КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы на творческом уровне усвоения материала
(оценка знаний 9–10 баллов)
1. Сравнительный анализ основных методов получения фактов в психологии. 2. Особенности интеллектуального поведения животных. 3. Механизмы психологической защиты как необходимость и как препятствие для личностного роста. 4. Мышление и воображение: сравнительный анализ. 5. Бихевиоризм, психоанализ, гуманистический подход: какая из этих теорий с наибольшей убедительностью объясняет поведение человека (рассмотреть на конкретном примере). 6. Расположите механизмы социализации по их значимости для формирования личности. Подтвердите свое мнение конкретными примерами. 7. На конкретном примере опишите формирование личности в рамках концепции А. Маслоу (теория иерархии потребностей). 8. В чем заключаются трудности общения с людьми с нарушениями мотивационной сферы. Опишите модель поведения подобных личностей (приведите, по возможности, конкретные примеры). 9. Опишите примерное самочувствие и поведение лиц, находящихся в состоянии стресса, дистресса, фрустрации, аффекта. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из подобных отрицательных психических состояний? 10. Признаки и причины стрессового напряжения. Возможные пути избавления от стресса (показать на конкретном примере). 11. Опишите примерное поведение лиц с ярко выраженными особенностями темперамента. В чем заключается суть индивидуального подхода к таким людям в русле воспитательной работы? 12. Опишите трудности в общении и во взаимодействии с людьми с ярко выраженной акцентуацией характера (несколько типов по выбору). Наметьте возможные пути продуктивного взаимодействия с ними. 13. В чем заключаются особенности и разница в поведении и деятельности человека одаренного, талантливого и гениального (рассмотрите на конкретном примере)?
ЛИТЕРАТУРА
О с н о в н а я
1. А н д р и е н к о, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2000. 2. Б о р о з д и н а, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. Минск: БГЭУ, 2009. 3. К о з у б о в с к и й, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007. 4. К о з у б о в с к и й, В.М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007. 5. Н е м о в, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2002. Кн. 1. 6. Р а д у г и н, А.А. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.А. Радугин. М.: Центр, 2001. 7. С т о л я р е н к о, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 8. Ч е х о в с к и х, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. 4-е изд. Минск: Новое знание, 2008.
Д о п о л н и т е л ь н а я
9. Г и п п е н р е й т е р, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Че Ро, 1998. 10. Г о д ф р у а, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М.: МИР, 1996. Т. 1. 11. М а к с и м е н к о, С.Д. Общая психология / С.Д. Максименко. М.: Рафл-бук; Киев: Ваклер, 1999. 12. М о р о з о в, А.В. Деловая психология: курс лекций / А.В. Морозов. СПб.: Союз, 2000. 13. Р а й г о р о д с к и й, Д.Я. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д.Я. Райгородский. Самара: БХАРАХ, 1998. 14. С е р о в а, Л.Г. Тесты для отбора персонала. Сер. «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 15. С т о л я р е н к о, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Сер. «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
2. Психология межличностных отношений
Л е к ц и я 7. Межличностные отношения и общение
7.1. Психология взаимодействия людей
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. В качестве единицы анализа в социальной психологии рассматривается ситуация взаимодействия двух и более людей. Это – взаимонаправленные действия индивидов. Социальное взаимодействие анализируется на двух уровнях: микро и макро. Взаимодействие людей друг с другом, в парах, в малых группах или межличностная интеракция – явления микроуровня. Макровзаимодействие связано с крупными общественными структурами, основными институтами общества: религией, семьей, экономикой. Социальная жизнь возникает и развивается, потому что существует взаимосвязь людей, создающая предпосылки взаимодействия их друг с другом. Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе. Человек – это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми. Единица взаимодействия называется транзакцией. Эрик Берн писал: «Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией». Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция взрослого – склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция ребенка – это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»). Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, конфликты, подчинение, ритуальное взаимодействие и др. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба – сильнейшее противоядие от всех напастей», – говорил Сенека. Формированию аттракции (привязанности, симпатии) способствуют приведенные ниже факторы. 1. Частота взаимных социальных контактов (большинство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет, учится, работает неподалеку). 2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привлекателен, как и они). 3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных качеств. Отличающиеся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают. 4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными. 5. «Эффект усиления»: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас. 6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений («мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», – указывал Аристотель). 7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам. 8. Нам нравятся те, кому нравимся мы. 9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие). 10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события. 11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает. Если двух и более многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, – формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии.
