Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прав потребителей




Цели изучения раздела

Выявление особенностей определяемой в законе системы государственного и общественного контроля соблюдения прав потребителей.

Сложившаяся система контроля в соответствии с действующим законодательством направлена в первую очередь на качество продукции и безопасность ее использования. Ст 40 Закона «О защите прав потребителей» определяет следующие направления и формы государственного контроля:

- проверку соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами требований по защите прав потребителей и требований к товарам, работам и услугам;

- принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, оказания услуг, не соответствующих обязательным требованиям, по отзыву с внутреннего рынка этих товаров, услуг и информированию об этом потребителей;

- выдачу предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам о прекращении нарушений прав потребителей и необходимости соблюдения обязательных требований к товарам, услугам;

- направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для приостановки действия или аннулирования соответствующей лицензии;

- направление в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей;

- обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, а также с заявлением о ликвидации изготовителя, исполнителя, продавца либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей.

Кроме государственного надзора часть функций контроля осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст. 44 Закона «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления, если нарушение осуществляется на подведомственной им территории, имеют право:

- рассматривать жалобы потребителей, оказывать консультационную помощь по вопросам защиты их прав;

- обращаться в суд в защиту прав потребителей.

В случае обнаружения по жалобе потребителя товаров и услуг ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, окружающей среды, органы местного самоуправления обязаны извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль качества и безопасности продукции.

Кроме названных структур законодательство наделяет контрольными функциями по защите прав потребителей различные общественные объединения потребителей, городские, районные, областные администрации.

Общественные объединения потребителей формируются добровольно на некоммерческой основе, их главная цель – защита своих прав и прав других граждан. Они независимы от государства, бизнеса, привлекают внимание к жизненно важным проблемам удовлетворения запросов потребителей. Эти объединения обеспечивают всех заинтересованных необходимой информацией, а также осуществляют правозащитные функции.

Ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает создание общественных объединений потребителей (ассоциации, союзы и пр. формы), определяет круг их прав. Они имеют право:

- участвовать в разработке обязательных требований к товарам и услугам, проектов законов в сфере защиты прав потребителей;

- осуществлять проверку соблюдения прав потребителя, правил торгового обслуживания, составлять акты о нарушениях и направлять их в органы государственной власти, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, услуг, а также оценку соответствия потребительских свойств товаров, услуг заявленной информации о них;

- распространять информацию о правах потребителей и необходимых действиях по защите их прав, результатах сравнительных исследований качества товаров, услуг и другую информации.;

- вносить в федеральные органы власти и др. организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, услуг, отзыву с внутреннего рынка товаров, услуг, не соответствующих обязательным требованиям;

- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав отдельных потребителей или целых групп.

Выводы

Таким образом, следует отметить, что в Российской Федерации сложилась развитая многоуровневая система контроля деятельности производителей, исполнителей, продавцов, применения действующего законодательства в интересах потребителей. На первом уровне функции контроля осуществляют различные государственные органы исполнительной власти, правоохранительные структуры и суды; на втором эти функции выполняют муниципальные органы власти; на третьем – общественные объединения граждан по защите интересов потребителей. В Законе «О защите прав потребителей» четко очерчен круг их прав и обязанностей по защите прав потребителей и соблюдению соответствующего качества и безопасности выпускаемой продукции. Существенно усилена роль общественных объединений, которые занимаются информационной деятельностью, правозащитной, в то же время формируют общественное мнение по поводу социально значимой деятельности бизнес-структур. PR необходимо всю свою информационную и коммуникативную деятельность, направленную на установление доверительных отношений с общественностью, осуществлять, опираясь на действующее в России и на международном уровне законодательство о защите прав потребителей. Основу для этой деятельности составляет Закон «О защите прав потребителей», в котором достаточно полно определен круг прав и обязанностей, как производителей, продавцов, так и потребителей. Отчасти, в случае отсутствия в компании юридического отдела, PR-служба должна выполнять функции соблюдения законодательства о защите прав потребителей в обоюдных интересах всех субъектов рынка товаров и услуг.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключается деятельность PR-подразделений при налаживании доверительных взаимоотношений компании с целевой аудиторией в свете Закона РФ «О защите прав потребителей»?

2.Назовите основные права потребителей, определенные Законом «О защите прав потребителей».

3.Каким требованиям должна соответствовать информация, адресованная потребителям?

4. Какие сведения обязательно должны содержаться в

предоставляемой потребителю информации о товарах, услугах?

5. Какую ответственность несет изготовитель, продавец за

ненадлежащую информацию о товарах, работах, услугах?

6.Какими правами обладает потребитель в случае продажи ему

товара ненадлежащего качества?

7.Какие субъекты осуществляют контроль в сфере защиты прав потребителей?

8. Какими полномочиями они обладают?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.