Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поучение Владимира Мономаха 17 страница




Питирим Александрович Сорокин возглавлял социологическое отделение факультета общественных наук в Петроградском университете. Читал лекции в вузах Петрограда по психологии, праву, социологии, эстетике, был секретарем А.Ф. Керенского. После

высылки из России жил в Праге, затем в США (1923 г.), с 1930 г. профессор Гарвардского университета.

Для социальной педагогики представляет интерес его работа "Очерки социальной политики и педагогики", вышедшая в Ужгороде в 1924 г. Предлагаем рассмотреть фрагменты главы из книги "Популярные очерки социальной педагогики и политики" - "Социальная роль семьи и школы", где сделан достаточно глубокий исторический анализ кризиса семьи. Статья написана в начале 20-х гг., но и сегодня она не потеряла свою актуальность.

П. Сорокин отводит семье важное место не только в жизни человека, но и судеб народа, считая ее роль не меньше роли школы, церкви и государства. Он писал: "Потому что институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает родившийся индивид. Семья - это первая "мастерская", куда он поступает для "переделки" Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека. Изгладить "письмена" почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого".

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяется религия, материальные и правовые понятия определяются семьей. Убеждения, манеры, одежда, вплоть до профессии и социального положения, определяются семьей.

От этой "мастерской" зависит, каким человек войдет в общество. И если первые жизненные впечатления будут состоять из "ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т.п.... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества".

От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные наследственные склонности, получит ли ребенок достаточно опыта, полезных навыков и привычек для "жизненного бега". Семья определяет будущую деятельность человека.

От семьи "зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества".

История народа создается руками и поступками людей. Общественная жизнь - результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

У разных народов различные типы семей. П. Сорокин рассматривает три типа семей:

I. Семья патриархально-общинная, где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых

дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. "Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности... Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и отсталыми кочевыми народами Азии и Востока Европы".

В общественной жизни консерватизм, личность пронизана стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, власть носит деспотический характер. В столкновении с обществом, имеющим индивидуалистический тип семьи, они обычно побеждены.

II. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель - готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим аппаратом.

"Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям". В таком обществе нередки перевороты.

III. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни.

Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.

Формулируя функции семьи, П. Сорокин выделил три:

· - воспитательно-педагогическую;

· - социально-физиологическую, производства детей;

· - экономическую.

В современной семье эти функции разрушаются.

Во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу.

Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости.

В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

П. Сорокин анализирует кризис семьи в период упадка Древней Греции и Рима и сопоставляет его с кризисом семьи в России в 20-х гг. Он рассматривал период упадка Древней Греции и Рима по источникам того периода, анализируя его кризисное состояние. Он пишет, что повседневными стали разводы, которые раньше были "неслыханным явлением".

Он проводит высказывания историка Моммзена, который писал о свободе римских женщин и не только от экономической опеки отцов и мужей. Постоянные семейные скандалы были характерны для римского общества. Тот же упадок рождаемости и рост бездетных браков. Та же эмансипация детей освободила их от власти родителей.

Современник событий Варрон писал: "Бывало домохозяйка вращала веретено, а в то же время не теряла из виду горшка на очаге, заботясь, как бы не подгорела каша, теперь же дочь выпрашивает у отца фунт драгоценных камней, а жена у мужа четверик жемчуга. Бывало в брачную ночь мужчина был безмолвен и смущен, теперь женщина отдается первому красивому кучеру. Прежде обильное рождение детей составляло гордость женщины, теперь же, когда мы желаем себе детей, она отвечает: разве ты не знаешь, что сказал Зиний: "Лучше трижды подвергнуться опасности в битве, чем однажды родить".

В чем видит кризис современной семьи П. Сорокин:

Кризис союза супругов, разрыв супругов, рост разводов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Упали религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

Появляются законы о детях, их правах, об обязанностях родителей относительно детей. Это значит - государство вмешивается в воспитание детей в семье.

Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европейских народов, гибели европейской цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще.

Об этом кризисе семьи П. Сорокин пишет: "Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие... ни один институт не может заменить семью".

Это писал П. Сорокин в начале XX в.

Сформулированная так проблема определяет проблемы современного общества.

Возрождение государства через возрождение семьи Двадцатый век стал веком распада семьи. Это увеличение числа разводов, низкий уровень рождаемости, увеличение числа незаконнорожденных детей, рост числа абортов, сексуализация массовой культуры - все это характеризует современную семью.

 

В период доиндустриальной экономики семья, обеспечивая себя материально, была крепкой социальной и духовной основой общества. Ее экономическая, духовная и социальная основа была разрушена индустриализацией.

В современной России от семьи ушли функции заготовки продуктов питания, транспортировки грузов, воспитания детей, уход за пожилыми людьми.

В начале XX в. Генри Форд платил двойную плату женатым рабочим, "семейную зарплату" вводили в Австралии, США, в некоторых европейских странах.

Но предприниматели стремились занять в производстве молодых женщин, что вело к падению рождаемости и соответственно к разрушению семьи.

Государственная система воспитания, "пожирая детей", также подрывала семью. Государственные пенсии освободили семью от заботы о стариках. Государственная помощь матерям-одиночкам поощряла появление детей вне брака. Пособия на ребенка урезали роль отца как кормильца семьи, приводили к дисбалансу в семейных отношениях.

Анализируя кризисное состояние современной семьи, следует обратиться к наследию А.В.Чаянова.

В 1925 г. Александр Васильевич Чаянов в книге "Организация крестьянской фермы" обосновал, что небольшая семейная ферма с коттеджем и небольшим производством - самая логическая форма экономической организации общества.

Существует опыт Мексики, где в 40-х гг. крестьянам было роздано 25 млн акров земли. Строительство коттеджей, ранние браки, экономическая независимость и стабильность укрепили семью. Но эту политику в Мексике разрушили ООН и США в 70-х гг.

В 90-х гг. в Китае началась политика восстановления семьи, после смерти Мао был взят курс на систему семейной ответственности. С распадом колхозов землю раздали крестьянским семьям. В результате возросла производительность труда, восстанавливается форма брака и рождаемость детей, подорвана политика "один ребенок в семье".

Что угрожает российской семье Если рушится семья, рушится личность, кризис грозит государству. Существующая в России Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) пытается провести через Думу закон о праве граждан России на деторождение. Закон предусматривает финансирование абортов, стерилизацию, распространение контрацептивов, раннее сексуальное просветительство, т.е. то, что повлечет сокращение рождаемости в России. Это своеобразный контроль государства за рождаемостью.

Но Россия не Китай и не Индия, и если будет принят закон, то народ, налогоплательщик, из своего кармана будет оплачивать свое уничтожение. Закон предполагает ввести в общеобразовательных школах урок о половом воспитании, что приведет к увеличению абортов среди подростков. В этом плане есть уже опыт в США.

В 1970 г. в США принята программа "сексуального образования" в школах. На программу были выделены огромные суммы, создавались программы и учебники. Результат был ошеломляющий. За 5 лет число абортов среди несовершеннолетних возросло на 45% (!), к 1990 г. увеличилось в 2 раза. Это более миллиона беременных девочек в год. На свободу был выпущен джин сексуальной распущенности. Американским сенатом это объявлено национальной катастрофой. Не зря они уже вывезли из России 2 тыс. детей сирот.

У нас это решили повторить. Закон еще не принят, но с 1996 г. в школах уже ведутся уроки по половому воспитанию, как уже было сказано выше, принимающие характер сексуального просветительства. Об этом не спрашивают родителей.

Разработка закона планирования семьи приносит доход зарубежным "разработчикам", которые были приглашены для составления этой программы и создания фонда РАПС.

РАПС в нашей стране - это копия подобной международной организации, созданной в 1921 г., главным принципом которой был "Контроль за рождаемостью", достаточно близкий идеологии Третьего Рейха - уничтожению неполноценных детей.

Копируя международную организацию планирования семьи, Российская ассоциация планирования семьи допускает многоженство, гомосексуальные семьи, сексуальное образование с 7 лет, провозглашая лозунг: "Один ребенок в семье".

В 1994 г. на программу планирования семьи РАПС получил из бюджета 22 800 млн руб., а на программу "Дети России" - всего 415 млн. Это неудивительно, так как "разработчики" - зарубежные авторы.

Программа планирования семьи ни в школах, ни с общественностью не обсуждалась. Вместе с тем медики показали, что 70-80% школьников страдают неврозами. Реализация же программы только усугубит эту проблему.

Современная помощь семье В 1992 г. правительство Российской Федерации принимает постановление "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье", которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей.

Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.

Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.

Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов

семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроится вышедшим из заключения.

В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

В работе с семьей социальный работник выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

Особое внимание обращается на "семьи риска", которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

К "группе риска" относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу.

Заслуживает внимания опыт работы социальных служб с семьей в муниципальном районе "Раменки" Москвы1. В районе было проведено обследование всех жителей, составлена необходимая документация, накоплен банк данных по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды. Для каждой семьи разрабатывалась программа реабилитации.

Бедные семьи получили продукты, денежную и гуманитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому, проводились различные культурные мероприятия. Дети из многодетных семей направлялись в летние лагеря отдыха.

В центрах организовывались вечера встреч, концерты, чаепития, распродажа по низким ценам обуви, различных швейных изделий.

По социальной программе района проводилась подготовка социальных работников из бывших военнослужащих.

