Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы системы менеджмента качества (СМК)




Высокое качество товаров и услуг является необходимым условием нормального функционирования предприятия любой формы собственности в условиях рыночной экономики. С этой целью ведущие мировые компании внедряют и поддерживают в рабочем состоянии систему менеджмента качества (СМК), предназначенную для постоянного улучшения деятельности предприятия с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Восемь принципов управления качеством были определены в международных стандартах ИСО 9000 версии 2000 года для того, чтобы высшее руководство различных организаций могло положить их в основу своей повседневной деятельности. Причем СМК стало одной из основных подсистем системы управления организацией. Если эти принципы реализуются без искажений, то успех деятельности предприятия, повышение качества его корпоративной культуры во многом гарантирован. Во всяком случае, так показывает опыт компаний, в которых реализованы эти принципы [18].

Ниже мы кратко остановимся на этих принципах, но при дальнейшем изложении материала, мы будем часто возвращаться к ним, при рассмотрении вопросов управления организации:

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к управлению

Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель/

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации,

и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Все эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для создания эффективных систем управления предприятиями.

2. Возрастание инновационного потенциала менеджмента. Будущее может иметь сегодня лишь та фирма, в которой процессы управления направлены не только на решение текущих проблем, но и на формирование инновационного потенциала в расчете на перспективу. Если фирме присуще стремление к обновлению, поиск более совершенных форм и методов управления, мониторинг социально-экономической обстановки и адаптация системы управления к новым условиям, значит, она развивается.

3. Современной заметной тенденцией менеджмента является профессионализация управления. Она заключается не только в профессиональной подготовке менеджеров и обеспечении им соответствующего уровня образования, но и в таком построении организации управления, которое обеспечит восприимчивость к профессионализму. Это означает наличие творческой социально-психологической атмосферы, мотивирование самостоятельности и ответственности, вдумчивая работа с персоналом, рациональное распределение полномочий (степень централизации, учет уровня профессионализма), система непрерывного образования, внутреннее консультирование, рациональное распределение нагрузки, техническое обеспечение современных технологий управления.

4.Диверсификация менеджмента — увеличение количества и изменение качества альтернатив достижения эффективного управления, увеличивающееся разнообразие вариантов построения системы, механизма и процесса управления, комбинации вариантов, позволяющие решать принципиально новые проблемы развития. Необходимость диверсификации менеджмента определяется растущей сложностью возникающих проблем, обостряющейся потребностью эффективного использования ресурсов управления, процессами диверсификации объектов управления. Возможность диверсификации менеджмента обусловлена развитием социально-экономических наук, информационных технологий, профессионализацией управления.

5. Информационные технологии управления придают новое качество управленческой деятельности. Меняется система коммуникаций, возникают противоречия, которые рождают новые подходы в управлении. Эти противоречия строятся на борьбе между возможностью отчуждения от человеческих контактов, которые заменяются обширным информационным полем (проблема манипулирования сознанием), и возрастании потребностей в личных контактах, позволяющих соединять мысли и чувства, гуманизировать управление, понимать истинный смысл деятельности.

6. Акцент управленческой деятельности все больше и больше в будущем будет смещаться в область культуры: управления культурой и культуры управления. Это повлечет за собой изменение всех методологических установок управления. Главный результат управления будет рассматриваться не с позиций производства продукта потребления, а с позиций изменения культуры: нравственные ценности, совесть, душевность, интеллектуальность и др.

7. По своему характеру и содержанию менеджмент будущего все в большей степени будет креативным менеджментом, т.е. творческим, преобразующим, исследовательским.

8. Методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

9. Формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, кризисное управление, менеджмент качества и пр. По всем этим видам специального менеджмента написаны отдельные учебные пособия. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в большой мере прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.

10. Возрастает роль менеджеров по управлению человеческими ресурсами. Анализ деятельности ведущих мировых компаний показывает, что успех их работы в условиях постоянного изменения параметров внешней среды и высокой конкуренции, во многом зависит от эффективности управления человеческими ресурсами. В связи с этим в последнее время значительно возросла роль менеджеров по управлению человеческими ресурсами, которые принимают все большее участие в жизни организации.

Как и прочие высшие руководители, менеджер, отвечающий за человеческие ресурсы, должен заботиться о правильном понимании потребностей предприятия, которые могут существенно меняться.

Менеджеры по управлению человеческими ресурсами должны хорошо разбираться в современных принципах управления компаниями. Но они также должны хорошо разбираться и в современных принципах организаций компаний и взаимодействии их между собой, так как от этого также зависят методы эффективного управления человеческими ресурсами в этих компаниях.

Рассмотренные тенденции действуют в совокупности и определяют многие черты современного менеджмента.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.