Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение эксперимента. Статистическая оценка его результатов

Перед началом эксперимента требуется строго сформулировать цель исследования (задача интерполяции или оптимизации), определить все значимые факторы, а также один единственный параметр оптимизации (целевую функцию). Затем ограничивают область факторного пространства, проектируют экспериментальную установку, калибруют приборы, планируют эксперимент. С целью исключения систематической погрешности (например, влияние климатических условий), опыты эксперимента проводят в случайной последовательности (например, в соответствии с таблицей случайных чисел). Такой подход называют рандомизацией (англ. "random" - случай). При проведении опытов необходимо предусмотреть возможность статистической оценки результатов. Результаты не обсуждаются, пока не известна их погрешность и доверительная вероятность ее определения. Для этого все опыты проводятся не менее двух раз.

Затем определяют статистическую однородность результатов каждого опыта. Для этого находят экстремальное значение целевой функции yэ,i, в наибольшей мере отличающееся от соответствующего среднего ее значения, и определяют r - величину критерия:

(3.1)

где - среднеквадратичное отклонение целевой функции в параллельных измерениях i -го опыта; j =1,..., п -число параллельных опытов; i=1,...,N - число независимых опытов матрицы планирования.

Если расчетное значение критерия r больше табличного критерия Стьюдента, то yэi - грубая ошибка.

Значимость расхождения двух средних значений также оценивается по критерию Стьюдента

где nmax - число опытов для определения ; nmin - число опытов для определения .

Затем определяется дисперсия целевой функции по формуле

Указанную формулу (3.3) можно использовать только при одинаковом числе параллельных опытов. Если ni const, то дисперсия определится как

где fi - число степеней свободы i -го опыта, причем fi=ni-1.

Формулы (3.3) и (3.4) можно применять только при однородных дисперсиях всех опытов. В однородности дисперсий опытов в эксперименте можно убедиться, используя критерий Фишера F: .

Если полученное расчетное значение этого критерия больше табличного, то дисперсии неоднородны и требуется устранить причину неоднородности. После проведения этих оценок проводится построение математической модели объекта в виде у=b0+b1x1+b2x2 +b12x1x2+...., причем

Затем выполняется оценка адекватности полученной математической модели путем сравнения дисперсии адекватности с дисперсией целевой функции.

Если отношение дисперсий, условно принимаемое за расчетное значение критерия Фишера, меньше табличного критерия, то модель признается адекватной (F pacч >F табл).

Дисперсия адекватности определяет степень рассеяния экспериментальных результатов относительно расчетных и вычисляется по формуле:

где f - число степеней свободы дисперсии адекватности, которая определяется как число независимых за минусом числа значимых коэффициентов модели. Для случая линейной модели f = N - (k + 1), где k - число факторов; к+1 - число коэффициентов линейной модели.

На следующем этапе выполняется оценка значимости коэффициентов модели. Оценка значимости может быть проведена двумя методами:

• по доверительному интервалу: ∆ bj= ± tσbj, где t – критерий Стьюдента; –среднеквадратичное отклонение (стандарт) коэффициента модели;

• по критерию Стьюдента: . Если расчетное значение критерия Стьюдента больше табличного, то коэффициент bj более значим. Члены полинома, которые имеют незначимые коэффициенты, могут быть отброшены, что приводит к упрощению модели. После проверки адекватности модели она может быть использована для прогнозирования значений целевой функции и поиска оптимальных условий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дробная реплика | Методы решения творческих задач
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.