Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три этапа развития статистики




Научно обоснованная методология статистических исследований сформировалась далеко не сразу.

В своем развитии статистика, как наука, прошла несколько этапов.

Первые статистические исследования проводились еще в Древнем Китае (учет численности населения для призыва на военную службу) и Древнем Риме (учет имущества граждан, в том числе землевладений и численности рабов – для сбора налогов).

Однако статистика, как наука, имеющая свой предмет исследований и особую методологию, сформировалась примерно в XVII веке – в период становления капиталистических отношений в Западной Европе. Это связано с тем, что именно рыночные отношения, то есть организация товарного обмена, порождают потребность в большом объеме информации (о ценах, стоимости сырья и продукции, о наличии товаров, о численности потенциальных потребителей продукции и т.п.).

Еще в XIII веке венецианские купцы, имеющие экономические интересы во всех странах мира, содействовали тому, что в Венеции был издан ряд декретов, согласно которым каждое лицо, посылаемое в иностранное государство в качестве посла или для переговоров, по возращении должно было представить в сенат подробные сведения о территориальном, экономическом, политическом состоянии страны пребывания (то есть статистические данные).

Среди факторов, ознаменовавших переход от средневековья к Новому времени, называют возрождение науки и искусства, открытие Америки, развитие всемирной торговли, упадок феодализма, значительное усиление роли государства в экономической и политической жизни развитых стран. Насущные экономические и политические задачи выдвигали на первый план потребность более глубокого и полного ознакомления с положением страны. Уже в XV веке в той же Италии появляются первые сборники сведений о состоянии различных государств. Затем такие же сборники в XVI–XVII веках издаются во Франции, Англии, Германии.

В настоящее время принято выделять три этапа в развитии статистики:

Первый этапописательная статистика. В Англии этот этап связывают с именем Вильяма Петти (1623–1687), издавшего книгу «Политическая арифметика», где содержалась богатая информация о состоянии экономики Англии того времени. Таблицами и статистическими данными из этой книги широко пользовался К. Маркс в «Капитале». Сам Маркс назвал Петти «изобретателем статистики». Почти одновременно с Петти аналогичную работу в Германии выполнил Генрих Конринг (1606–1681). Однако статистика, как наука, стала формироваться позднее, когда появилось и само слово «статистика».

Второй этапобъяснительная статистика. Как уже упоминалось, слово «статистика» происходит от слова status – состояние, и одновременно аналогичное слово означает государство (по-английски state). Статистику впервые назвал «статистикой», то есть «государствоведением» – наукой о состоянии государстве и государственном устройстве – немецкий ученый Годфрид Ахенваль, который впервые начал читать курс лекций по статистике в Марбургском университете. Впоследствии другой немецкий ученый А. Шлицер, который читал курс лекций по статистике в Геттингенском университете, расширил представление о статистике. Он считал, что статистика должна изучать не только государство, а все общество. Бельгийский ученый А. Кетле (1796–1874) впервые сформулировал тезис о том, что статистика должна не только описывать, но прежде всего объяснять причины различных социально-экономических процессов и явлений.

А. Кетле опубликовал книгу под названием «Социальная физика», в которой разработал учение о средних величинах в статистике (показав, что в зависимости от способа расчета средней величины, может быть получен совершенно различный результат). Поэтому для обоснованных выводов необходимо четко сформулировать цель исследований и выбрать тот способ расчета средней, который соответствует данной цели. Кроме того, А. Кетле разработал теорию устойчивости статистических показателей. В то же время А. Кетле допустил одну методологическую ошибку, которую впоследствии отметили его последователи. Свои исследования Кетле проводил на примере статистических данных о показателях состояния здоровья новобранцев, призванных в армию (рост, вес, объем грудной клетки и т.п.). Эти данные были опубликованы в открытой печати и послужили материалом для статистического анализа. Кетле подметил интересную закономерность, которая заключалась в том, что среди новобранцев наибольшее число людей обладало средними значениями измерявшихся параметров. Например, из 1000 человек более 800 имели рост в пределах от 168 см до 172 см, и только 11 человек – рост свыше 185 см. Отсюда А. Кетле сделал вывод о том, что Бог или Природа, создавая людей, стремились создать именно «среднего человека», то есть человека, обладающего средними параметрами телосложения, а все от­кло­не­ния от средних величин – это просто случайные ошибки. Но в действительности такого «среднего человека», у которого все его физические параметры и другие характеристики являются именно «средними величинами», в природе не бывает, а само понятие «средней величины» – на самом деле теоретическое. Средняя ве­личина – это проявление обобщенных свойств массовой сово­куп­ности некоторых объектов, для которых рассчитаны их инди­видуальные параметры. Отсутствие реального «среднего человека» подтверждает тот факт, что человек, обладающий средним уровнем тех или иных физических параметров, не обязательно будет обладать средним уровнем других показателей. К тому же средние значения всех показателей изменяются со временем (например, как утверждают специалисты по антропометрии, средний рост чело­века увеличился за два века, по крайней мере, на 15 см).

Третий этапматематическая статистика. Этот этап связывают с именами крупных ученых, математиков, специалистов по теории вероятностей и математической статистике. Их имена часто встречаются в теории математической статистики, поскольку в честь них названы многие теоремы, законы распределения вероятностей, критерии, показатели и т.п. Это Ф. Гальтон (1822–1911), К. Пирсон (1857–1936), В. Госсет (писавший под псевдонимом Стьюдент, 1876–1936), Р. Фишер (1890–1962) и другие. Определенный вклад в развитие теории статистики на данном этапе внесли и отечественные ученые. В частности, широко известна теорема Чебышева «Закон больших чисел», которая стала основой расчета оптимальной численности выборочной совокупности статисти­чес­ких единиц при проведении выборочных исследований.

Решать столь сложную задачу, как выявление и анализ причинно-следственных зависимостей между разными процессами, статистика была не в состоянии без использования сравнительно сложного математического аппарата, который стал неотъемлемой частью статистики с тех пор, как была разработана теория вероятностей и на ее основе в начале XX века стала развиваться математическая статистика. В настоящее время математические методы широко используются в любых статистических исследованиях.

Основные особенности трех этапов развития статистики показаны в табл. 1.1.

Таблица 1.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 22624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.