7.2. Психология общения
Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное. Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (пассажиры и т.п.). Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которые выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, врач – больной и т.д. Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т.д.). Деловое общение возникает в ситуации, когда интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (обман, псевдодоброта и т.п.). Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Условно можно выделить три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д. Практически для каждого важно уметь общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, слушали и слышали. В большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это его вина, если он не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная. Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении. Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний. Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности. Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас. Психологами определены несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке. Самоподача (самопрезентация) как механизм социального восприятия. Под этим механизмом понимается способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. К подобным механизмам социального восприятия относятся самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Этот механизм имеет большое значение для руководителей, преподавателей и др. Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности гласит: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными. Самоподача отношения. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы нам хорошо известны по приемам, используемым подхалимами. Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», являются достаточно простыми и всем доступными средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Указанная самоподача может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Средства общения. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). Речь как вербальное средство общения одновременно выступает и источником информации и способом воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: 1) значение и смысл слов, фраз; 2) речевые звуковые явления, к которым относятся темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр; 3) выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи и др.; разделитель звуки – кашель; нулевые звуки – паузы. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 % («Говорим голосом, беседуем всем телом», – говорил Публиций). Среди вербальных средств общения выделяют также похвалу, комплименты и поддержку. Невербальные средства общения изучают следующие науки: 1) кинесика (изучает мимику, жестику, пантомимику); 2) такесика (изучает прикосновения, поглаживания, отталкивания и др.); 3) проксемика (исследует расположение объектов общения в пространстве). Выделяют следующие зоны в человеческом контакте: интимная (15–45 см), в которую допускаются лишь хорошо знакомые люди; личная, или персональная, зона (45–120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами; социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в публичных помещениях; публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и т.д. Мимика – движение мышц лица, несет свыше 70 % информации. Лицо человека может сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что если глаза человека встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, значит он лжет. Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Все жесты можно разделить на пять групп. 1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. 2. Жесты-регуляторы выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, движения руками и пр.). 3. Жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (жесты, обозначающие «здравствуйте», «до свидания» и пр.). 4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, касания партнера, поглаживание). 5. Жесты-аффекторы выражают определенные эмоции через движение тела и мышц лица. В процессе общения используют множество видов жестов: жесты оценки (почесывание подбородка), жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды), жесты нервозности (переплетение пальцев рук), жесты самоконтроля (сведенные за спину руки), жесты ожидания (потирание ладоней), жесты отрицания (скрещенные на груди руки), жесты расположения (прикосновение к собеседнику), жесты доминирования (выставление больших пальцев напоказ), жесты неискренности (прикрывание рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд) и др. Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. По общим характерным чертам их можно объединить в три группы: доминантность – недоминантность; мобильность – ригидность; экстраверсия – интроверсия. Доминантный собеседник – человек жесткий, напористый, легко перебивает других, насмешлив, резок и груб. Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить собеседника. Мобильный собеседник с легкостью переключается с других занятий на общение. Речь его быстра, даже тороплива, проститься с ним так же легко, как и разговориться. Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно. В общении с ним надо поставить перед собой задачу долготерпения. Экстраверт весьма расположен к общению, он без общения скучает. Он любопытен ко всем сторонам жизни людей. Интроверт не склонен к внешней коммуникации. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух-трех собеседников, обычно похожих на него самого. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз. Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. К примеру, синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система зрительная (визуальная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в картинках. Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним. Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.п. Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т.д. Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т.д. Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их: – учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника; – позитивно формулировать свои цели общения; – понимать и учитывать цели и интересы собеседника; – быть гибким в общении; – проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника; – входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником; – своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.
