Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические функции государства




Антиинфляционная политика.

Важнейшим направлением государственного регулирования является антиинфляционная политика. Различают активную (ликвидация причин, вызывающих инфляцию) и адаптивную (приспособление к условиям инфляции, смягчение ее последствий) антиинфляционную политику.

К монетарным (денежным) рычагам активной политики относят:

· контроль над денежной эмиссией, недопущение денежного финансирования дефицита государственного бюджета;

· пресечение обращения денежных суррогатов (неполноценных денег);

· проведение денежной реформы конфискационного типа. Эта мера используется для борьбы с гиперинфляцией.

Следует отметить, что инфляция спроса – основная причина всех исторических примеров высокой инфляции. Боролись с ней как быстрыми («шоковая терапия»), так и постепенными (градуирование) мерами. «Шоковая терапия» может быть весьма результативной лишь при условии высокого общественного доверия к правительству. Она приводит к быстрому снижению инфляции и инфляционных ожиданий. Недостатками являются спад производства, рост безработицы, рост социального напряжения в обществе. Успешными примерами могут служить Польша, Латвия и Эстония в начале 90-х годов ХХ века.

Политика градуирования имеет достоинства: она вызывает незначительные экономический спад и рост безработицы, более низкую социальную напряженность. Ее недостатки: неопределенность и сильные инфляционные ожидания.

Меры, направленные против инфляции издержек:

· сдерживание роста доходов и цен;

· борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

· стимулирование производства (льготное налогообложение, кредитование, политика ускоренной амортизации и т.д.).

К инструментам адаптивной политики относятся:

· индексация;

· соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработной платы.

Индексация распространяется на получателей фиксированных доходов. Она может оказать понижающее влияние на инфляционные ожидания. Отрицательные последствия индексация может иметь тогда, когда инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, т.е. индексация может стать причиной инфляционной спирали. Рост цен приводит к индексации доходов, рост заработной платы увеличивает затраты предпринимателя и вызывает рост цен на готовую продукцию и т.д.

 

 

Вмешательство государства в рыночную экономику преследует три основных цели – эффективность, справедливость и стабильность.

В условиях смешанной экономики государство выполняет следующие функции:

1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство устанавливает правила «экономической игры», в которой участвуют фирмы, потребители и само государство. Они определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования коммерческих предприятий, взаимные обязательства профсоюзов и администрации и многое другое.

2. Защита конкуренции посредством проведения антимонопольной политики. Она обеспечивает защиту рыночного механизма функционирования экономики.

3. Определение приоритетов макроэкономического развития. Правительства берут на себя определение, что важно для нации сегодня, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия его действий.

4. Макроэкономическая стабилизация. Правительства пытаются предупредить инфляцию, хроническую безработицу и стагнацию, используя кредитно-денежную и фискальную политику.

5. Перераспределение ресурсов. Данная функция правительства связана с внешними эффектами и необходимостью производства общественных благ. Внешние эффекты представляют собой издержки или выгоды, которые несут «третьи лица», не участвующие в сделке. Если предприятие может переложить часть своих издержек на других субъектов, то в этом случае оно произведет объем производства, который будет превышать общественно необходимый. Пример – загрязнение окружающей среды. Эффективность распределения ресурсов нарушится. Государство должно обеспечить перевод внешних для предприятия издержек во внутренние, используя как административные, так и экономические инструменты (лицензии, квотирование производства, штрафы, налоги и т.д.). В итоге произойдет отток экономических ресурсов из этих отраслей. Если часть выгод присваивается «третьей стороной», предприятия не будут производить данный товар в нужном обществу количестве. Перераспределение ресурсов в пользу данной отрасли должно обеспечить государство. Общественные блага потребляются коллективно и никто не в состоянии ограничить к ним доступ тех лиц, которые не заплатили за их пользование. Это – проблема «безбилетника» или «зайца». Рынок не производит такие товары или производит их в недостаточном количестве. Производство общественных благ обеспечивает государство.

6. Перераспределение доходов Распределение доходов в условиях свободной конкуренции не ведет к справедливому делению национального продукта. Сегодня развитые страны направляют на поддержание минимальных стандартов здоровья, питания и доходов значительную долю бюджетов.

Когда государственное вмешательство в экономику переходит разумные границы, оно блокирует механизм конкуренции, ставя на ее место государственную монополию. В результате предприятия теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат; общество вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства. Все эти негативные процессы требует демократизации государственных институтов в экономике.

В макроэкономике существуют различные подходы к регулированию национального производства в условиях рынка. Их можно сгруппировать в два основных направления. Первое – классическое направление, которое исходит из того, что рыночная система способна к автоматическому саморегулированию, какое-либо длительное нарушение этого равновесия, глубокие экономические кризисы исключены. Аргументируется это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации. Государство не должно играть активной роли в хозяйственном процессе.

Второе направление – кейнсианская теория, которая постулирует, что рыночная система может достигать равновесия в условиях неполной занятости. В отличие от классической концепции, исходит из того, что цены, процентные ставки, заработная плата являются негибкими в краткосрочном периоде, изменяются крайне медленно. Развитие профсоюзного движения привело к практике коллективных договоров, заключаемых на определенный срок, в которых оговариваются ставки зарплаты, ее изменения в связи с ростом стоимости жизни. Вмешивается в этот механизм и государство, которое устанавливает величину прожиточного минимума, минимальную зарплату, проводит индексацию доходов. Неэластична и система цен, поскольку часть их напрямую регулируется государством; многие предприятия связаны между собой системой долгосрочных контрактов. Следовательно, реализацию потенциальных возможностей экономики может обеспечить только активная политика государства по стимулированию совокупного спроса. Воздействие государства на увеличение спроса не приведет к резкому изменению цен, поскольку возрастет объем валового внутреннего продукта. Это повлияет на динамику занятости населения. Стимулирование совокупного спроса обеспечивается ростом правительственных расходов.

Мировая практика показала, что средства государственного регулирования в каждой стране имеют свои особенности. Все они используются на трех уровнях: микро- (предприятие, корпорация); мезо- (отрасль) и макро- (общегосударственный). Общая закономерность такова, что прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, в максимальной – на макроуровень.

К средствам государственного регулирования экономики можно отнести:

1. Государственная собственность. Государственную собственность составляют принадлежащие государству естественные ресурсы; транспорт, связь, в меньшей степени энергетика, военная промышленность и институты кредитной системы (центральные банки, осуществляющие эмиссию денег); смешанные государственно-частные предприятия и корпорации. Государственная собственность позволяет осуществлять прямое влияние на экономику.

2. Фискальная политика государства – политика государства в области расходов и доходов правительства. Посредством фискальной политики государство влияет на размер эффективного спроса с помощью варьирования объема налоговых платежей, взимаемых с физических и юридических лиц, и величины расходов государственного бюджета.

3. Кредитно-денежная политика. Стабильные финансовые условия функционирования экономики обеспечиваются через контроль над денежной массой. Инструментами кредитно-денежной политики являются: определение учетной ставки процента, операции на открытом рынке, установление норм обязательных банковских резервов.

4. Социальная политика. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, политику в области занятости. Именно в социальной политике государство стремится учесть интересы всех слоев населения.

5. Внешнеэкономическое регулирование. Оно включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, движением капитала, рабочей силы и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.