Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и ее характерные черты

Курс лекций

Концепции современного естествознания
Введение

 

Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. На многие конкретные вопросы той или иной профессии дают ответ специальные науки, но часто они не отвечают на более глобальные вопросы: как устроен окружающий нас мир в целом, каким фундаментальным законам подчиняется природа, что представляют собой жизнь, разум, человек и его место во Вселенной.

Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии в науки, основное содержание дисциплины составляет целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте.

 

Глава 1. Естественнонаучное познание

 

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Наука – одна из форм общественного сознания. За две с половиной тысячи лет своего существования нау­ка превратилась в сложное, системно организованное образова­ние с четко просматриваемой структурой. Основными элемен­тами научного знания являются:

1) твердо установленные факты;

2) закономерности, обобщающие группы фактов;

3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изу­чаемых объектов;

5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Выделяют следующие функции современной науки:

1) описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;

2) систематизирующая – встраивание объективных знаний в систему;

3) объяснительная – объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;

4) производственно-практическая – возможность применения полученных знаний на практике;

5) прогностическая – возможность научного предвидения явлений в будущем;

6) мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира.

Соотношение науки и вненаучного знания. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем по­нятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но существует немало видов знания, источником которых явля­ется не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, лженаучные, игровое познание, религиозное откровение и т.д.

Религия (вера) - важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и эле­мент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосред­ственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положе­ний, норм, истин. Вера проявляется в состоя­нии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения, требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.

Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками:

1) научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;

2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их свое­образные аналоги — идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);

3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фикса­ция и предъявление строгих требований к методам познания;

4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение по­нятий;

5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познаю­щего субъекта, безусловную воспроизводимость;

6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по ко­торым эти явления существуют.

В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.

В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.

Антисциентисты считают, что наука (научное познание), безусловно, является одной из форм по­стижения бытия, но она выражает собой лишь ог­раниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не каса­ется бытия в целом. Наука не может претендовать на «чистое» описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой, прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит предпо­сылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных мето­дик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, согласно антисциентизму, наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпрета­ции) мира.

Классификация наук. К настоящему времени наука превратилась в весьма слож­ную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации — дисциплинарный.

По предметному своеобразию все научные дисциплины де­лятся на три большие группы: естественные, общественные и технические.

Предметная область естественных наук (физики, химии, био­логии, геологии и др.) охватывает все доступные человеку при­родные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей.

Общественные науки имеют дело с той частью бытия, которая включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные органи­зации и институты и т.д. В совокупности общественных наук принято выделять соци­ально-научные и гуманитарные дисциплины (эконо­мика, социология, политология, демография, этнография, антро­пология). Разделение это не строгое и не однозначное, но тем не менее имеющее под собой серьезное основание.

В дисциплинарной структуре научного знания особое место занимают науки технические. К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований — техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная сто­роны человеческой деятельности. Главной особенностью технических наук считается то, что конечной их целью выступает не по­знание истины о природных процессах, а эффективное использо­вание этих процессов в производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть технического знания может быть отнесена к разряду прикладного, которое принято отличать от зна­ния фундаментального.

Соотношение фундаментальных и прикладныхнаукобычно выражают противопоставлением «знания, что» «знанию, как». За­дача прикладных наук — обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его конечный продукт до по­требителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коэффициент собственности, коэффициент заемного капитала, коэффициент финансовой зависимости | Структура естественнонаучного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.