7.3. Средства и методы психологического воздействия
Цель речевого воздействия – изменить установки или сформировать их, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя. Неоднократно предпринимались попытки выявить принципы и законы воздействия на людей, правила манипуляций и ухищрений. В частности П.С. Таранов описывает такие ухищрения: 1. Принцип «в качестве свиньи». Сильные мира сего иногда «прикармливают» людей, чтобы затем воспользоваться ими и отшвырнуть прочь: «Не верьте благодетелям!» 2. Принцип «всегда вдвоем». Люди добиваются успеха, если действуют вдвоем. Вывод: «никогда не иди один!», а с другой стороны: «остерегайся, если с тобой беседуют двое!» 3. Принцип «идиотизма». Создавая запутанные многовариантные ситуации с искаженной и неопределенной информацией, можно даже умного человека превратить в идиота. 4. Принцип «покажи товар лицом». Покажи достоинства объекта, его ценность и необычность. Покажи, что знатоки ценят объект, который ценен и малодоступен другим, и успех обеспечен. 5. Принцип «сделай, а потом отмени». Главное – максимально искренне вести себя на фазе делания, а потом и отмены: «извините, ошибся»; «виноваты обстоятельства». Первая информация, в которую поверили, первоначальное обещание все равно остается в памяти и продолжает влиять на поведение людей. Манипуляции людьми содействуют и знания о психологических законах. 1. «Жесты отчаяния»: люди, демонстрируя отчаяние максимально театрально, хотят своим отчаянием повлиять на других. 2. «Кратковременность совершенства»: быстрота и краткость события придают ему эффект «совершенства», не позволяя заметить «изъяны». 3. «Пример». Чтобы оказать более сильное воздействие на человека, надо показать ему наглядный пример, лучше из своей жизни. 4. «Слезы» – они располагают к себе человека. 5. «Хитрость или притворство». Притворяясь, создавая видимость, можно успешно ввести людей в заблуждение. П.С. Таранов вскрывает и некоторые противоречивые порывы человеческой души – феномены, способствующие манипуляциям. 1. Феномен «близкого расстояния». Нетрудно заметить, что стремясь уговорить, люди стараются подойти к вам поближе, даже иногда вплотную, прикасаясь к вам. 2. Феномен «двойного великодушия». Если люди видят великодушие какого-либо человека к кому-либо, то они столь же великодушны к лицу, проявившему его. 3. Феномен «искушения». Всякий раз, когда кто-то апеллирует к нашему благу, он искушает, т.е. перенацеливает нас: привлекает нас к чему-либо (например, «это наш шанс» и т.д.). 4. Феномен «обещания». Это безотказно действующий механизм манипуляций в политике, бизнесе, любви – орудие мошенников. Причем наблюдается удивительная закономерность: обещание тем притягательнее, чем оно невыполнимее. Вместо того чтобы понять: эти чудесные обещания никогда не могут быть выполнены в силу их нереальности и невозможности существования и, следовательно, – это чистейший обман, наивно доверчивые люди готовы отдать тому, кто обещает «райское завтра», свои реальные сегодняшние блага: свое имущество или деньги, свои голоса, свои силы и энергию. Эффекты манипуляции многообразны. Это, например, эффект «внимания». Одинокий человек на многое готов ради внимания. В производственной сфере на производительность труда влияет внимание к персоналу. Эффект «края» – лучше запоминается начало или конец разговора. Эффект «нарочитой правдивости» – сообщается чуть больше правды, чем это обычно бывает. Эффект «отвлечения внимания» – чтобы осуществить желаемое действие, против которого будет возражать собеседник, надо переключить его внимание на какое-то иное событие или действие и реализовать задуманное. Чем более странным или безумным будет ваш «отвлекающий маневр», тем выше вероятность успеха. Таким образом, осуществление определенных манипуляций позволяет оказать мощное воздействие на поведение или состояние другого человека вопреки его желанию и помимо его разума и понимания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие формы межличностного взаимодействия выделяют? 2. Укажите позиции, которые, по мнению Э. Берна, создают реальный процесс взаимодействия. 3. Перечислите и опишите факторы, которые способствуют формированию аттракции. 4. Назовите наиболее типичные формы межличностного общения. 5. Какие три стороны общения можно выделить? 6. Опишите типовые схемы, по которым строится образ другого человека. 7. Назовите вербальные средства общения. 8. Что относят к невербальным средствам общения? 9. Какова роль жестов в процессе общения? 10. К какой из групп собеседников (доминантный – недоминантный, мобильный – ригидный, экстраверт – интроверт) вы отнесли бы себя и почему? 11. Каковы основные положения теории общения? 12. Какая репрезентативная система характерна для вас? 13. Какие ухищрения и правила манипуляций существуют для воздействия на сознание людей? 14. Назовите феномены, способствующие манипуляциям.