Л. Н. Кривцова

Центр социальной помощи семье и детям "Семья"

(отрывок, в сокращении)

Созданный в г. Клин Московской области центр помощи семье и детям "Семья" является базовым предприятием социальной помощи населению. В центр обращаются жители Клинского района со своими проблемами, в центре имеются информационные данные о всех социально уязвимых семьях, где есть инвалиды, пенсионеры, дети до 2 лет, дети, не посещающие детский сад, дети-инвалиды.

Сотрудники центра принимают участие в решении сложных жизненных проблем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке. Проводится анализ социального обслуживания семей с детьми, одиноких пенсионеров и инвалидов в городе и районе, прогнозируются их потребности в социальной помощи и разрабатываются предложения по развитию социальных услуг.

В центре созданы отделения: первичного приема, по работе с инвалидами и пенсионерами; по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей; по работе с дезадаптированными группами населения; социальной работы в г. Высоковске; социальной работы с

жителями сельской местности; торгово-сервисного обслуживания; благотворительной столовой; социальный магазин.

В работе центра определились основные направления: социально-экономическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое, социально-профилактическое, реабилитационное, информационно-профилактическое.

В отделении по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, стоит на учете 12 000 семей, которым оказывается денежная материальная помощь и натуральная (обувью, одеждой, продуктами питания), организуется санаторно-курортное лечение детей-инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул. Около 4 тыс. семей ежемесячно получают такую поддержку.

В 1995 г. более 60 детей прошли курс лечения в санаториях различного профиля, в районе работал оздоровительный центр при Комитете социальной помощи населению. В центре отдохнуло 800 детей из социально уязвимых семей.

В 1996 г. в трех оздоровительных центрах отдохнуло более 1500 детей. Летом создаются оздоровительные площадки, подростковые клубы, охватывая летним оздоровительным отдыхом 4,5 тыс. детей. Детям, не посещающим детские дошкольные учреждения, выплачивается денежная компенсация. Отделением проводится выплата ежемесячных пособий на детей, бесплатное обеспечение детей до 2 лет молочным питанием, проводится закупка детского питания.

Детям из малообеспеченных семей, не посещающим детские дошкольные учреждения, приобретаются книги, альбомы для рисования и раскраски, фломастеры, акварельные краски, карандаши и другие канцелярские изделия, мягкие игрушки.

На учете в отделе стоит 1380 детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Печатается по изд. Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания и населения в Клинском районе Московской области. - М, 1996. - С. 17-25.

Вопросы и задания

1. Особенности семьи как социальной ячейки общества.

2. Типы семей.

3. Кризис семьи, что угрожает российской семье.

Литература к лекции

1. Антология социальной работы. - М., 1995.

2. Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности//Вестник социальной работы. 1993. № 3.

3. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996.

4. Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе "Раменки". - М., 1996.

5. Иванова М.А. Брак, семья, дети. - М., 1983.

1 Иванова М.А. Брак, семья, дети. - М., 1983. - С. 4-6.

1 См.: Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 1992.

2 Там же. - С. 7.

3 Там же. - С. 7-8.

4 Там же.

1 См.: Шуман С.Г., Шуман В.П. Указ. соч. - С. 31-32.

2 Там же. - С. 47-48.

1 См.: Шуман С.Г., Шуман В.П. Указ. соч. - С. 73-74.

1 См.: Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе "Раменки". - М., 1996. - С. 7-9.

1 См.: Малыхин В.П. Указ. соч. - М., 1996.

ЛЕКЦИЯ 17. ДЕТСТВО. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Детство. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А. Амоношвили "Что такое детство". Защита детства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, семейные детские дома.

Детство Как следует рассматривать детство? Во-первых, как процесс индивидуального развития ребенка, во-вторых, его положение в обществе, точнее, заботу общества о детях. Учитывая, что детство, как и жизнь взрослого человека, это процесс развития, важным в становлении взрослого человека является то, что заложено в детстве.

Возрастные особенности ребенка характеризуются тем, что на каждом этапе происходит особенное физическое созревание, определенное познавательное развитие, опыт социальной жизни, определенные моральные устои.

С возрастом происходит социальное становление ребенка, которое зависит в первую очередь от семьи. Поэтому ответственность семьи перед обществом огромна.

Увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, увеличение числа детей-инвалидов - все это результат современного экономического и политического кризиса в стране.

Снижение жизненного уровня населения сказалось и на детях их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.

Отсутствие реальных государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их поведении, деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку педагогических кадров, оторванность школы от общественных процессов. Это сказалось на обучении и воспитании подрастающего поколения.

Прежде чем рассмотреть опыт защиты детей в современных условиях, хочу остановиться на понятии "детство". Каждому ясно, что такое дети, ребенок. Понятие "детство" требует рассмотрения. Для этого следует обратиться к книге "В школу - с шести лет" замечательного современного педагога Шалвы Александровича Амонашвили. Его имя известно каждому учителю, его опыт, его методы обучения и воспитания стали предметом изучения и подражания. Его анализ особенностей детства, конфликтов в воспитании необходимы социальному педагогу.

Ш.А. Амонашвили

В школу - с шести лет

(отрывок)

Что такое детство

Понятие "детство" в периодических и психологических словарях не находит своего определения. Это по меньшей мере странно, так как без четкого представления о его содержании нельзя уяснить основные положения детской, возрастной и педагогической психологии, а также многие действия и поведение ребенка.

Детство есть определенный период первоначальной жизни человека. Однако чем этот возраст отличается от последующих? В обыденном понимании слово "детство" связывается с беспечной жизнью маленького человека: если ребенок ни о чем не думает, кроме удовлетворения своих потребностей, и если ему ничего другого не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий, значит он находится в состоянии детства.

Детство, разумеется, нельзя мыслить без возраста, и ребенок, конечно, нуждается в заботе и защите взрослых. Одновременно следует уяснить себе, в чем должна проявляться наша забота по отношению к малышам, от кого их нужно защищать и оберегать. Будет ли хорошо, если исходя из мысли, что детство - "райский" период беспечности и удовольствий, мы будем противостоять любым переменам, которые выведут ребенка из этого состояния и заставят иначе взглянуть на действительность?

Пойдет ли на пользу ребенку, если с помощью искусственно созданных условий мы возможно дольше задержим его в этом "райском" мире? Конечно же, этим мы только повредим ребенку, и это будет уже не защита детства, а искажение его сути.

...Все эти рассуждения требуют конкретизации.

Во-первых, детство не есть период беспечной и "райской" жизни. Это нам, взрослым, с точки зрения наших жизненных проблем кажется, что у детей нет забот и что они только играют и веселятся. Такое представление неверно. В жизни детей, как и в жизни взрослых, много проблем сложных, трудноразрешимых, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми.

...Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании.

Во-вторых, настоящее детство - это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым... Во многих играх мы наблюдаем, как дети берут на себя роль мамы, папы, врача, строителя, учителя, солдата, продавца и т.д. Трудно найти случай, чтобы ребенок взял на себя роль того, кто младше его...

...Суть детской жизни, суть детства, таким образом, не что иное, как стремление поскорее стать взрослым...

Если подойти к детству с этой точки зрения, следует иначе осмыслить нашу позицию по отношению к детям. В общении с ними нам, по всей вероятности, следует идти навстречу их потребности взрослеть. Вовсе не обязательно постоянно напоминать ребенку, что он еще маленький, выказывать снисходительность, жалость, чрезмерно опекать его. Наша забота о ребенке будет иметь педагогический смысл в том случае, если он в общении с нами почувствует, что мы относимся к нему не как маленькому: доверяем, поручаем важные дела, считаемся с ним, таким образом делаем процесс взросления ощутимым для него.

Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшие продвижения на этом пути. Только так можно дать им настоящее детство. Мы же радеем прежде всего о том, чтобы предоставить ребенку как можно больше развлечений, игрушек и уберечь от всякого труда, даже по самообслуживанию.

...Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя в жизни, в приближении к своему будущему. Вот почему дети совершают поступки, в которых утверждают свою самостоятельность, играют в игры и берут игрушки, которые вводят их в мир взрослых.

Это неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремленная в будущее и есть настоящее детство наших детей. Желание десятилетних детей 80-х гг. пойти в школу, чтобы больше увидеть, узнать, научиться чтению, письму, счету, обрести новых друзей - есть одно из доказательств того, что детство - это взросление, суть которого потребность в более содержательной, интересной, умной, самостоятельной жизни.

Об источнике конфликтов в воспитании

Конфликтное состояние между ребенком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так редко. Оно бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда протекает скрыто и длится долго или сразу гаснет. Как будет преодолен конфликт зависит прежде всего от взрослого.

...Каков источник возникновения конфликтных ситуаций и можно ли преодолеть их? Позволю себе свободно изложить концепцию Д.Н. Уснадзе о так называемой трагедии воспитания. Суть этой концепции заключается в следующем. Цели воспитания задаются обществом, и воспитатель, стремясь к их осуществлению, заботясь о будущем своих воспитанников, часто поступается их сегодняшними интересами. У воспитателя самые благие намерения по отношению к ребенку: приближать его к своему будущему, воспитывать хорошего человека. Однако ребенок живет сегодняшним днем, и все его потребности возникают на основе настоящего. То, что ему хочется сейчас, требует мгновенного удовлетворения. Он пленник своих сиюминутных желаний и потребностей. Естественно, что они часто не совпадают с объективно необходимыми требованиями воспитателя. Ребенку хочется смотреть передачу по телевизору, но в это время он должен спать. Он просится гулять, хотя не выполнил домашнего задания. Не обращая внимания, что идет урок, он начинает рассказывать соседу о своей новой игрушке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.