг, было издано только пять, две последние работы она не успела закончить. Они были подготовлены, но свет не увидели.

· 1-я - "О религиозном воспитании от 1 года до 21".

· 2-я - "Воспитание ума, речи, памяти, внимания, сознания, воображения".

· 3-я - "Воспитание чувств, настроений, воспитание воли, самообладания совести, эстетической стороны человека".

· 4-я - "О физическом развитии человека".

· 5-я - "Об эмбриологическом воспитании".

· 6-я - "Исторический очерк различных систем воспитания и образования".

· 7-я - "История университетского образования и его задачи в будущем".

В советское время из-за первой книги о религиозном воспитании эти исследования не публиковались.

Попытаемся из огромного числа поднятых проблем рассмотреть только две: о воспитании настроений и образовании ума. Социальному педагогу эти ее исследования даже через сто лет помогут в работе.

Анализируя воспитание настроений, автор отмечает, что это направление в воспитании человека совершенно не изучено. В то же время, отмечая важность воспитания настроений, она доказывает, что индивидуальные особенности характера человека обусловлены преобладанием определенных настроений.

Настроение рассматривается автором в сравнении этого психологического процесса с физическими потребностями тела, которое,

встречая препятствия к своему удовлетворению, воплощается в сознании в форме самых разных ощущений. Настроение, по ее мнению, - это мостики, переброшенные из психической жизни человека в физическую. Она объясняет причины изменения настроений у человека: от общения, неудовлетворения, болезней. Безусловно, люди пытаются изменить свое настроение, принимая различные возбуждающие средства, но это только притупляет эффект.

Автор ставит вопрос: как воспитать настроение? Наряду с физическими существуют и психологические условия различных настроений.

Хорошее настроение чаще всего преобладает у людей заурядных способностей, так как при таких способностях легко получается равномерное развитие, то есть ни одна из сторон душевной жизни заурядного человека не развивается чрезмерно, в ущерб другим. Все душевные силы человека получают необходимую деятельную работу. В результате этого - жизнерадостное настроение.

Для равномерного развития и деятельности душевных сил человеку нужно определенное и целостное мировоззрение, которое дает ему и конкретные цели и возлагает определенные обязанности.

Известно, что чувства одного человека могут передаваться другим: смех, слезы, зевота. При виде плачущего человека сначала мысленно, а потом и реально повторяет его мимику - настроение передается. Но это не значит, что передаются все чувства. Это должен помнить и учитывать воспитатель.

М.М. Манасеина приводит убедительную классификацию настроений:

1-я группа (нормальное) - веселое, жизнерадостное настроение - результат равномерного развития разнообразных сил и способностей души и тела человека. При работе с этой группой детей в возрасте от года до восьми лет воспитатель должен обращать внимание на даже временное отсутствие у ребенка веселого настроения, так как это указывает или на физическое расстройство ребенка, или на то, что психическое развитие совершается неправильным односторонним путем. В некоторых семьях в 3 года заставляют ребенка учить серьезные стихи, что приводит к его угнетенному настроению. Воспитатель должен помнить, что удрученное состояние перерождается в характер.

Ко 2-й группе относятся настроения, которые развиваются вследствие вялого кровообращения. М.М. Манасеина определила, что у детей апатичного настроения наблюдается застой кровообращения со значительными накоплениями в ногах во время сидячего и стоячего положения. Для этих детей характерно равнодушное, ленивое

настроение, которое составляет основу флегматичных темпераментов. Для таких детей необходимы прогулки на воздухе, гимнастика, спорт.

3-я группа настроений - застенчивость, стыдливость, робость, смущение. Дети, подверженные таким настроениям, прячутся от каждого незнакомого, трудно осваивают любое изменение окружающих условий. В более старшем возрасте они ненаходчивы. Если в раннем детстве не побороть застенчивость, то это настроение перерастает в патологические формы в период половой зрелости. У таких детей недостаточно развиты мышцы, что приводит к слабому волевому контролю над другими мышцами, которые не задействованы в конкретный момент: гримасы во время письма или игры на пианино и т.д.

М.М. Манасеина утверждает, что конфузливое настроение обусловлено произвольным состоянием мышечной системы, когда мышцы "не слушаются" воли, трудно контролируемы. Дети этой группы часто и сильно краснеют, в большинстве случаев беспричинно. В их воспитании следует обращать внимание на закаливание, занятия гимнастикой, плаванием, спортом, проводить игры на воздухе, необходимо воспитывать волю, которая может повлиять на уверенность ребенка.

К 4-й группе настроений Манасеина относит те, которые развиваются на почве ускоренного кровообращения и усиленной раздражительности нервной системы. Это настроение беспокойства, раздражительности, вспыльчивости. Мышечная система этих детей быстро усваивает правильность и координацию движений, но они с трудом выдерживают длительную продолжительность того или другого движения. При письме быстрее пишут мелкие буквы, чем крупные, заглавные, не могут спокойно сидеть на уроке, часто плачут, одарены богатой мимикой. У них быстро возникают ассоциации, они не жадны, бывают застенчивы. С годами это настроение перерождается, дети хотят все оспаривать, противоречить. Важно обратить внимание на то, чтобы при еде они пережевывали пищу, жидкость не пили залпом, чаще гуляли на воздухе; необходимо приучать их к ритмическим движениям, а также сидеть смирно.

5-я группа настроений является результатом ненормальных примесей в крови - это настроения тоскливости, угнетенности, хандры.

В самом раннем возрасте возможно такое состояние печени, когда желчь в малых дозах поступает в желудок, а также в кровь. Малыш беспричинно плачет. Для маленького ребенка хандра - неестественное состояние. Если она часто повторяется, то станет

привычным состоянием. Люди такого настроения нежелательны в семье, в обществе. Поэтому с раннего возраста нужно следить за тем, чтобы пища у ребенка была здоровой.

6-я группа настроений может быть названа скукой. Манасеина определяет скуку как скудность и однообразие впечатлений. Такое определение автор называет относительным, так как одним людям в одной и той же обстановке бывает скучно, а другим - нормально. Настроение скуки начинается тогда, когда внимание человека остается незанятым, а область сознания лишена новых впечатлений. Автор рекомендует управлять вниманием, для чего нужно убирать препятствия, которые мешают правильному ходу психической жизни.

Препятствия эти состоят в том, что недисциплинированное внимание не может снабжать сознание необходимым для психической деятельности материалом. Воспитатель должен следить, чтобы не развивалась наклонность к быстрым переходам от одного ощущения к другому. Следует ограничивать число игрушек у ребенка, приучая ремонтировать старые, находить в них что-то новое.

7-я группа настроений - мечтательность, рассеянность. Малыши в таком настроении любят удаляться от всех в уголок, разговаривают сами с собой. С годами эта привычка переходит в мечтательность "про себя". Дети рассеяны, их часто наказывают. Это объясняется неправильным развитием внутреннего внимания, его неумением подчиняться внутренней воле, ребенок стремится останавливать внимание на вещах более приятных для него. Это перерастает в стремление человека жить не настоящим, а будущим.

Автор говорит, что такие дети обладают высокими способностями, но они рассеяны и внутренняя недисциплинированность сказывается на их учебе. Они трудно усваивают математику. Работая с ними, необходимо воспитывать у них внутреннее внимание, тренировать в счете, упражнениях с отвлеченными понятиями, приучать наблюдать за явлениями внешнего мира.

М.М. Манасеина делает вывод, что все группы настроений, кроме первой, развиваются вследствие различных отклонений от нормы.

Отсюда следует фиксировать у ребенка все отклонения настроений, чтобы предотвратить их развитие.

В процессе воспитания с первых лет жизни важно приучать детей сохранять жизнерадостное настроение среди всевозможных обстоятельств волнений, тревог, обращать их внимание не столько на горестные случаи их жизни, сколько на радостные, приятные события.

Остановимся еще на одном исследовании М.М.Манасеиной: об умственном воспитании ребенка. Проанализируем отрывок из ее работы "Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования".

