Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духнович, Драгоманов, Гринченко, Алчевская, Русова




Александр Васильевич Духнович (1803-1865) - наиболее выдающийся представитель культурно-образовательного движения на Закарпатье, писатель, один из первых профессиональных ученых-педагогов в Западной Украине. Родился в с. Тополь на Пряшивщине в семье священника. В Ужгороде окончил гимназию, а затем духовную семинарию. Сначала работал домашним учителем, затем нотариусом в епископской канцелярии. В течение 1844-1865 гг. был священником и каноником Пряшівської епархии, одновременно преподавал русский язык в Пряшівській гимназии. Духнович является автором первого на Закарпатье народного букваря - "Книжица читальная для начинающих" (1847), составил первые на Закарпатье школьные учебники по географии и истории "Краткий землепис для молодых русинов", с русского языка "Сокращенная грамматика грамотного русского языка".

Он написал первый в Западной Украине систематизированный учебник по педагогике "Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских" (1857). Книга построена в форме коротких вопросов и развернутых ответов. Она состоит из "Предисловия для родителей", "Вступления", 12 разделов и "Приложении".

В системе педагогических взглядов Духновича видное место занимает идея народности воспитания. Он требовал, чтобы учитель "в детях народолюбие возбудил и в сердце их закрепил любовь к своей народности". Отстаивал право простых людей на образование, боролся за то, чтобы для них открывались школы с обучением на родном языке и там обучали учителя из народа. Важным средством воспитания в духе народности рассматривал народную песню. В своей "Педагогії..." Духнович отводит воспитанию в жизни человека решающую роль. Человек без воспитания, по его мнению, будет неспособной и ненужной, подобно необработанной земли, которая способна выдержать только сорняк. Общей целью воспитания считал формирование человека - гражданина и патриота.

Он, как и Коменский, проповедовал принцип природосообразности в воспитании. Исходя из этого принципа, Духнович требовал учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Указывал на необходимость равномерного развития всех сил ребенка. Сердцевиной воспитания Духнович считал формирование высоконравственной личности. Важными средствами нравственного воспитания он называл упражнения и наставления. Дети должны научиться различать честное и нечестное, подражать высоконравственных людей.

 

Мих Петрович Драгоманов (1841-1895) - известный деятель культуры, болел за Украину, образование, сочувствовал судьбе учителей (очерк "Два учителя") Он был наставником И. Франко, В Стефаника, О Пчилки, Леси Украинская Ш Широкая культурная деятельность этого ученого прославила его имя В 1991 г оно было присвоено Киевскому пединститута (ныне университетверситет). Ученый - просветитель отстаивал образование не узко национальное, а как такую, которая вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры После Валуевского циркуляра в 1876 г царем был подписан Эмский указ, я которым категорически запрещалось преподавание на украинском языке, не разрешалось печатание украинских книг и т.п. Драгоманов отстаивал введение украинского языка в народных школах, потому что "язык, отражает жизненно я и быт народов, сама по себе служит средством образования "Он считал, что ограничение родного языка ведет к непоправимым явлений - винародовлення, морального и интеллектуального упадка нациації.

 

София Русова Федоровна (Лідфорс) (1856-1940) активный общественный деятель периода украинской революции, первая женщина педагог-теоретик в Украине, социальный педагог, писательница. Исследователи считают, что по объему и уровню просвитянськой работы Русова стоит на одной ступени с Еленой Пчелкой и Кристиной Алчевской, а за силой и страстностью, с которыми звучало ее слово в защиту украинской культуры, духовности, родного языка Русову можно сравнить с Лесей Украинкой.Основная идея и тема, которая объединяет большую часть исследований Русовой концепция национального воспитания. Может именно потому, что она была дочерью двух народов и выросла среди третьего, украинского, что испокон веков отличался этнического терпимостью и национальным братолюбии, Русовий, как ни одному педагогу мира, было присуще острое интерес делами развития национального образования. Вслед за К.Д. Ушинським, педагогическая система которого тоже сформировалась под благотворным влиянием украинской народной идеологии и этнической педагогики, Русова твердо стояла на том, что школа и воспитания в ней могут успешно осуществляться при условии, когда эта школа, это воспитание, будут национальными, народными.

Для реформирования школы, по мнению Софьи Федоровны, мало ее национализировать, ввести родной язык, необходимо изменить весь ее строй, внедрить принципиально другие цели и принципы воспитания, наполнить работу новым содержанием. Школа должна быть активной, строиться на принципе самодеятельности детей. Она должна стать школой социального воспитания.

В своих трудах С.Русова детально проанализировала принципы как индивидуализации, так и социализации воспитания. Индивидуализацию называла первым требованием справедливого воспитания, которое должно формировать индивидуальную моральное сознание каждого ребенка. Цель индивидуального воспитания дать широкий, свободный развитие всем духовным силам ребенка и его способностям. “Но человек становится человеком, утверждает С.Русова вслед за П.Наторпом, - только в общине” (8, 17).

Социальное воспитание развивает в ребенке те личностные особенности ребенка, которые дадут ей возможность стать лучшим гражданином. Старая школа полностью игнорировала объединения, ученики воспитывались как отдельные субъекты, подготовленные для некой карьеры или специальности. Только постепенная демократизация жизнь поставила перед школой, педагогами новая задача: воспитать гражданина, подготовить его к активному участию в социально-политической, культурной жизни.

 

Актуальность заявленной проблематики обуславливается необходимость рассмотрения концептуальности просвещенческих идей как основ духовного возрождения общества. В рамках педагогической деятельности Х. Д. Алчевской в Харьковской частной женской воскресной школе сформировалось понимание целостной структуры образовательно-воспитательного процесса: осознавалась его значимость не только для социума, но и для отдельной взрослой личности, для раскрытия ее внутреннего духовно-нравственного потенциала. Школа, по свидетельствам современников, являла собой уникальную целостную педагогическую структуру с учетом основных исторических, социокультурных и образовательных условий. В дореволюционной педагогической литературе Харьковская частная женская воскресная школа оценивалась глубоко позитивно и рассматривалась как «уникальное идейное учебное заведение для бедных слоев населения и как новаторский методический центр» [1]. Наиболее ценным вкладом Христины Даниловны Алчевской (1841-1920)в дело школьного преподавания является разработанная ею методика проведения литературных бесед с учащимися.X. Д. Алчевская использовала литературные беседы в качестве одного из наиболее эффективных методов и на уроках, и во внеклассных занятиях, и во внешкольной работе.

 

Определены принципы просветительской и педагогической деятельности Б. Гринченко – принцип всестороннего развития личности и системность преподаваемого материала. Б. Гринченко в своей просветительско-педагогической деятельности развивал целостную систему принципов обучения Я. Коменского, Г. Пестолоцци, А. Дистервега и К. Ушинского, сформулировал и обобщил основоположные принципы обучения как детей, так и взрослого населения. Данные принципы получили развитие и в современных педагогических исследованиях. Б. Гринченко привлекает к своей просветительско-педагогической деятельности не только педагогов, но и активных политических деятелей, для которых он сам становится символом борьбы за национальное возрождение в Украине. Примером такой социально-политической деятельности является создание Б. Гринченко нескольких просветительских и политических организаций: "Просвита", Союз учителей и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.