Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор морской перевозки




Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора мор­ской перевозки. «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доста­вить груз, который ему передал гаи передает отправитель, в порт назначения и выдать его яйцу, обладающему правом на получение груза, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт.) ((КТМ) РФ).

Договор морской перевозки может заключаться с условием предоставления всего судна или его определенных помещений, либо без такового условия.

Закон допускает только письменную форму договора морской перевозки. Наличие и содержание такого договора может подтверждаться чартер-партией, коносаментами и другими письменными формами.

Моментом заключения договора морской перевозки является акцепт одной сторо­ной твердой оферты другой стороны таким образом, любая письменная форма соглашения о морской перевозке признает­ся договором морской перевозки, если она содержит все существенные условия договора.

В полной форме чартер-партии детально оговаривают содержание договора и вза­имные обязательства сторон: наименование и технико - эксплуатационные характери­стики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т. д. Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на период данной сделки. На практике для оформления договора используют типовые проформы чартеров. В на­стоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные грузопотоки массовых грузов,

■ Договор морской перевозки массовых грузов с представлением части судна обычно оформляется в виде берс-нот (berth note).

В том случае, когда ш трамповом судоходстве судно отфрахтовано на перевозку партии груза, не обеспечивающей полной загрузки судна, перевозчик старается полу-

чить дополнительный гpуз и погрузись его на том же причале, на котором производит­ся погрузка судна. Договор на перевозку таких дополнительных партий груза оформ­ляется в форме берс-нота. В линейном судоходстве эта форма договора может приме­няться в том случае, когда количество генеральных грузов в каком-то направлении не­достаточное, но есть возможность догрузить судно массовым грузом, перевозимым не на линейных условиях, а на условиях, схожих с чартерными перевозками на трамповых судах, Берс-нот составляет и подписывает перевозчик или его агент в нескольких эк­земплярах и в форме письма его направляют грузоотправителю, последний подтвер­ждает своей подписью условия перевозки, изложенные в берс-ноте. Эти условия, как правило, аналогичны условиям букинг-нота, но может быть включен и ряд дополни­тельных условий перевозки.

При перевозке ценных мелкопартионных грузов в линейном судоходстве офертой грузоотправителя является букинг-нота (booking note), направленная перевозчику. Ак­цепт букинг-ноты перевозчиком или его агентом означает факт заключения договора линейной перевозки.

Надлежаще оформленная букинг-нота должна содержать: наименование отправите­ля и перевозчика, количество и род груза, название судна, предполагаемое время от­грузки нормы погрузки и выгрузки, ссылку на стандартные условия договора, установ­ленные линейным перевозчиком.

Как в перевозках по чартеру, так и в линейном судоходстве по требованию грузоот­правителя ему выдается коносамент в качестве ценной бумаги — товарораспорядитель­ного документа2. Одновременно коносамент является распиской перевозчика в приеме груза и одним из доказательств наличия договора морской перевозки. Роль коносамента в различных видах судоходства различается: в линейном судоходстве в коносамент вклю­чается текст договора морской перевозки. В коносаменте, выданном на основании чарте­ра, обычно содержится ссылка на чартер, которая делает обязательными для держателя коносамента условия чартера при приеме коносамента как ценной бумаги.

Реквизиты коносамента определены КТМ РФ и должны содержать:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки и дата приема груза к перевозке;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки;

5) наименование получателя в той или иной форме;

6) наименование груза, число мест и количество, данные, необходимые для иден­тификации конкретной партии груза;

7) внешнее состояние груза и упаковки;

8) фрахт и условия его оплаты;

9) время и место выдачи коносамента;
10} число оригиналов коносамента;

11) подпись перевозчика или его отправителя.

Линейный коносамент содержит текст условий договора морской перевозки груза, которые в отличие от чартер-партии разрабатывается линейной компанией (конферен­цией) односторонне, без согласия с грузоотправителем, они являются едиными для всех отправителей и действуют в течение длительного времени.

Важной особенностью перевозок по коносаменту является то, что линейные компа­нии, как правило, принимают груз к перевозке заблаговременно до подхода судна (обеспечивают его хранение на своих складах, производят комплектацию судовых пар­тий и подготовку грузовых документов). Погрузка-выгрузка оплачивается судовла­дельцем и организуется на причалах линии. Особым видом договора морской перевоз­ки является договор, предусматривающий перевалку груза в промежуточном порту до его доставки в порт назначения. Такой договор оформляется сквозным коносаментом. Его применяют обычно в линейном сообщении, когда перевозчик принимает груз с обязательством доставить в пункт назначения, до которого не следуют суда данной ли­нии, Таким образом, в пути следования производят перевалку груза на другое судно, которое может принадлежать как тому же, так и другому перевозчику, с которым пер­воначальный перевозчик находится в соответствующих договорных отношениях.

Линейные компании принимают к перевозке грузы также н на те порты данного района, которые не обслуживаются ими непосредственно. В этих случаях также оформляют прямой или сквозной коносамент, и перевозчик принимает на себя обяза­тельство произвести в каком-либо порту по пути следования судна перевалку указан­ного в коносаменте груза на другое судно (своей или чужой компании), следующее в порт назначения товара. Сквозной коносамент, таким образом, освобождает грузовла­дельца от забот по организации перегрузки и дальнейшей отправки груза в порту (пор­тах) перевалки. Кроме того, он дает возможность грузоотправителю после отправки товара на судне первого перевозчика оперировать с коносаментом так, как если бы груз был отправлен морем без перевалки в пути. Оплата перевозки складывается из базисной ставки на порт перевалки и специальной надбавки за рендж.

Доставка товаров по сквозному коносаменту осуществляется на основе соглашения между компаниями-участниками перевозки. Каждый из партнеров несет ответствен­ность за перевозку и перевалку груза на своем участке, но ответственность перед гру­зовладельцем несет перевозчик, выдавший сквозной коносамент. Соглашение преду­сматривает и распределение общей суммы фрахта. При этом в зависимости от заинте­ресованности разных компаний в расширении перевозок распределение фрахта между ниши может значительно отклоняться от действительной степени участия каждого в обеспечении доставки груза. Международная морская конференция ИМО разработала типовую проформу коносамента для сквозных морских перевозок.

Современным, наиболее эффективным способом доставки грузов, является комби­нированная (интермодальная, мультимодальная) перевозка. Существо такой перевозки заключается в том, что один перевозчик (оператор комбинированной перевозки, ОКП) в рамках одного договора осуществляет доставку груза от отправителя до получателя «а различных видах транспорта, включая все вспомогательные операции и полное экс­педиторское обслуживание. Вся транспортировка оформляется одним документом (до­кументом комбинированной перевозки, Combined Transport Document, коносаментом комбинированной перевозки ФИАТА, B.L. FIATA) и оплачивается одной сквозной провозной платой.

В качестве ОКП обычно выступают крупные экспедиторские компании, однако в дого­воре комбинированной перевозки они теряют статус экспедитора, а выступают как «дого­ворный перевозчик», и несут ответственность перед грузовладельцем за сохранность груза в объеме, предусмотренном договором перевозки, а не транспортной экспедиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.