Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и определения безопасности

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Для технических объектов, управляющих ответственными процессами, характерно появление в результате отказов аварийных или опасных ситуаций. К этим объектам можно отнести системы управления атомными электростанциями, системы управления космическими аппаратами, различные транспортные системы, в том числе системы железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ).

Определенного вида отказы в СЖАТ в некоторых поездных ситуациях могут приводить к нарушению безопасности перевозочного процесса. К таким отказам относятся отказы, приводящие к ложному появлению на светофоре более разрешающего огня, самопроизвольному переводу стрелок, появлению ложной информации о свободности путевых и стрелочных участков.

В соответствии с ОСТ 32.17-92 «Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Термины и определения.» различают два вида неработоспособного (непредельного) состояния СЖАТ: защитное и опасное.

Защитное состояние - неработоспособное состояние системы, при котором значения всех параметров, характеризующих ее способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Опасное состояние – неработоспособное состояние системы, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего её способность выполнять заданные функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативно- технической и (или) конструкторской документации.

В соответствии с приведенными определениями различают также защитные и опасные отказы. Защитный отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния системы при сохранении защитного состояния. Опасный отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного и защитного состояний.

 

Разделение отказов на опасные и защитные дает возможность при построении системы сконцентрировать внимание в первую очередь на защите от опасных отказов, что способствует повышению безопасности и уменьшению объёма избыточной аппаратуры.

Безопасность СЖАТ – свойство системы непрерывно сохранять исправное, работоспособное или защитное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. При анализе и синтезе безопасных систем используют определенные критерии опасных отказов – признаки или совокупности признаков опасных состояний системы. Данные критерии устанавливаются для конкретных СЖАТ и их элементов.

При исключении опасных отказов в СЖАТ используются определенные концепции безопасности. Они позволяют получить заданный уровень безопасности. Этот уровень определяется показателями безопасности. Отмеченные понятия определяются следующим образом [1].

Показатель безопасности – количественная характеристика свойства безопасности. Под концепцией безопасности понимается совокупность положений, в соответствии с которыми строится система, отвечающая требованиям безопасности. Уровень безопасности представляет собой совокупность требований к системе, определяемую предельными значениями показателей безопасности. Безопасная система – система, построенная в соответствии с определенной концепцией безопасности и удовлетворяющая заданному уровню безопасности.

Концепция безопасности имеет фундаментальное значение, поскольку на её основе устанавливается критерий опасного отказа системы. Она зависит в основном от свойств элементной базы, используемой для построения системы. Так, одна из распространенных концепций безопасности для микроэлектронных систем состоит в том, что одиночные дефекты аппаратных и программных средств не должны приводить к опасным отказам, а должны обнаруживаться с заданной вероятностью на рабочих и тестовых воздействиях не позднее, чем в системе возникнет второй дефект.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Испытание программных продуктов (анализ) | Показатели безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.