Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая направленность философской концепции Г.С.Сковороды

Дополнительно к ЭКЗАМЕНУ

 

осмысления истинных ценностей в жизни человека, его смысла жизни, понимания того, в чем заключается счастье. Именно эти проблемы нашли свое глубокое отражение в творчестве Г.С.Сковороды. Но главное – это то, что в его трудах можно найти не только ответы на эти вопросы, но и пути решения этих проблем. Все творчество мыслителя наполнено признанием человека как личности, его права на свободное развитие и проявление творческих способностей. И гуманизм здесь – надежный и добрый помощник.

Идейным стержнем гуманизма Г.Сковороды стало его учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Эта проблема решается в творчестве философа в контексте учения философа о трех мирах и двух натурах.

Формулируя ее, он исходит из следующей идеи: существуют три «мира» или три уровня, три соста¬ва бытия: макрокосм, или вселенная, «где все рожденное обитает», микрокосм, или человек, — малый мир, «мирок» и, наконец, третья реальность, «символическая», связующая между собой воедино большой и малый миры, иде¬ально их в себе отражающая. Но этим троичным составом еще не исчерпывает¬ся структура действительности, ибо каждый из трех на¬званных миров по своему строению двуприроден, «со¬стоит из двух натур: одна — видимая, другая — невиди¬мая». Универсальный принцип двойственности обнару¬живается на самых разных уровнях бытия, и «нужно вез¬де видеть двое»: во всем есть «материа» и есть «форма», есть временное и вечное, телесное и духовное, внешнее и внутреннее, ложное и истинное, тварное и творческое, земное и небесное, плоть и мысль. Эти два начала, два естества, различимые в каждом факте, в каждой данно¬сти бытия, не только полярно противостоят, но и взаи¬модействуют друг с другом, не только взаимоотталкиваются, но и неотделимы друг от друга, — и так в любом из трех миров. Он ставит человека в центр мира, человек – венец всего живого. Он разделяет человека на две части: на внутреннюю и внешнюю, называя ту - небесной, эту – земной; ту – духовной, эту – душевной; ту – творящей, эту – созданной. По этому же разделению в оном и том же человеке он видит два разума, две воли, два закона, две жизни. Первого божественного человека он называет царем, началом; второго рабом, существом. Сковорода говорит, что тело для человека является временным, земная жизнь – шаг к вечному бытию, время совершенствования души, познания мира.

Он говорил: «Посмотри на человека и познай его, потому что человек – это огромный мир» [3, 172]. Только в акте самопознания человек обнаруживает свое истинное ме¬сто и предназначение в мире и, таким образом, раскры¬вает для себя целесообразность и истинное содержание мироустройства. Большой мир чужд и враждебен человеку лишь по¬стольку, поскольку человек остается чужд и неясен са¬мому себе. Большой мир — макрокосм — может быть понят и принят только через человека, через микро¬косм.

Важнейшим компонентом счастья для человека является работа по душе. Труд – это возможность реализовать себя, возможность творить, как-то повлиять на мир. Он считает, что для счастья человеку нужно найти дело по душе, работу, которая сможет приносить удовольствие, удовлетворение и радость.

Но сродность не просто задана человеку, она ему вручена как необработанный алмаз, который нуждается в от¬шлифовке; потому она одновременно и данность и результат — итог умного, творческого человеческого дела¬ния. Следовательно, она может остаться в человеке и непроявленной, затемненной. Но и тогда она будет ему давать знать о себе — в чувстве неудовлетворенности, неустроенности.

Сковорода высказывает такую точку зрения, что каждый человек рождается с талантом.

Развитое Сковородой учение о человеческих сродностях как о наиболее благоприятных для каждой личности формах ее самовыявления в мире не могло не породить в его творчестве и само собой разумеющегося вопроса о человеческом счастье.

Сковорода придерживался мысли, что единственно верный путь к счастью человека пролегает через его сердечные пещеры.

Морально-этические идеалы Сковороды – свободная жизнь в согласии с природой. Он подчеркивает, что утрата воли, погоня за золотом и богатством не приносят счастья, а являются причиной подлинного несчастья.

Для Сковороды воля, по природе ее, — неиссякаемое благо, но в человеке эта природа может раздвоиться, и тогда, действительно, воля становится чем-то страшно опасным, чудовищным, адским. В частный момент воля к злу может оказаться у человека сильнее воли к благу, но это лишь кажущаяся победа; изначальный свет воли-свободы, как бы ни был он искажен человеческим само¬хотением, вновь может засветить в полную силу.

 

Итак, подводя итог основных идей в гуманистической философии Сковороды, можно отметить следующее:

Человек находится в центре мира, человек – венец всего живого.

«Закон сродностей» - поиск любимого занятия очень важен для человека.

Самопознание и познание мира – путь к счастью.

Человек должен жить в гармонии с природой.

Счастье в самом человеке и оно окружает его.

«Воля» - одна из возможностей души, и в правильном, чистом виде приносит благо.

Все эти гуманистические идеи нельзя оставить без внимания, когда принцип гуманизации становится одним из принципов цивилизации.

 

10. Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, прин­ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственно­го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во мно­гих произведениях в та­ких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспи­тательном значении», «О пользе педагогической литера ту­ры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в обще­ственном воспитании.Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспита­ние, созданное самим народом и основанное на народных нача­лах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Вос­питание он рассматривал как «создание истории», как обществен­ное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог ра­ционально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать са­мый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].

Ушинский счи­тал, что решающим в этом процессе является воспитание и что раз­витие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может да­леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Считая народность источником деятельности и разви­тия, выражением стремлений народа сохранить свои на­циональные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народ­ность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование. Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически разви­ты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходи­мо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содей­ствовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояние народного образования и школ | Шевченко, Украинка, Грабовский, Франко
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.