М. М. Манасеина

О воспитании ума (до 8 лет)

(отрывок)

...Господствующая система воспитания детей, отнимающая у малюток почти всякую возможность интеллектуальной самодеятельности, в то же самое время силой вещей вынуждена бывает предоставлять им большую или меньшую свободу в деле развития мышечной системы, в сфере различных мышечных актов, так как путем пассивной механической гимнастики дети не могут научиться разнообразным движениям. Одним словом, при воспитании детей их лишают по возможности всякой самодеятельности в психическом отношении и в то же время по необходимости вынуждены бывают предоставлять им свободу самодеятельности в деле упражнения и развития их мышц. Что же удивительного после этого в том, что люди цивилизованной Европы видят личную свободу не в условиях самообладания и самодисциплины, а напротив того, в возможности давать больший или меньший простор своей мышечной системе, то есть силе мышц, захватывающих делаемое и удерживающих его силой кулака. Не должно забывать, что всякое самообладание, самодисциплинирование является всегда и везде результатом самостоятельной и деятельной психической жизни; а для этого человек должен привыкать с пеленок самостоятельно пользоваться дарованными ему душевными силами и способностями, и тогда-то он действительно может обретать свободу мысли, слова и действий.

Ввиду стремления, общего всем людям, объяснять все и вся по аналогии с собой маленькие дети при ограниченности их опыта и знаний, выслушивая басни и сказки, удивляются сравнительно мало, так как им кажется вполне вероятным, что все животные, растения и даже предметы неорганического мира и чувствуют, и рассуждают подобно людям. Ввиду этого и басни, и сказки я вовсе не могу признать за средство развивать воображение малютки; хотя обойтись без них при воспитании было бы трудно именно ввиду их соответствия детскому возрасту. Но давать им первенствующую роль не следует, напротив того, даже детей от 1 до 8 лет необходимо знакомить с явлениями незнакомой им еще реальной жизни во всех ее разнообразных формах, вследствие этого детям надо и рассказывать и читать о жизни других детей, о детстве их отца, их матери, их деда, бабушки и т.д.; их

следует знакомить с жизнью других стран, в другом климате, среди других народов. Точно так же детям следует в рассказах и в чтениях давать короткие очерки жизни различных животных, растений; их следует знакомить и с ролью разных предметов неорганической природы, одним словом, при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты, при всем том надо по возможности больше приучать детей к самодеятельности, памятуя, что каждому ребенку предстоит быть человеком и, следовательно, ему предстоит вести жизненную борьбу во всевозможных ее видах, борьбу с природой, борьбу с другими людьми и, главное, со своими собственными дурными наклонностями, со своим собственным эгоизмом.

Для всего этого будущий человек должен возможно лучше научиться самостоятельно наблюдать, самостоятельно думать и самостоятельно действовать.

Сказки допустимы только те, в которых в поэтической форме заключена какая-нибудь мысль, и в этом отношении всегда следует отдавать предпочтение народным сказкам, в которых воплощены бывают и наиболее дорогие данному народу мечты и стремления, и те выводы, к которым народ пришел на основании жизненного опыта.

При воспитании воображения следует помнить, что оно оказывается тем пышнее, чем богаче бывает у того или иного человека запас ощущений, представлений, понятий, запас чувств, стремлений и, следовательно, чем больше мы будем давать детям возможности упражнять свои органы ощущения, набирая все новые и новые знания, тем богаче окажется и содержание их воображения. Это с одной стороны, а с другой - воображение в качестве свободного проявления собственной жизни нервно-мозговых приборов окажется у ребенка тем деятельнее, чем больше мы его приучим к самостоятельному мышлению.

Воспитатели должны помнить, что жизненной атмосферой воображения служит именно психическая свобода. И потому повторяю и настаиваю - маленьких детей надо вести так, чтобы они привыкли самостоятельно мыслить и отстаивать свои детские мнения, и окружающие люди должны с полной терпимостью и совершенно серьезно относиться к детским умозаключениям, как бы наивны и ошибочны они ни были. К тому же в ошибках и промахах детской мысли зачастую как в зеркале отражаются заблуждения человеческой мысли вообще...

Печатается по изд.: Антология пед. мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990. - С. 408-410.

Семейное воспитание в истории отечественного образования, его особенности в России, социальные проблемы семьи - огромная тема. В советской педагогике она чаще рассматривалась в разделе "семья и школа".

