Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация и качество продукции




Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя. ИСО 8420:1994 Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные или предполагаемые потребности.

Согласно ГОСТ 15467-79 ≪Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения≫ Качество продукции – это совокупность свойств, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением. В ХХ в. использовались сочетания слов: ≪технический уровень и качество≫, ≪надёжность и качество≫, а теперь все чаще слышим ≪качество и конкурентоспособность≫. Если прежде внутренняя сущность объекта сопоставлялась с его собственными внешними проявлениями, особенностями, то теперь качество объекта в целом сопоставляют с тем, как он воспринимается на рынке В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 установлено определение термина «качество»:степень соответствия присущих характеристик требованиям ≫.

Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики и требования (потребности). Объект – то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом качества может быть деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо, а также любая комбинация из них.

Примером подобной комбинации является такое всеобъемлющее свойство, как ≪качество жизни≫. За рубежом, а в последнее время и в нашей стране все чаще проблему защиты интересов и прав потребителей стали рассматривать именно с позиции ≪качества жизни≫. Это понятие включает целый ряд аспектов процесса удовлетворения человеческих потребностей:

- качество товаров и услуг, охрана среды обитания;

- обеспечение физического и морального здоровья, качество образования и пр.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Продукция и услуги обладают совокупностью отличительных свойств - характеристик. Характеристики могут быть качественными и количественными.

Требования - это, прежде всего, потребности. Существует иерархия потребностей. В ее основании лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) потребности в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эстетические, социальные потребности. Вершину пирамиды составляют потребности развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению).

Поставщики должны обеспечивать удовлетворение потребностей. Достижение высокой удовлетворенности потребителей основа политики качества поставщика. Чтобы успешно конкурировать, необходимо своевременно предвидеть малейшие изменения в предпочтениях потребителей, т.е. надо знать предполагаемые, перспективные потребности.

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Параметры качества могут иметь количественные характеристики (например, значение массы или геометрические размеры) и качественные (оцениваемые органолептически, например, цвет продукта или его оттенки, или характеризуемые понятием ≪годен - негоден≫, способ настройки или регулировки технических устройств: ручной, дистанционный). Многие показатели качества продукции являются функциями её

параметров. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции.

Классификация показателей качества

По количеству характеризуемых свойств: единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции. Могутотноситься как к единице продукции, так и к совокупности единиц однороднойпродукции, например: наработка изделия на отказ (часы), мощность или максимальная скорость движения.

Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности изделия, который характеризует два свойства – безотказность и ремонтопригодность.

Интегральные показатели отражают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию.

По характеризуемым свойствам: показатели назначения характеризуют свойства продукции,определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, иобусловливают область ее применения. Они подразделяются на:

- показатели функциональной и технической эффективности (производительность оборудования, прочность материала);

- конструктивные(габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости);

- показатели (процентный состав материалов, концентрация примеси).

Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Безотказностьпоказывает свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов.

Ремонтопригодность- это свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления. Востановляемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления.

Сохраняемость- свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояния во время хранения и транспортирования и в последующем. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

Долговечность- свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной, системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы. Понятие ≪ресурс≫ применяется при характеристике долговечности по наработке изделия, а ≪срок службы≫ - при характеристике долговечности по календарному времени.

Эргономические показатели, характеризующие систему ≪человек - изделие - среда использования≫ и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, делятся на следующие группы:

- гигиенические(освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);

- антропометрические(соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);

- физиологические(соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);

- психологические(соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации).

Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление). Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).

Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они является определяющими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности – удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной зашиты и патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющих их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам зашиты человека и других объектов в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

По способу выражения:

- в натуральных единицах (кг, м, баллы и др.);

- в стоимостном выражении.

По этапам определения значений показателей:

- прогнозные и проектные;

- производственные и эксплуатационные.

Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Свойства, учитываемые определяющим показателем, могут характеризоваться единичными и (или) комплексными (обобщающими) показателями качества.

Обобщающие показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости. Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.