Л е к ц и я 8. Межличностные конфликты
8.1. Типы конфликтов и причины их возникновения
В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, альтернатив или проблем, дает дополнительную информацию. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, называют конструктивными; препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений – деструктивными. Позитивная функция конфликта состоит в том, что он способствует определенному движению вперед, предотвращает застой; формирует новые отношения; способствует самоутверждению личности; создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; ускоряет рост сплоченности группы. К признакам деструктивного конфликта относят его расширение; эскалацию; увеличение потерь, которые несут участники конфликта; рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников. Существуют пять основных типов конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный. Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Одна из наиболее распространенных форм конфликта, связанного с работой в организации – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе и т.п. Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Его причинами являются несходство характеров, борьба за ограниченные ресурсы (на производстве), различные точки зрения на дисциплину и загруженность у руководителя и подчиненного и т.п. Конфликт между личностью и группой может иметь место там, где член группы не соблюдает нормы поведения и общения, предписываемые неформальной группе. Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем, чей стиль руководства не устраивает группу. Межгрупповой конфликт может возникать между формальными и неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между руководством и исполнителями, между администрацией и профсоюзом и т.п. Межгрупповые конфликты сопровождаются: – проявлениями деинвидуализации, т.е. члены группы приписывают негативное поведение членам другой группы; – проявлениями межгруппового сравнения: положительно оценивают свою группу и дают отрицательную оценку чужой группе; – проявлениями групповой атрибуции, т.е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». Социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных субъектов и т.п. По длительности протекания конфликты делят на кратковременные и затяжные, по источнику возникновения – на объективно и субъективно обусловленные. Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями: 1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, заявлений и т.п.; 2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него; 3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался. Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие причины конфликтов: социально-экономические как порождение социально-экономических противоречий; социально-психологические – потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; социально-демографические – различия в установках, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях: – распределение ресурсов, как правило, ограниченных; – взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи; – различия в целях. Цели отдельных работников, отделов, производственных подразделений нередко не совпадают, являясь источником конфликтов; – различия в способах достижения целей. У руководителя и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, даже при отсутствии противоречивых интересов; – неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта; – различия в психологических особенностях. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В общем для обеспечения совместимости с другими людьми требуется три основных качества характера: 1) способность критически относиться к себе; 2) терпимость к другим; 3) доверие к другим. Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой тень конфликта. Считается, что восемьдесят процентов конфликтов возникает помимо желания их участников. И главную роль в возникновении конфликтов играют слова, действия (или бездействие) – так называемые конфликтогены, могущие привести к конфликту. Причем разжиганию конфликта способствует такая закономерность, как эскалация конфликтогенов, т.е. на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным из всех возможных, испытываем желание «проучить» обидчика как можно сильнее, больнее, обиднее, проявляем ответную агрессию. Первый конфликтоген часто бывает непреднамеренным, ситуативно случайным, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов – и конфликт состоялся.
8.2. Психологические особенности конфликтного поведения
Развитие конфликта всегда сопровождается изменением психологии его участников. Это затрагивает аналитические действия, процесс принятия решений, эмоциональное состояние и направленность памяти, социальные установки людей. Все это находит выражение в изменяющемся поведении участников конфликта. Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки, совершенно немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию сильнейших негативных эмоций, таких, как гнев, ярость. Происходят также серьезные искажения в субъективных образах участников происходящего противоборства. Очень часто в ситуации конфликта люди неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, намерения и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся: – иллюзии собственного благородства. В конфликтной ситуации нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу; – поиск соломинки в глазу другого. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого; – двойная этика. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные; – упрощение ситуации. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтвержда-
ло общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны. Ловушка собственной предвзятости приводит к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается. Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие жестко отстаивают собственную точку зрения. Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», поведение «собеседника», поведение «мыслителя». В зависимости от типов личности, включенных в конфликт, он может протекать по-разному. «Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Активность людей этого типа способствует увеличению длительности конфликта. Их потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. Для «собеседника» характерен лозунг «Лучше плохой мир, чем хорошая война». Главное для него – общение с людьми. «Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомых у них достаточно велик, что компенсирует для них близкие отношения. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они разрешают конфликт так, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. «Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!» «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. «Мыслитель» хорошо продумывает логику поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтную ситуацию, но более уязвимы в близких отношениях, где и степень вовлеченности в конфликт очень высока.
