Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 10 страница




И среди этой атмосферы растут будущие члены общества, огромная часть которых перейдет не в ряды созидателей культуры, а в число ее разрушителей. Правда, существуют школы, приюты, исправительные заведения. Но наши школы задаются целью только книжного обучения. Цели воспитания не входят в их деятельность. Срок пребывания детей в школах слишком короток, они бедны средствами, переполнены до невозможности вести в них дельную педагогическую работу. К тому же в переходный, самый опасный для детей, возраст они не посещают школ, а болтаются на улице оторванные от всего хорошего, что может дать культурная жизнь, завидуя и подражая уродливым проявлениям общества. Так проходит их время до 15 лет, когда они могут поступать в так называемое "учение"... Многие из них никогда не учились в школе, но многие и забыли школьную науку...

Приюты задаются целью главным образом прокормить, одеть, обуть, согреть. Это конечно, важно, но все же страшно мало, и обыкновенно они не входят в близкое соприкосновение с окружающей жизнью и поэтому не могут влиять на нее, а создают некоторое подобие монастыря с размеренным, однообразным укладом жизни. Строй большинства приютов сложился так, что дети в них слишком пассивны, умственно вялы, несамостоятельны.

Исправительные заведения, в сущности, изолируют так называемых порочных детей, и исправительными названы, вероятно, из чувства некоторой щепетильности. И им, чтобы быть последовательными, не следовало бы возвращать своих питомцев назад, в общество.

Строго говоря, все неудачи в работе с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем людьми

потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести в общем к пяти положениям:

1. у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаком этого инстинкта;

2. дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;

3. дети любят созидать, устраивать из ничего, дополняя недостающее воображением;

4. детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего "Я" и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

5. громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Задача правильной работы с детьми состоит в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никакого из них. Нужно всеми силами призвать на помощь детские силы, дорожа детскими запросами, и только таким образом можно то лучшее, что выработано людьми, сделать более интересным, чем то, чем привлекает детей улица.

В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность.

Что мы можем противопоставить улице? Определенность впечатлений, настойчивость в работе, привычку к труду. Но это будет скучно. Да, но не всегда так. И это не будет так, если мы создадим простор для детской общительности, если мы предоставим детям возможность удовлетворять их потребности созидания, исследования, если создадим условия для детского творчества. Таким образом, улица учит нас, чего надо бояться в детях, что надо им дать и как привлечь их к нам.

Поэтому центром, основой нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить побольше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное значение в жизни.

Дети будут работать в слесарной, столярной, ткацкой, гончарной комнатах. Нам нужна будет кухня, где могли бы дети учиться готовить

самые обычные кушанья для тех, кто недоедает дома. Необходимо устроить комнаты для скульптуры, рисования, для работ по естествознанию, куда могли бы уйти наиболее пытливые детские умы, и помещение для таких детских работ, для которых потребовался бы самый разнообразный материал, где широко и свободно проявлялось бы детское творчество.

Каждая комната будет давать массу материала для детской любознательности. Мы представим для иллюстрации работы хотя бы в гончарной комнате. Перед нами глина, мы знакомимся с ее свойствами, выясняем, какую пользу принесли эти свойства давно жившим народам и что прежде всего стали делать из глины. Узнаем, как глина помогла человеку научиться писать и рисовать. Попутно узнаем про глиняные библиотеки вавилонян.

Изучаем обжиг глины и как меняются при этом свойства. Перед нами проходят глинобитные, сырцовые постройки и наши кирпичные дома. Приводим употребление сырой и обожженной глины в связи с жарким и холодным климатом. Более способные дети поймут условия образования глины в природе, узнают ее состав, и все дети ознакомятся с образованием ключей благодаря глинистой почве. Еще проще будет отнестись к глине, как к материалу для лепки, и понять ее значение для искусства, которое сейчас же появится на сцену: чашки, тарелки, которые могут раскрашиваться и покрываться глазурью и, как житейские предметы, употребляться в дело.

Такая комната-мастерская должна иметь огромное общеобразовательное значение, тем более, что в связи с нею будут и географические экскурсии за город, посещение музеев...

Такую же общеобразовательную деятельность можно развить и в столярной, и в слесарной, и в ткацкой комнатах...

Все, с чем дети познакомятся при помощи рук, глаз, слуха, наверное, перерабатывается еще раз при помощи книжки. Поэтому библиотека должна занять в нашей работе большое место...

Но мало дать детям работу, мало знакомить их с прошлым трудом людей, связывая в их представлении прошлое и настоящее. Важно привести детей в более близкое соприкосновение с тем, что дает современная жизнь. Отсюда возникает необходимость широкого устройства экскурсий в музеи и картинные галереи Москвы, на фабрики и заводы и за город...

Мысль о деревне, о природе приводит к созданию необходимости дополнить городскую работу общества. Мы должны иметь в виду создание постоянной детской сельскохозяйственной колонии недалеко от города, которая ввела бы детей, главным образом подростков, в интересы важной человеческой деятельности, поддерживающей фактически жизнь и входящей в близкое соприкосновение с природой. Такая

колония даст возможность детям всесторонне развивать свои силы, основываясь на разумном, серьезном труде.

Большое оживление в детскую жизнь нашего дома внесет общий зал, где можно будет порезвиться и поиграть, где будут ставиться детьми свои спектакли, где будут происходить общие чтения с туманными картинками, спевки и концерты нашего хора. Летом же все оживление перенесется на площадку для игр тут же при доме.

Так рисуется нам деятельность нашего общества... Наше общество надеется бороться с улицей при помощи самих же детей. Если дети приучатся к созидающей деятельности, если работа будет захватывать их интересы, их творческие инстинкты, то они сами и создадут для себя прочный оплот против того, что тянет их назад, что ожесточает, притупляет и отдает во власть диких инстинктов, создавая из них грозную опасность для культуры.

Печатается по изд.: С.Т.Шацкий. Избр. пед.
соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 121-126.

Что такое клуб?

(в сокращении)

Основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы. Обыкновенно же детские учреждения организуются на основе тех требований, которые предъявляют к детям общество и государство, не считаясь с требованиями ребенка.

Само название "детский клуб" можно считать не очень удачным, так как здесь подражание внешним формам взрослых людей. Можно доказать, что идея детского клуба гораздо шире и глубже идеи клуба взрослых. Зародыш идеи детского клуба лежит в свободных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные, свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстинкту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны.

Детские клубы помогают детям организовываться, так как уличные организации, хотя и хороши своей свободой, подвижностью и разнообразием, но отрицательные их стороны - в преобладании внешнего подражания действиям взрослых, в беспорядочности, в огромном возбуждении, связанном с жаждой все нового и нового удовлетворения.

Все эти организации основаны на желании играть в жизнь взрослых, и дети живут тем подражательным материалом, который поступает в их душу... Детские свободные организации основываются на детских

инстинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослым - с другой.

Последнее их уводит от детской жизни, например, воровство, банда - содержание взято из жизни взрослого.

Чтобы выявить начало этих организаций, нужно очень серьезно изучать детскую улицу (детей на улице) и взять от того изучения все ценное, что сложилось в этих многочисленных, быстро создающихся и быстро распадающихся организациях.

Для освещения вопроса много может дать литературный материал биографического характера: Диккенс, Марк Твен, Горький, Толстой. Затем огромную ценность представляют личные воспоминания о детской жизни каждого взрослого. Материал о детских клубах большой, и его необходимо знать, чтобы познакомиться с историей развития клубов.

Так как наша основная идея - создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучении детей, нужна большая работа, чтоб удовлетворить те основы, которые надо вложить в создание этого дома.

В наших школах дело не построено на основах детских потребностей, так как принцип школы - в наименьшее время дать наибольшее количество знаний. Этот же утилитаризм мы видим во всех подготовительных группах, где главная цель - подготовить, выдержать экзамен. Вот этой ошибки и не хочу допускать в свободной внешкольной работе, которая должна быть построена на изучении детских инстинктов, характера трудоспособности и желаний. Изучение свободных детских организаций приводит к мысли, что они возникают в силу необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться к жизни. У детей есть свой аппарат, с помощью которого они по-своему обрабатывают эти приспособительные знания и опыты. Если бы (ребенок) этого не делал, он умер бы. Эту потребность учиться жизни можно сравнить с серьезной потребностью ученого исследовать.