До 1917 г. в работах видных педагогов обязательно давались рекомендации по какой-нибудь проблеме семейного воспитания. В небольших книжечках, рассчитанных на широкий круг читателей, публиковались проповеди служителей церкви, в которых были обращения к родителям, как нужно воспитывать детей.

Миклухо-Маклай в своем малоизвестном наследии представлялся нам только как этнограф и путешественник, хотя это только десятая часть его научных трудов; у него имеются статьи о семейном воспитании и важности отношений отца и сына.

В начале XX в. группа известных русских педагогов (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, В.П. Острогорский) принимают участие в издании "Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению".

По вопросам семейного воспитания проводятся Всероссийские педагогические съезды. Организатором одного из них был Петр Федорович Каптерев. С ярлыком "буржуазный педагог" (Н.К.Крупская) он 70 лет не был известен советскому учительству. Однако ему, Каптереву, принадлежит ряд работ по педагогике семейного воспитания, об особенностях дошкольного воспитания, о состоянии образования, о подготовке учителя, о содержании обучения и истории отечественной школы и педагогики. В журнале "Народная школа" еще в 1875 г. он писал, что воспитание детей в семье должно начинаться с момента рождения. Однако часто родители устраняются от духовного влияния на ребенка, ограничиваются физической стороной воспитания. Родители должны знать все процессы, которые совершаются в развитии ребенка. "Без этого знания, - писал Каптерев, - воспитание невозможно".

И самым важным в семейном воспитании должно быть знание, что "первые три-четыре года ребенка составляют самое важное время всего воспитательного процесса". Именно в эти годы закладываются основы дальнейшего развития и образования ребенка.

В начале XX в. русская городская семья переживает изменения. Браки становятся расторжимыми. Вовлечение женщин в производство порождает необходимость создания детских яслей и садов. Поэтому огромное внимание уделялось семейному, дошкольному воспитанию.

П.Ф.Лесгафт (1837-1909) Более 40 лет во второй половине XIX в. занимался научной, педагогической и общественной деятельностью замечательный русский педагог Петр Францевич Лесгафт.

Его исследования становления всесторонне развитой личности, физического развития человека, а также создание теории развития ребенка в семье - огромный вклад не только в историю отечественного образования, но и медицинской науки и отечественной культуры в целом.

Петр Францевич Лесгафт родился в семье ювелира. После окончания гимназии, а затем Медико-хирургической академии (1861) занимался исследовательской работой; в 1865 г. ему была присвоена степень доктора хирургии; с 1868 г. он профессор, затем заведующий кафедрой физиологического факультета Казанского университета.

В медицине он известен как основоположник функционального направления в анатомии, гигиены физических упражнений, лечебной гимнастики, как автор учебников по анатомии и биомеханике физических упражнений; считался лучшим врачом по заболеваниям костно-мышечной системы.

Его работы о физическом воспитании были результатом многолетнего исследования гимнастических занятий с детьми и взрослыми, его наблюдений за развитием ребенка и взаимосвязью физического, умственного, нравственного формирования личности.

В своих работах "Об играх и физическом воспитании в школе" (1883), "О наказании в семье и его влиянии на развитие типа ребенка" (1884), "Школьные типы" (первая часть его "Семейного воспитания") (1884), "Руководство по физическому воспитанию детей дошкольного возраста" (1888) Лесгафт обращается к общим вопросам воспитания, определив методы физического, нравственного, школьного и семейного воспитания.

Основная деятельность ученого была связана с Медико-хирургической академией и Петербургским университетом. Создав Общество содействия физическому развитию, он устраивает детские спортивные площадки, катки для ребят и взрослых. Он был создателем первых женских Высших курсов (1890) в России, на которых готовили воспитательниц и руководительниц физического воспитания. В 1906 г. Лесгафт открывает Вольную высшую школу, где читались лекции для рабочих. Он добивается открытия Естественно-исторических курсов Общества народных университетов. Однако работать в них ему не пришлось, заболев, он умер.

Заслуги П.Ф. Лесгафта в истории отечественного образования огромны. Он стал основателем отечественной науки о физическом воспитании, им исследовалось взаимодействие физиологических и психологических процессов в развитии ребенка.

Рассматривая проблему всестороннего развития личности ребенка, ученый относил к числу главнейших вопрос о роли наследственности.

Он признавал наследование конструкции тела, строения органов, особенностей проявления энергии человека. Но в физическом и духовном развитии ребенка он придавал решающее значение среде, воздействию окружающих людей.

"Большинство воспитателей, - писал он, - в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую "наследственность", "на прирожденную испорченность" детской натуры... и верить не хотят, что "испорченность" ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник".

Он осуждал педагогическое невежество воспитателей и родителей, не знающих своего ребенка, указывал, что многие пороки у детей создаются самими взрослыми и условиями среды. "Злым ребенок будет только тогда, - писал он, - когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдой. Лень у него появляется тогда, когда его насильно заставляют производить непосильную, несоответствующую его занятиям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу сильно, угнетающую его однообразием, утомительным действием".

Свою теорию "об идеальной нормальной личности" Лесгафт изложил в книге "Семейное воспитание ребенка и его значение", рассматривая физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие ребенка как единое целое. Он пытается ответить на вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие ребенка, почему у детей так много отклонений от нормального развития человеческого организма? По мнению ученого таких причин множество.

· Во-первых, ребенок должен быть окружен атмосферой любви. Если он будет лишен этого чувства с детства, то сам всю жизнь не будет способен любить, делать людям добро.

· Во-вторых, воспитатель должен быть эталоном нравственности, человеком слова и дела. Лучше, если этим человеком будет мать.

· В-третьих, атмосфера труда в семье должна быть радостной, так как ребенок этому учится сначала в игре, а потом уже работая со взрослыми.

· В-четвертых, следует исключить из жизни ребенка лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду.

· В-пятых, чередовать занятия ребенка: труд - с игрой, игру - с учением, рисование - с лепкой и т. д. Выбирать занятия должен сам ребенок, а не родители.

· В-шестых, следует постоянно следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде.

· В-седьмых, следить, чтобы ребенок не был с безнравственными детьми.

До 7 лет, считал Лесгафт, ребенок повторяет все за взрослыми и только в 7 лет вырабатывает свои "нравственные основания" и может оценивать поведение и поступки окружающих. Поэтому взрослые должны следить за каждым своим поступком. В дошкольном возрасте "складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данный местности и семьи". Этот период имеет большое влияние на судьбу человека, оставляя след на всю жизнь.

Критикуя семейное воспитание, ученый обращает внимание на то, что и семья и школа не вырабатывают у ребенка самостоятельности, не приучают его рассуждать. А раннее определение ребенка в школу уничтожает его индивидуальность, "его самостоятельное проявление, содействует развитию в нем стадности за счет развития личных его способностей".

В воспитании следует помнить, "что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека".

Лесгафт выделяет "основания", точнее, основы воспитания ребенка в семейный период. Это соблюдение чистоты, отсутствие произвола взрослых, последовательность взрослых в словах и делах, признание ребенка как полноправного человека.

Чистота, указывал он, необходимое условие предупреждения болезней и детской смертности. "Большая смертность детей семейного периода всегда больше бывает там, где распущенность нравов и неопрятность всего сильнее развита".

Отсутствие произвола не даст ребенку впитать эти качества в себя, не позволит поступать так по отношению к другим.

Последовательность в отношении слова и дела важна в воспитании ребенка в том плане, что "на ребенка главным образом влияет дело, а не слово", ребенок формируется "под влиянием поступков, которые видит".

Признание ребенка как личности Лесгафт выдвигает как протест против обращения с ребенком, как с куклой, "существующей для потехи взрослых". И в то же время он предостерегает, что нельзя потворствовать капризам ребенка, "превращать их в кумиров".

Считая наилучшей средой для воспитания ребенка семью, он главную роль отводит матери, подчеркивая, что "умная, толковая, правдивая и любящая мать... никогда не допуская произвола, лжи или оскорбления ребенка, будет в состоянии содействовать его умственному развитию и установлению его нравственного характера... Вовремя сказанным словом и разъяснением сумеет поддержать деятельность ребенка, а также будет содействовать усвоению

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поучение Владимира Мономаха 3 страница | Поучение Владимира Мономаха 5 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.