8.3. Структурные и межличностные способы управления конфликтами
Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, т.е. изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами. Представители административного направления считают, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы управления конфликтами. 1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работ. 2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. 3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. 4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников конфликта. Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения. Психологи выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях: конкуренцию, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Стиль конкуренции. Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать ваше решение проблемы. Данная стратегия может быть эффективна в том случае, если вы обладаете определенной властью. Стиль уклонения используется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем при выработке стратегии решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете применять этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого и не очень существенен для вас. Стиль сотрудничества характеризуется как наиболее эффективный и трудный. Если вы понимаете, в чем состоит причина конфликта, то имеете возможность вместе искать новые альтернативы или вырабатывать приемлемые компромиссы. Обе стороны должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы в сложных и конфликтных ситуациях. Стиль компромисса. Вы немного поступаетесь своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как и при сотрудничестве, вы не ищете скрытые мотивы. Вы рассматриваете только те пожелания, о которых говорите друг другу. Важно понять, что каждый из описанных выше стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как лучший. Выбор стиля будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера. Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов: возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях; осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников; собственно конфликтное взаимодействие; исход (разрешение) конфликта. 2. Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. 3. Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы. 4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Именно в интересах находится ключ к решению проблемы. 5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям. 6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. 7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. 8. Придерживайтесь правила «эмоциональной выдержки». Осознавайте и контролируйте свои чувства. В конфликте существует свой кодекс поведения, знание основных правил которого поможет вам сохранить возможного партнера. 1. Дайте партнеру «выпустить» пар. Во время «эмоционального взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. 2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. 3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета, напомните о чем-то приятном. 4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах, к примеру, не говорите: «Вы меня обманываете», а лучше: «Я чувствую себя обманутым». 5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. 6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. 7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не задевайте его достоинства. 8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. К примеру: «Вы хотели сказать…? и т.д. 9. Держитесь как на острие ножа в позиции на равных. 10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. 11. Ничего не надо доказывать. 12. Замолчите первым. 13. Не характеризуйте состояние оппонента фразами типа: «А чего ты нервничаешь, чего злишься?» 14. Уходя, не хлопайте дверью. Не говорите оскорбительных слов «под занавес». 15. Говорите, когда партнер остыл. 16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения. Выразите свое уважение и расположение партнеру (оппоненту, клиенту) и выскажите соглашение по поводу возникших трудностей. В конфликтной ситуации запрещается: критически оценивать партнера, приписывать ему низменные или плохие намерения, демонстрировать знаки превосходства, обвинять оппонента, игнорировать его интересы, уменьшать заслуги партнера и его вклад, преувеличивать свои заслуги, раздражаться, задевать уязвимые места партнера, обрушивать на него множество претензий. Каковы же пути предотвращения конфликтов на межличностном уровне общения? Возьмем, к примеру, семейные, в частности, супружеские взаимоотношения. Вот некоторые рекомендации по предотвращению семейных ссор. 1. Если чувствуете, что созреваете для конфликта, найдите дело за пределами квартиры. 2. Дайте возможность уставшему супругу (супруге) «разрядить» отрицательные эмоции. 3. Не обнажайте перед посторонними свои конфликты, противоречия. 4. Не позволяйте вмешиваться в конфликт ни родителям, ни собственным детям, ни тем более посторонним. 5. Старайтесь не обобщать и не вспоминать прежние промахи. 6. Не позволяйте даже в пылу ссоры бранных слов. 7. Если в ходе ссоры вы поняли, что действительно неправы, будет самым уместным признать свою вину. 8. Если партнер не идет на примирение, прекратите разговор. 9. Если спор грозит семейной катастрофой, попытайтесь пересилить себя и признать свою вину.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое конфликт? 2. Какие типы конфликтов выделяют? 3. С какими условиями связано начало конфликта? 4. В чем отличие внутриличностных и межличностных конфликтов? 5. Могут ли конфликты быть полезными? 6. Каковы основные причины конфликтов в организации? 7. Какие качества характера требуются для обеспечения совместимости с другими людьми? 8. Что можно отнести к типичным искажениям восприятия в ситуации конфликта? 9. Какие психологические различия могут способствовать появлению конфликта? 10. Что такое структурные и межличностные способы управления конфликтами? 11. Какие рекомендации по разрешению конфликтов вы можете взять себе на вооружение? 12. Какие типы конфликтных личностей обостряют протекание конфликта? 13. Почему при разрешении конфликта недостаточно исчерпать инцидент? 14. Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, положения кодекса поведения в конфликте. 15. Назовите наиболее эффективные, по вашему мнению, рекомендации по предотвращению семейных конфликтов.
