Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандарты серии 9000 по системам менеджмента качества

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. В 1994 г. увидел свет обновленный вариант, а в 2000 г. ИСО приняла новую версию этих стандартов - МС ИСО 9000:2000.

На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира и приняты в качестве национальных стандартов и внедрены множеством фирм.

В России стандарты ИСО 9000:2000 введены в действие в 2001 г. принятием и опубликованием ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Новый стандарт ИСО 9001:2000 заменил предыдущие: ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994. Из названия исключены слова ≪обеспечение качества≫, так как первостепенная роль теперь отводится не некоему абстрактному качеству самому по себе, а главному – соответствующим требованиям потребителя.

Новый международный стандарт предполагает также подход к разработке, внедрению и повышению эффективности систем управления качеством ≪как к процессу≫ удовлетворения потребительских запросов. Основу функционирования системы составляет именно мониторинг удовлетворенности потребителя, максимальный учет мнения пользователя.

К любому процессу может быть применен метод: ≪Планировать - Выполнять - Проверять - Действовать≫:

- ≪Планировать≫ - ставить цели и намечать пути, ведущие к достижению результата, соответствующего запросам потребителя и политике организации;

- ≪Выполнять≫ - воплощать намеченное;

- ≪Проверять≫ - осуществлять мониторинг протекания процессов и выявлять все отклонения от поставленных целей;

- ≪Действовать≫ - корректировать процессы, достигая максимальной эффективности и сопоставимости с тем, что планировалось.

По новому стандарту, как и с предыдущим, создание системы управления качеством начинается со стратегического решения первого лица фирмы. Далее следует учесть потребности пользователя, характер поставленной цели, специфику избранных технологий, производственные параметры предприятия.

Единой структуры или унифицированной документации для всех систем не предусматривается. Стандарт лишь известным образом ориентирует и дополняет общетехнические нормы качества продукции. Важно, что он может быть использован для оценки правомерности притязаний предприятия как извне (органами сертификации), так и ≪изнутри≫ (возможность соответствовать собственным требованиям).

ИСО 9001 разрабатывался в паре со стандартом ИСО 9004:2000. Они согласованы между собой, имеют одинаковую структуру и могут применяться как совместно, так и независимо. ИСО 9004 охватывает более широкий спектр показателей системы управления качеством, чем ИСО 9001 (в частности, в вопросах, касающихся повышения эффективности производства). Для организаций, руководство которых планирует выйти за рамки требований ИСО 9001, рекомендуется стандарт ИСО 9004. Однако последний не предназначен для использования в целях сертификации или при заключении контрактов.

Структура документации СМК типична для всех организаций. Она должна включать:

- документированное заявление о политике и целях в области качества;

- руководство по качеству;

- документированные процедуры, необходимость которых установлена стандартом;

- документы, необходимые организации для эффективного планирования процессов, их осуществления и контроля над ними;

- регистрацию данных о качестве.

Термин ≪документированная процедура≫ подразумевает, что процедура установлена, документально оформлена, внедрена и осуществляется. Объем и степень детализации документации системы управления качеством обусловлены мощностью и типом организации, сложностью процессов, компетентностью персонала.

Контрольные вопросы

1. Назовите определение понятия ≪качество≫.

2. Что понимается под показателем качества продукции?

3. Как классифицируются показатели качества продукции?

4. Как можно оценить качество продукции?

5. Что понимается под системой качества?

6. Понятие жизненного цикла продукции.

7. Назовите этапы жизненного цикла продукции.

8. На каких этапах ЖЦП происходит формирование качества продукции.(услуги)?

9. Как можно оценить качество продукции (услуги)?

10. В каких стандартах устанавливают требования к системам управления качеством?

11. Что понимается под документированием системы качества организации?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка уровня качества продукции | Виды стандартизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.