В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Но в то же самое время подлинно детскому должно быть отведено настоящее место. Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб.

В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммными лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки. То, что у детей неодолимая потребность учиться жить, обязывает ко внесению живой жизни в дело детского клуба. Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается детская жизнь.

Инстинкты исследования, подражания очень сильно руководят детской жизнью. Эти инстинкты пропадают с течением времени благодаря нашему воспитанию...

Таким образом, в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов, исследования инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и подражательности. Материалом для этого может служить литература, личные воспоминания, наблюдения и исследования. И метод работы должен быть тот же, что у детей: должны упражняться, постепенно втягиваться в эту работу, скопившийся материал подвергать анализу, а в результате - познать детей.

Нередко мы нашу работу с детьми строим на том, что сами умеем, не считаясь с потребностью детей, мы подделываемся под детей: развлекаем их, забавляем, занимаем кое-чем. Обыкновенно это оправдывается тем, что лучше ребенку сидеть в светлом помещении, чем бегать по улице. Но это еще вопрос, так как учреждение часто обезличивает, в то время как улица все же удовлетворяет его потребности.

Методы работы в клубе

Какие же методы должны быть в клубной работе? Надо представить себе главные элементы, из которых складывается наша жизнь: физический труд, игра, искусство, умственные занятия. Проследив эти главные элементы, можно установить и метод работы.

Работа должна быть постепенной, соответствовать возрасту, не чрезмерной, соответствовать детской природе и никогда не переходить в механическую работу...

Имеется еще одно соображение для метода работы: дети, которые к нам приходят, кажутся нам не теми, чем они есть на самом деле. Ребенок не высказывает своих собственных желаний, говорит не своими словами, он сам не свой, он продукт своей среды. Поэтому не нужно верить тому, что видим в ребенке: он подобен фотографической пластинке, на которую отпечатана его среда. Чтобы его узнать, нужно очистить эту кору. Отсюда первый метод - очищение коры, чтобы выявить ребенка таким, какой он есть на самом деле.

Помимо этого, надо бороться за самостоятельность детей, за детскую индивидуальность. Этому должен способствовать определенный порядок в противовес улице, где царят возбуждение и беспорядочность, так как и свободе надо учить, в свободе должен быть метод.

Таким образом, вначале должна быть борьба за их индивидуальность. Средством для выявления детских интересов может служить организация физической работы для детей, так как в этой работе выявляется самый грубый ощутительный инстинкт, инстинкт движения мускулов. Когда не удовлетворяют эти инстинкты, то создают почву для детских капризов, различного рода уродств, истерий и пр. Поэтому необходимо

детям дать возможность физически работать, но работа должна быть понятна детям и соответствовать их силам.

Первичный смысл физической работы - игра мускулов, желание подвигаться, поразмяться, заставить упражняться свой главный орган приспособления - руку. Вначале мы наблюдаем работу инстинкта и проявление его - смутную цель: наслаждение процессом работы, происходящим от движения мускулов. После упражнения вводится цель - сначала подражать другим, а потом возникают и самостоятельные внутренние цели - участие в общей работе, потом появляется сознательная цель сделать ту или другую вещь для себя (эгоистическая цель). Чем моложе ребенок, тем больше он поддается эгоистическому чувству. От эгоистической цели ребенок переходит к альтруистическим - желание сделать вещь для дома, для своей семьи, для мастерской и для клуба. Заставляя детей работать сразу для клуба, мы не сообразуемся с законами постепенности. Переходя к технике работы, необходимо иметь в виду смысл работы, сознание побудительной необходимости работы и удовлетворение эгоистического чувства ребенка. Приобретая навыки, ребенок поймет чувство товарищества, у него появится потребность внести в "работу элемент искусства и образовательного материала".