Л е к ц и я 9. Взаимодействие людей в малых группах
9.1. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. За нижнюю границу размеров малой группы принимают триаду, т.е. три человека, поскольку в группе из двух человек – диаде – групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5–9, но не более 12 человек. В меньших по размеру группах быстрее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на микрогруппы. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. Наиболее распространенными являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; 2) деление их на «формальные» и «неформальные»; 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Первичными являются наименьшие по размеру группы (семья, группа друзей и т.п.), ко вторичным относят единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет. Среди малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Согласно теории Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Примерами таких групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Референтными группами в отличие от реальных групп членства называют такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, другими словами, референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его. По времени существования выделяются группы временные (соседи по купе в поезде) и стабильные (семья, учебные и трудовые группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участия в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые. Качественными признаками малой группы являются контактность и целостность. Контактность – возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность – социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. Каждая группа имеет свою структуру, которая основывается на трех основных принципах: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики, половозрастной состав. Часто трудно определить, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека. Человек, играющий роль, к примеру, руководителя, должен понимать, чего от него ждут окружающие. Часто бывает, что самооценка и оценка окружающими очень расходятся, поэтому руководителю рекомендуется время от времени корректировать свое поведение. Второй принцип в социальной структуре группы – профессионально-квалификационные характеристики: образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Третий принцип – половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать при формировании группы. Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы, к примеру, более эмоциональны, мужские группы более прагматичны, жестки, инертны. К отличительным признакам малой группы относятся: 1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов; 2) наличие постоянной цели совместной деятельности; 3) наличие в группе организующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе); 4) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение и т.п.); 5) наличие эмоциональных отношений между членами группы; 6) выработка специфической групповой культуры.
9.2. Динамические процессы в малой группе
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Важнейшими из динамических процессов, происходящих в группе, являются следующие. Прежде всего, процесс образования малых групп, включая феномен группового давления. Далее, это процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений. Психологические механизмы формирования малых групп могут быть различны. Образование формальных групп происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями людей объединиться в рамках именно данной конкретной группы. Вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с его потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности. Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (приспособленчества). В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринимается индивидом как конфликт. Противоположными конформности являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п. Впервые модель конформности была продемонстрирована в 1951 г. в экспериментах американского психолога С. Аша. Эксперимент заключался в следующем. Группе студентов предлагалось определить, какой из трех отрезков прямой, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». По предварительному сговору с экспериментатором группа, кроме одного, не знавшего о сговоре, давала заведомо неверные ответы. Последним отвечал «наивный субъект». В эксперименте С. Аша более одной трети (37 %) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно. Конформизм может быть внешним, когда индивид, не меняя своего мнения, изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, и внутренним, когда индивид, доверяя информации, изменяет свое мнение, т.е. принимает новую точку зрения. На степень выраженности конформизма оказывают влияние такие факторы, как пол (женщины более конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус, психическое и физическое состояние. Второй стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В русле социометрического направления сплоченность прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. Американским психологом Дж. Морено были предложены социометрический способ выявления межличностных отношений в группе – социометрический опрос и техника их фиксирования, которая и была названа социометрией. Этот метод предлагает проведение опроса членов группы по принципу «С кем бы ты хотел…». Этот вопрос может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений. При социометрическом опросе выявляется тяготение одного человека к другому, которое выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанности. Процедура социометрического опроса выглядит следующим образом: члены группы получают инструкции, в которых заложен социометрический критерий; исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, предпочесть или отвергнуть друг друга. Например: кого из членов вашей группы вы хотели бы увидеть в составе новой группы в случае расформирования прежней (назовите три фамилии), кого не хотели бы (назовите три фамилии). Полученные письменные ответы обрабатываются и представляются в виде социометрических матриц (социограмм). Социограмма – это рисунок, на котором члены группы изображаются условными знаками (геометрическими фигурками), а их выборы – стрелками. Социометрический статус члена группы – это положение, которое он занимает в системе межличностных отношений. Люди, которые получают наибольшее число выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, считаются «звездами». Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов, то – к категории «изолированных», если получил только одни отклонения, то – к категории «отвергаемых». Следует иметь в виду, что для каждого индивида имеет большое значение удовлетворенность своим положением в группе. Эта удовлетворенность рассчитывается с помощью специального коэффициента, получаемого в результате деления числа взаимных выборов на число выборов, сделанных данным индивидом. Формирование групповой сплоченности характеризует степень приверженности к группе ее членов. Буквально сплоченность определяется как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. С точки зрения деятельностного подхода сплоченность следует рассматривать в качестве меры единения, которое вызвано осознанием общности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи. В рамках концепции А.В. Петровского, структуру малой группы представляют как состоящую из трех слоев (страт): на первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов; на втором – совпадением у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности; на третьем – разделением всеми членами группы общих целей групповой деятельности. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. По мнению известного российского психолога Б.Р. Парыгина, понятие «социально-психологический климат группы» отражает характер отношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится лидер группы. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Исходя из ее важности в системе профессиональных знаний, мы рассмотрим ее особо, в рамках отдельной лекции, не делая на данной проблеме акцент при характеристике динамических процессов в малых группах. С проблемой лидерства и руководства тесно связан процесс принятия группового решения. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно. Исследуя проблему принятия группового решения, социальная психология должна ответить на следующие вопросы: что такое групповое решение? Какую роль в процессе принятия группового решения играет предшествующая ему дискуссия? Всегда ли групповое решение лучше, чем индивидуальное, и если да, то в каких случаях оно лучше? Каковы последствия для группы и каждого ее члена при принятии общего решения? Так, наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. К примеру, эксперимент К. Левина по сравнению эффективности воздействия на мнение группы (домохозяек) традиционной формы (лекции) и новой формы (выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии) показал, что в группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3 % изменения мнений, а в группах, где прошли групповые дискуссии, – 32 %. Что касается вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений, то при исследовании его был обнаружен чрезвычайно интересный феномен, получивший название «сдвиг риска». Предполагается, что группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Однако это положение не подтвердилось в тех случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Групповое решение приводит вообще к сдвигу выбора, т.е. к известной поляризации мнений в группе. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полосами. Что касается качества принимаемого решения, то здесь можно отметить следующее: на фазе разработки выигрывают групповые решения. Нередко «группомыслие» приводит к тому, что очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Данный феномен (группомыслие) снижает качество групповых решений (решение о вторжении на Кубу, о введении войск в Афганистан и др.). К показателям эффективности групповой деятельности можно отнести ее продуктивность и удовлетворенность членов группы совместной групповой деятельностью. К критериям групповой эффективности относят также такой критерий, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания). Следует подчеркнуть, что так же, как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.
9.3. Развитие малой группы
Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Реальные группы в определенном смысле «проживают» свою собственную жизнь. Постоянно изменяясь, группа, тем не менее, сохраняет себя как некоторая целостность, т.е. воспроизводит себя. Чтобы был понятен характер изменений на разных стадиях ее существования, необходимо рассмотреть проблему развития группы. Данная проблема получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии, или уровни, в этом движении. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским. Коллектив рассматривается как организованная группа людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных отношений в процессе труда. Коллективы можно классифицировать по различным признакам: по основной цели (производственные, спортивные, учебные, военные и др.); размеру (большие и малые); сложности (трех-, двух-, и одноуровневые) и т.д. Производственный коллектив выполняет четыре функции: целевую – основная функция, ради чего создан коллект
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |