Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие информационной системы. Информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации




 

Информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. Наличие перечисленных процедур – главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов, например, личных библиотек. Первые информационные системы появились в 50-х гг. ХХ века. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам.

В 70-х – начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить рынки сбыта и многое другое.

Сейчас в рамках направления информатики, связанного с информационными системами, решаются несколько основных задач.

1. Анализ и прогнозирование потоков разнообразной информации, перемещающихся в обществе. Изучаются потоки документов с целью их минимизации, стандартизации и приспособления для эффективной обработки на вычислительных машинах, а также особенности потоков информации, протекающей через журналы, газеты, радиоканалы, телевизионные каналы и другие каналы распространения информации. Оценивается влияние распространяемой информации на научно-технический прогресс и состояние общества.

2. Исследование способов представления и хранения информации, создание специальных языков для формального описания информации различной природы, разработка специальных приемов сжатия и кодирования информации, аннотирования объемных документов и реферирования их. В рамках этого направления развиваются работы по созданию банков данных большого объема, хранящих информацию из различных областей знаний в форме, доступной для вычислительных машин.

3. Построение различных процедур и технических средств для их реализации, с помощью которых можно автоматизировать процесс извлечения информации из документов, не предназначенных для вычислительных машин, а ориентированных на восприятие их человеком. Эти исследования тесно связаны с проблемой извлечения смысла (содержания) тех или иных документов при вводе их в банки данных и другие информационные хранилища, ориентированные на компью-теры.

4. Создание информационно-поисковых систем, способных воспринимать запросы к информационным хранилищам, сформулированные на естественном человеческом языке, а также специальных языках запросов для систем такого типа.

5. Создание сетей хранения, обработки и передачи информации, в состав которых входят информационные банки данных, терминалы, обрабатывающие центры и средства связи.

Работа информационных систем заключается в обслуживании двух встречных потоков новой информации: ввода новой информации и выдачи текущей информации по запросам. Система устроена так, чтобы ответ на любой запрос выдавался быстро и был достаточно полным. Внедрение информационных систем может способствовать: получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем; обеспечению достоверности информации; совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в организации, фирме; освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; замене бумажных носителей данных на магнитные диски, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге и т.д.

Информационные системы целесообразно разделить на две основные группы: системы информационного обеспечения и системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения.

1. Системы (или подсистемы) информационного обеспечения входят в состав любой АСУ (автоматизированной системы управления). Они являются важнейшими компонентами интенсивно развиваемых в настоящее время систем интегральной автоматизации производственных систем, систем автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированных систем научных исследований, автоматизирующих систем управления производства (АСУП). Хотя работы по созданию систем информационного обеспечения были начаты уже в шестидесятые годы ХХ века (при проектировании первых АСУП), им в то время не придавалось большое значение. Это является одной из причин того, что автоматизированные системы управления производством не дали ожидаемого экономического и социального эффекта.

2. К числу информационных систем, имеющих самостоятельное значение, относятся информационно-поисковые (ИПС), информационно-справочные (ИСС) и информационно-управляющие (ИУС) системы. Информационно-поисковые и информационно-справочные системы предназначены для хранения и предоставления пользователю информации (данных, фактографических записей, текстов, документов и т.п.) в соответствии с некоторыми формально задаваемыми характеристиками. Для ИПС и ИСС характерны два основных этапа функционирования: сбор и хранение информации; поиск и выдача информации пользователю. Движение информации в таких системах осуществляется по замкнутому контуру от источника к потребителю информации. При этом ИПС или ИСС выступает лишь как средство ускорения поиска необходимых данных. Наиболее сложным процессом с точки зрения его реализации выступает поиск необходимой информации, который осуществляется в соответствии со специально издаваемым поисковым образом документа (ПОД), текста и т.д. При этом важнейшими требованиями, которые должны быть обеспечены в процессе поиска, являются требование пертинентности, т.е. соответствия найденного текста или документа фактической информационной потребности потребителя и требование смысловой и формальной релевантности, т.е. соответствия одного текста (документа) другому.

Применение СУБД (систем управления базами данных) в информационных системах на ПЭВМ требует от пользователя более высокой квалификации, чем применение других пакетов. Использование в таких ИС систем управления базами данных окупается дольше, чем обработка текста или манипулирование бланками. Наиболее эффективное применение таких СУБД в системах распределенной обработки данных, где ПЭВМ используется в качестве интеллектуального терминала, а спроектированная на ней база данных невелика по объему и является локальной БД какого-либо уровня распределенной системы.


Под распределенной информационной системой (РИС) в настоящее время понимается комплекс территориально-удаленных или организационно независимых информационных систем, которые, выполняя закрепленные за ними функции обработки данных, обеспечивают коллективное использование информационных ресурсов пользователями каждой ИС. РИС представляют собой результат дальнейшего развития систем распределенной обработки данных (СРОД), основной целью которых является предоставление возможности большому числу территориально разобщенных пользователей одновременно обращаться к вычислительным ресурсам системы. Наиболее типичными примерами СРОД могут служить вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП). Так же как и при наличии собственной вычислительной системы пользователи ВЦКП могут создавать информационные системы в своих приложениях. Однако такие ИС не являются распределенными: они и их пользователи лишь физически разобщены территориально (что для пользователя особого значения не имеет). Работа с такими информационными системами ничем не отличается от обычного режима работы ИС. Примерами таких систем является большинство автоматизированных систем научно-технической информации.

Развитие информационно-вычислительных сетей привело к появлению собственно распределенных информационных систем, отличительной особенностью которых являются распределенные базы данных (РБД).

Распределенные информационные системы находят все большее практическое применение. Наиболее ярким примером распределенной информационной системы, охватывающей разные приложения (исследование, проектирование, подготовку производства, производство, управление) является система информационного обеспечения интегрированного производственного комплекса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.