В технике работы нужно различать приспособление к материалу и приспособление к инструменту. Какое же участие в материале должен принять ребенок? Он должен его купить, доставить на место, подготовить, высушить сложить, затем преодолеть трудности, которые доставляет материал, выбрать подходящий материал для той или иной цели (более толстый, твердый, рыхлый). Таким образом, ребенок должен пройти все стадии от нахождения материала и кончая его обработкой.

Благодаря этому у ребенка получается заботливое отношение к материалу... Приспособляясь к материалу, ребенок должен приспособиться также и к инструменту. Получив инструмент в руки, он приглядывается к нему, размахивает им, желая вонзить, употребляет его, как дикарь, в качестве оружия, неправильно употребляет инструмент и наносит себе ранение. Затем, подражая, начинает понимать назначение инструмента и приемы работы с ним и, наконец, овладев им, принимает участие в подготовке инструмента (чистке, точке). Относясь сознательно к инструменту, ребенок будет бережно относиться к нему и заботливо его убирать.

Жизнь рабочей комнаты

Наблюдая жизнь рабочей комнаты, мы также можем отметить постепенность в развитии ее жизни. Вначале наблюдается разлад в работе от неумения обращаться с материалом, инструментом. Но затем неудачи встречаются все реже и реже, и дети, втянувшись в работу, начинают петь, думать о красках, об украшении комнаты, вещей.

Так в мастерскую входят элементы искусства. Наряду с этим в мастерской все время идет напряженная умственная деятельность, вытекающая из логики работы: возникают вопросы о материале, об инструментах, о взаимоотношениях в мастерской, ведутся беседы по истории ремесла, по его распространению, по технологии, появляется потребность в чтении, появляется библиотека.

Таким образом, мастерская дает сложную картину жизни трудовой, эстетической и умственной.

Виды труда в клубе

Из сказанного вытекает, что основой детской организации должен служить физический труд. Поэтому необходимо решить, какие виды труда должны быть представлены в детском учреждении и какую роль должны играть отдельные виды труда. В этом учреждении должны быть представлены все главные виды труда, на которых строилась и поддерживается жизнь человека. К главнейшим из них надо отнести обработку дерева, кожи, металла, ткани и глины. К. этим главнейшим элементам надо отнести приготовление пищи (кухня, хлебопечение).

В этих учреждениях мастерские должны быть разнообразны, чтобы было право выбора, так как с течением времени ребята выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности.

Игра

Помимо физического труда большое значение в детской жизни имеет игра. Игра ребенка - это жизненная лаборатория. Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются у него в определенных движениях, необходимых ему, как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено большое место в детском клубе.

Раз в игру входит как элемент движение мускулов, то отсюда тесная связь игры с мастерской. Поэтому не все равно, как идет работа в мастерской. В правильно организованный мастерской должен быть и элемент игры. Если во время работы в мастерской дети друг с другом шутят, придумывают названия своим движениям, инструментам, то это показывает, что мастерская пошла по верному пути. Чем больше игра входит в труд, тем лучше для мастерской.

Игру нельзя изолировать от других занятий... Клуб как учреждение должен дать детям свободно проявляться, дать возможность завязываться индивидуальным играм. Поэтому необходимо создавать в клубе игральную обстановку...

Искусство

То же самое можно сказать об искусстве... В какой форме вводить искусство в клуб? Учить искусству не следует, но это легче сделать в области рисования и изобразительного искусства, чем в области музыки, где приходится детям делать нечто неизвестное. Цель искусства в клубе - развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей.

Когда у детей появляется желание украсить вещь, создать уют в помещении, тогда создается та атмосфера, на которой расцветает искусство.

Клуб должен не обучать искусству, а создавать жизнь искусства. В жизнь клуба можно вводить слушание музыки. Дети серьезно слушают хорошую музыку, находясь во власти ее очарования. В искусстве у детей обнаруживается инстинкт выявления себя... В известных внешних формах - в рисунках, глине, вещах и т.п.

Создавая в клубе жизнь искусства, мы в то же время создаем у детей привычку слушать, переживать и тем способствуем развитию их умственной деятельности.

Библиотека

Работа с книгой для клуба - одна из серьезных сторон. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно, нередко упуская то, что взрослый считает важным... Книга должна стоять в центре детской организации, таким образом являясь завершением всей клубной работы.

Так из элементов труда, игры, искусства и книги складывается жизнь клуба.

Начало дела

С чего начать работу клуба? Не все равно - с чего начать. Лучше начинать с мастерских, а не с серии детских библиотек. Мастерская - это фундамент для игры, искусства и умственной деятельности. Эта же мастерская дает возможность проявиться инстинкту общественности у детей.

Общественная жизнь детей в клубе

Дети, живущие в атмосфере мастерской благодаря тому, что приходится выбирать занятия, что интересы их переплетаются, что одни мешают, другие не желают, постепенно организуются сами собой на почве практических, нужных для них задач и этим удовлетворяют инстинкт общественности, который у них силен. Невероятно важно, чтобы эта общественная организация выросла самостоятельно, вытекла из самой жизни и не выливалась в пошлые формы (председатель, секретарь).

...Работая в одной мастерской, ребята начинают лучше понимать друг друга, объединяются на почве дела, и организация благодаря этому становится прочнее. Организации детские возникают постепенно, напитываются тем реальным материалом, который дает им жизнь мастерской: забота о мастерской, о коридоре, о доме, дежурства, общие праздники, журналы, общее пение. Но в один год все это не создашь.

Нужно каждый год в жизнь клуба вводить что-нибудь новое. Мастерская растет, начинает принимать заказы, возникают взаимоотношения между мастерскими, является необходимость в пишущей машинке, типографии и т.д. Возникает кухня, обслуживающая не только себя, но и

соседей. В связи с кухней появляется желание поучиться домоводству. Таким образом, учреждение принимает характер как бы детской кооперации. Когда учреждение дойдет до этой точки, когда работа выливается наружу, начинает влиять на семьи детей, тогда начинается настоящая жизнь клуба.

Детская организация постольку становится прочной, поскольку она связана с жизнью местного населения. Тогда эта организация может содействовать возникновению других учреждений...

Роль руководителя

Теперь необходимо остановиться на роли руководителя в клубе. Чем он должен быть? Талантом ли? В клубе может работать не только талант, но и обыкновенный работник, который обладает умением работать. Это доступно каждому, но надо научиться исследовать, достигать, изучать.

Но вся эта работа может иметь успех лишь тогда, если будет вечное искание, неудовлетворение в работе. К жизни детей мы должны подходить как к далекой, непонятной нам. В нашей работе не может быть законченной программы.

Детское учреждение должно непрерывно расти, и с ним должен расти руководитель. Когда руководитель ищет новые формы, детям всего лучше. Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово "не знаю", сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно. Поэтому человек с непосредственной душой может больше дать детям. Вот почему самое главное в работе с детьми - это умение искать, способность расти вместе с учреждением, необыкновенный подъем при работе.

Необходимо выбить из сознания, что руководитель - учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и потому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых. Эта работа тем интересна, что мы присутствуем при создании таких общественных взаимоотношений, которые далеко опередили условия нашей жизни сейчас, и благодаря этому можем заглянуть в будущий наш общественный строй.

Чтобы участвовать в этой клубной работе, руководителю нужна большая подготовка.

Печатается по изд.: Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 258-267.

Вопросы и задания

1. Опыт социального воспитания в начале XX в. Детские объединения, детские летние колонии, скауты.

2. Детская колония С.Т.Шацкого "Бодрая жизнь".

3. Статьи С.Т.Шацкого "Задачи общества "Детский труд и отдых". Что может взять из его опыта современный социальный педагог?

4. Особенности работы социального педагога в клубе по статье С.Т.Шацкого "Что такое клуб?".

Литература к лекции

1. Вспомогательная школа при Московском Ольгинско-Пятницком училище. - М., 1914.

2. Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Советская педагогика. 1985. - № 4.

3. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. - М., 1993.

4. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь//Избр пед соч.: В 2-х т. - М., 1980. - Т. I.

5. Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых"//Указ. соч.

6. Шацкий С. Т. Наше педагогическое течение//Указ. соч.

1 См.: Вспомогательная школа при Московском Ольгинско-Пятницком училище. - М., 1914.

1 Русские скауты. 1-й выпуск. - Сидней, 1970.

1 Крупская Н.К. Пед. соч. - 1959. - Т. 5. - С. 37, 48.

1 Соколова Э.М., Фурин С.А. Скаутизм//Педагогическая энциклопедия. 1966. - Т. 3. - С. 854-856.

2 Крупская Н.К. Пед. соч. - 1959.

1 См.: Малинин В.И. К истории московского общества "Сетлемент"//Советская педагогика. - № 4.

2 См.: Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т. I. - С. 254.

1 См.: Шацкий С.Т. Указ. соч. - С. 611.

ЛЕКЦИЯ 13. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновление, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты.

В первые годы советской власти в результате первой мировой войны, революции и гражданской войны детская беспризорность стала первостепенной проблемой правительства и общества. В 1917 г. все приюты и сиротские дома правительство преобразовало в государственные, определив их в ведение Народного комиссариата социального обеспечения. В 1918 г. они были переданы Наркомату просвещения. В январе 1919 г. созданный Государственный Совет защиты детей под председательством А.В.Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России. Члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей, снабжением продовольствием детских домов.

В 1921 г. в России было 4,5 млн бездомных детей. Созданная во главе с Ф.Э.Дзержинским Комиссия по улучшению жизни детей

(Деткомиссия ВЦИК) объединяла, точнее, координировала работу всех ведомств по ликвидации беспризорности. В этот период создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, ставилась цель определить всех беспризорных детей в детские дома, подготовить их к самостоятельной жизни.

В проведенной Деткомиссией "Неделе беспризорного и больного ребенка" принимали участие широкая общественность, профсоюзные и комсомольские организации. В 1924 г. был создан фонд им. В.И.Ленина для оказания помощи беспризорным детям. В 1926 г. правительство приняло постановление "О мерах по борьбе с детской беспризорностью", после которого активизировалась деятельность всех ведомств, было создано общество "Друг детей", проведена большая работа по определению в детские дома беспризорных ребят комсомольскими организациями на местах.

В 20-30-е гг. кроме приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома. В пионерские дома, куда определяли детей-сирот, принимали только пионеров с 12 лет. В каждый такой дом собирали по 60-80 ребят, содержание работы носило больше политический характер.

В период борьбы с беспризорностью было открыто много новых приемников-распределителей по определению детей в детские дома, практиковалось усыновление, патронат, назначение опеки. В 1926 г. было принято постановление правительства о передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи. В эти же годы создавались детские трудовые колонии, в которые помещали подростков-правонарушителей 12-17 лет. Такие колонии для мальчиков и девочек были раздельными, и главным методом воспитания являлся труд, промышленный или сельскохозяйственный.

В 1935 г. на основании постановления ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" были созданы трудовые колонии вместо ранее существовавших трудовых домов и школ ФЗУ особого типа, отдельно для девушек и юношей. Трудовых колоний было три категории: общего типа, для осужденных за тяжкие преступления и трудовые колонии со строгим режимом. Созданием трудовых колоний ставилась задача исправления и воспитания трудных подростков в духе исполнения законов, честного отношения к труду. Содержались воспитанники в колонии до установленного срока или до совершеннолетия.

Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование, обучение детей рабочих и крестьян, за новый быт и культуру, воспитание нового человека в новом обществе охватывало

широкие массы. В Ленинграде была создана коммуна "За новый быт", которая стала "Ядром коммунистического быта"; в Москве, в Бауманском районе, была организована пионерская коммуна. Члены созданной коммуны на Соколиной горе - "фабзайчата" - создали "легкую кавалерию", вели борьбу с браком на производстве, проводили допризывную учебу подростков, занимались физкультурой и спортом1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.