КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая направленность философской концепции Г.С.Сковороды
Дополнительно к ЭКЗАМЕНУ
осмысления истинных ценностей в жизни человека, его смысла жизни, понимания того, в чем заключается счастье. Именно эти проблемы нашли свое глубокое отражение в творчестве Г.С.Сковороды. Но главное – это то, что в его трудах можно найти не только ответы на эти вопросы, но и пути решения этих проблем. Все творчество мыслителя наполнено признанием человека как личности, его права на свободное развитие и проявление творческих способностей. И гуманизм здесь – надежный и добрый помощник. Идейным стержнем гуманизма Г.Сковороды стало его учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Эта проблема решается в творчестве философа в контексте учения философа о трех мирах и двух натурах. Формулируя ее, он исходит из следующей идеи: существуют три «мира» или три уровня, три соста¬ва бытия: макрокосм, или вселенная, «где все рожденное обитает», микрокосм, или человек, — малый мир, «мирок» и, наконец, третья реальность, «символическая», связующая между собой воедино большой и малый миры, иде¬ально их в себе отражающая. Но этим троичным составом еще не исчерпывает¬ся структура действительности, ибо каждый из трех на¬званных миров по своему строению двуприроден, «со¬стоит из двух натур: одна — видимая, другая — невиди¬мая». Универсальный принцип двойственности обнару¬живается на самых разных уровнях бытия, и «нужно вез¬де видеть двое»: во всем есть «материа» и есть «форма», есть временное и вечное, телесное и духовное, внешнее и внутреннее, ложное и истинное, тварное и творческое, земное и небесное, плоть и мысль. Эти два начала, два естества, различимые в каждом факте, в каждой данно¬сти бытия, не только полярно противостоят, но и взаи¬модействуют друг с другом, не только взаимоотталкиваются, но и неотделимы друг от друга, — и так в любом из трех миров. Он ставит человека в центр мира, человек – венец всего живого. Он разделяет человека на две части: на внутреннюю и внешнюю, называя ту - небесной, эту – земной; ту – духовной, эту – душевной; ту – творящей, эту – созданной. По этому же разделению в оном и том же человеке он видит два разума, две воли, два закона, две жизни. Первого божественного человека он называет царем, началом; второго рабом, существом. Сковорода говорит, что тело для человека является временным, земная жизнь – шаг к вечному бытию, время совершенствования души, познания мира. Он говорил: «Посмотри на человека и познай его, потому что человек – это огромный мир» [3, 172]. Только в акте самопознания человек обнаруживает свое истинное ме¬сто и предназначение в мире и, таким образом, раскры¬вает для себя целесообразность и истинное содержание мироустройства. Большой мир чужд и враждебен человеку лишь по¬стольку, поскольку человек остается чужд и неясен са¬мому себе. Большой мир — макрокосм — может быть понят и принят только через человека, через микро¬косм. Важнейшим компонентом счастья для человека является работа по душе. Труд – это возможность реализовать себя, возможность творить, как-то повлиять на мир. Он считает, что для счастья человеку нужно найти дело по душе, работу, которая сможет приносить удовольствие, удовлетворение и радость. Но сродность не просто задана человеку, она ему вручена как необработанный алмаз, который нуждается в от¬шлифовке; потому она одновременно и данность и результат — итог умного, творческого человеческого дела¬ния. Следовательно, она может остаться в человеке и непроявленной, затемненной. Но и тогда она будет ему давать знать о себе — в чувстве неудовлетворенности, неустроенности. Сковорода высказывает такую точку зрения, что каждый человек рождается с талантом. Развитое Сковородой учение о человеческих сродностях как о наиболее благоприятных для каждой личности формах ее самовыявления в мире не могло не породить в его творчестве и само собой разумеющегося вопроса о человеческом счастье. Сковорода придерживался мысли, что единственно верный путь к счастью человека пролегает через его сердечные пещеры. Морально-этические идеалы Сковороды – свободная жизнь в согласии с природой. Он подчеркивает, что утрата воли, погоня за золотом и богатством не приносят счастья, а являются причиной подлинного несчастья. Для Сковороды воля, по природе ее, — неиссякаемое благо, но в человеке эта природа может раздвоиться, и тогда, действительно, воля становится чем-то страшно опасным, чудовищным, адским. В частный момент воля к злу может оказаться у человека сильнее воли к благу, но это лишь кажущаяся победа; изначальный свет воли-свободы, как бы ни был он искажен человеческим само¬хотением, вновь может засветить в полную силу.
Итак, подводя итог основных идей в гуманистической философии Сковороды, можно отметить следующее: Человек находится в центре мира, человек – венец всего живого. «Закон сродностей» - поиск любимого занятия очень важен для человека. Самопознание и познание мира – путь к счастью. Человек должен жить в гармонии с природой. Счастье в самом человеке и оно окружает его. «Воля» - одна из возможностей души, и в правильном, чистом виде приносит благо. Все эти гуманистические идеи нельзя оставить без внимания, когда принцип гуманизации становится одним из принципов цивилизации.
10. Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литера туры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании.Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23]. Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность. Считая народность источником деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование. Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности. Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |