КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Воплощение игровой театрализованной программы
Совершенство талантливо написанного сценария еще не гарантирует его реализации. Он непременно должен увлечь тех, кто будет воплощать его на сценической площадке, в противном случае, не взволновав режиссера, участников, весь творческий коллектив, он скорее всего не взволнует и зрителя. Только внутренняя убеждённость режиссера, его вера, активное стремление повести за собой, помноженные на творческие возможности исполнителей, всего коллектива в сочетании с профессиональным уровнем организации и выполнения всех необходимых работ, связанных с постановочным процессом, могут привести к желаемое результату. Цель может быть достигнута тогда, когда произведение создается не разобщенными, пусть даже самыми одаренными исполнителями, а единым, идейно сплоченным, увлеченным общими задачами коллективом с общим мировоззрением, идейно-художественной платформой, иначе говоря, коллективом единомышленников; от директора клуба - до каждого участника. Деятельность но созданию клубного сценического произведения, не только направлена на достижение конечного результата, который играет заметную роль в системе воспитательной работы клуба со зрителем, ко и являетсяактивным воспитательным процессом, формирующим нравственные, гражданские, творческие качества его участников. Введение в клубное сценическое произведение профессиональных актеров и номеров безусловно сокращает сроки его выпуска и, как правило, гарантирует его определенный качественный уровень, но снижает коэффициент полезного действия работы клуба по воспитанию участников.
Анализ существующей практики создания произведения на клубной и профессиональной сцене показывает, что успех этой деятельности во многом зависит от тоге, насколько грамотно, оптимально организован творческо-производственный процесс, насколько точно определены его обязательные этапы, насколько эффективно осуществляется управление. Уровень организации оценивается сегодня итоговыми показателями: идейно-художественными результатами творческой деятельности и производственно-финансовыми данными. Однако эти критерии оценки не определяют внутреннего существа творческого процесса, его состояния на различных этапах, не выявляют его организационно-творческой структуры в период воплощения драматургического материала, зависимость различных компонентов этого процесса друг ох друга, скрытые возможности его оптимизации, не помогают проанализировать причину аритмичной работы или срывов. Процесс реализации произведения клубной драматургии вбирает в себя труд большого числа людей, выполняющих самые разнообразные функции, обладающих различными профессиями,объединяя и тех, для кого участие в нем является занятием во время досуга, и тех, кто выполняет свои служебные, профессиональные обязанности. Результат этой деятельности непосредственно зависит от четкой координации работы всех служб. Возможность такой координации, предпосылки к созданию системы управления этим процессом определяется, в первую очередь, существом самого творческого процесса, который протекает по своим специфическим законам, нарушение которых всегда приводит к отрицательным результатам. Этот процесс нельзя искусственно ни затягивать, ни убыстрять. Ведь никому не придет в голову вытягивать побеги ржи для того, чтобы быстро получить урожай. Для созревания колоса нужно определенное время. Рациональное планирование, управление процессом реализации произведения требует определения характера, существа и последовательности основный, обязательных и возможных его этапов (операций). Может показаться, что планирование тем эффективнее, чем больше контролируемых операций, т.е. чем мельче раздроблен планируемый процесс. Однако это не так. Главное не количество операций, а умение отобрать наиболее существенные из них, те, которые определяют дальнейший ход работы, невыполнение которых приводит к срыву или неполноценному решению поставленной задачи. Степень же детализации зависит от уровня управления (директор, художественный руководитель, режиссер, заведующий постановочной частью, ответственный за музыкальное оформление и т.д.),а также от круга работы, за выполнение которой отвечает тот или иной руководитель. В.Э.Мейерхольд,| выступая на заседаний режиссерской секции Всероссийского театрального общества 5 января 1939 года, сказал: «Железный план как раз может создать настоящие условия для работы. Кроме того, он оберегает наших режиссёров от дилетантизма. А нужно прямо сказать, что 80% среди нас, режиссеров, на сегодняшний день являются дилетантами... Дилетанты - это как раз те люди, которые не любят железного календарного плана. Дилетантизм возникает именно тогда, когда режиссер нащупывает и пробует, вместо того, чтобы продумать четкий и определенный образ спектакля до встречи с актерами. Разве инженер, придя на "Серп и молот», будет пробовать, как отлить ту или другую деталь? Ничего подобного. У него все это должно быть предусмотрено и выражено в его плане, в его проекте. Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет право прийти к актерам».[64] Режиссер - творческий организатор всей деятельности, его -конечная цвль состоит в том, чтобы суметь воплотить сценарий на основе творческого прочтения, "перевести" его на "язык" сцены, организовать всю деятельность коллектива и создать целостное гармоническое художественное произведение, исходи из режиссерского замысла. Удачно сыгранные "куски" или номера сценического произ- ведения, "состыкованные" вместе, еще не являются цельным произведением, если отсутствует идейные смысловой, постановочный стержень, если неясно, рада чего это произведение создано, если действие в нем не развивается непрерывно, если на сцене рождается не мысль, а иллюстрация мысли. Вся огромная работа режиссера над созданием художественного произведения исходит от замысла и зависит от него: яркий. убедительный замысел определяет пути поиска решений и весь дальнейший ход работы по реализации сценария. Очевидность и заразительность драматургического замысла не означает необязательность формирования замысла режиссерского даже в том случае, когда режиссер сам является автором клубного сценария. В своей книге ленинградский режиссер и педагог М.Л.Рехельс отмечает, что решение режиссера ставить то или иное произведение как оно написано не освобождает его от необходимости иметь замысел. Полное согласие со сценаристом не отменяет необходимость иметь режиссерское решение: "Можно ли поставить спектакль, не имея замысла? Стреляя не прицеливаясь, можно попасть в цель. Случайно, конечно" И далее: "Если спектакль - это бой, то заысел - его стратегический, а решение - тактический план операции. Единство замысла и решения в известном смысле есть единство содержания и формы[65]. Наличие уже имеющих свое сценическое решение готовых номеров, эпизодов, фрагментов, по драматургическому замыслу логично входящих в произведение, хотя и сокращает сроки его выпуска, не упрощает задачу режиссера, а нередко даже усложняет ее, заставляя искать такую форму реализации замысла, в Которой эти номера и эпизоды участвовали бы органично, не противоречили ему. Именно режиссерский замысел (который может формироваться одновременно с драматургическим в тех случаях, когда режиссер является автором сценария и выступает не в качестве сочинителя всего или части литературного материала, а как составитель композиции из готовых элементов, "собиратель" сущеотвующих и реализованных до него сценических номеров, эпизодов) становится критерием отбора готовых номеров и эпизодов иопределяет их место в общей структуре произведения». Если замысел сценариста находит свое воплощение только в литературной форме, хотя и предполагающей в дальнейшем разнообразные сценические выразительные средства, то режиссерский замысел содержит в себе многообразную синтетическую палитру будущего сценического решения, которое может быть реализовано и через слово, и через пластику, музыку, ритм, свет, и, в первую очередь, через сложную и богатую актерскую природу исполнителя. Поэтому содержание режиссерского замысла неоднозначно, оно может включать в себя как идейное, творческое истолкование произведения, так и характеристики отдельных персонажей, стилистические и жанровые особенности, музыкальное, пластическое, декоративное решение всего произведения в целом и отдельных его эпизодов, его темно-ритмическое и пространственное (мизансценическое) решение. Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого и чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня или, как любил говорить В.И.Немирович-Данченко, из зерна будущего спектакля. Грань между замыслом и решением не всегда ощутима. Нередко замысел содержит в себе и решение (так же, как в решений куска или эпизода может содержаться мизансцена). "Замысел - неосуществленное решение... Решение - это овеществленный замысел",- говорил Товстоногов.И если первоначально появление замысла, образного эмоционального видения будущего произведения - "идеально", т.е. не связано с конкретными формами его сценического воплощения, то на пути его реализации требуется жестко скреплённая форма окончательного решения, главными критериями подлинности которого является его образность и эмоциональность. Далеко не во всех случаях режиссерский замысел и решение принимают законченную форму до начала репетиционной, постановочной работы; как правило, он формируется, "доводится" вместе с художником, композитором, со всеми участниками творческого коллектива. Однако началу этой работы должно предшествовать появление пусть не окончательно сформулированного замысла, но его предощущения, его первичных элементов. Первые впечатления, мысль о будущем произведении, о его содержании,, целях, задачах, об отдельных образах, его эпизоды и детали, которые режиссер невольно начинает видеть в своем воображении - все это и естьпервичные элементы замысла, как бы отдельные кирпичики.нз которых должно быть построено будущее здание. Здесь необходимо отделить видение, свойственное в той или иной мере воображению любого человека, от видения режиссерского, образного. "Прежде чем получить право на видение, режиссеру нужно провести огромную подготовительную работу.., чтобы это было уже не видение, а образный ход к произведению, нечто недоступное непрофессионалу, рождённое художником явление»[66] Образное эмоциональное ощущение будущего произведения всегда индивидуально, как индивидуален каждый художник. Оно может рождать разные ощущения: ритмические, темповые, пластические, цветовые. На этом этапе не следует разрабатывать точный план реализации этого ощущения, тем более представлять его в конкретных сценических формах. Все это появится в дальнейшем, выплавится в совместной работе творческого коллектива. Именно этот этап деятельности должен стать основанием для выбора и утверждения режиссера, что, с одной стороны, свидетельствует о соответствии направления творческого поиска режиссера целям и задачам клуба в данном произведении, с другой - определяет и возможные произ-водственно-творчес[67]кие обязательства, выполнение которых клуб должен взять на себя. Несоответствие замысла творческим, организационным и другим возможностям и потребностям клуба может привести или к дальнейшей поисковой работе, или к смене режиссера. Следует оговорить, что этап формирования замысла еще не определяет точной технологии его реализации, в том числе и возможных материально-технических, финансовых затрат, обьем производственных работ и т.д. В дальнейшем, в процессе поиска и уточнения решения, "вступает в свои права волшебство сценической условности... И тогда окажется, что все можно сделать средствами неожиданно простыми. Предваряющая работу большого коллектива режиссерская разработка сценария (режиссерская экспозиция или экспликация), фиксирует результат поиска решения произведения в целом и всех его эпизодов, дает первоначальное, точное, наиболее полное представление о будущем произведении, его характере, пластическом, музыкальном, декоративном решениях, предполагаемом (количественном и качественном) составе участников и т.п. Это важнейший этап деятельности режиссера по воплощению драматургического материала. Написание режиссерской экспликации - не просто формальный, зафиксированный на бумаге документ, не отчет о проделанной работе. Режиссерская разработка не только свидетельствует о степени готовности режиссера к работе, понимания им предстоящего организационно-творческого, производственного процесса, в большой степени она является "творческим допингом" для всего коллектива и, в первую очередь для актеров. "Я считаю, - говорил В.Э.Мейерхольд, - что экспликацией нужно актеров сразу же грохнуть по голове. Иначе у них не появится желания, не появится вкуса что-то познать, чему-то научиться. Нужно сразу же грохнуть их по голове, и чем больше, тем лучше. Так что экспликация имеет очень большое значение»[68]. И далее предупреждал о тонком, тактически правильном использовании этого режиссерского средства воздействия на исполнителей, возбуждения их творческой природы: "Но на каждом этапе нужно опять давать экспликацию, потому что раскрываются горизонты, что-то определяется, вообще расширяется план, раскрываются все новые и новые участки этого плана. Вы проходите коридор, потом в чулан, добрались до подвала, затем до мансарды, и дальше через отдушину прорываетесь прямо к небу, к звездам. На каждом этапе обязательно нужно грохнуть экспликацией. Это очень важно"[69] Режиссерская разработка (ответ на главные вопросы: для чего, как, какими средствами предполагается сценическое воплощение произведения и фиксирования этого результата) - процесс обязательный главным образом потому, что зачастую у режиссера, вчитавшегося в драматургический материал (а тем более у режиссера, являющегося одновременно и автором сценария), создается иллюзорное ощущение ясности, понятности сценического решения всего произведения икаждого из его эпизодов (за исключением, пожалуй, сценариев, созданных самими режиссерами, которые по своему характеру, полноте и форме изложения уже являются по существу режиссерскими вариантами сценария, его экспликацией). Необходимость зафиксировать в письменном виде последовательную цепочку решений, дающих не только образное, но и зримое, конкретное представление о каждом эпизоде, требует не умозрительного 9 а точного, ясного по форме ответа, выбора оптимальной формы сценического воплощения образного решения. В определенной степени режиссерская экспликация свидетельствует и о возможности режиссера конкретно воплотить, решения илио его неспособности сделать это. Унекоторых из них нередко на этом этапе проявляется типичная болезнь: неумение перенести решение - тонкое, интересное,образное, но литературное, в сценическое. Одно из главных качеств таланта режиссера - чувство" зрелищности, считал Товстоногов. Единой формы режиссерской экспликации не существует, она может быть записана любым способом, позволяющим наиболее полно иясно представить, что и как будет происходить на сцене ичто для этого потребуется. Пример режиссерской разработки театрализованного концерта, посвященного 56 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, в Кремлевском Дворце съездов дан в приложениях к лекциям, прочитанным профессором И. Тумановым в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.К.Крупской: "В зрительном зале медленно гаснет свет. Оркестр исполняет симфоническую торжественную ораторию. Открывается основной занавес Кремлевского Дворца съездов. Трепещущий алый стяг - во все зеркало сцены. На фоне стяга мужской хор. Невидимый духовой оркестр и мужской хор исполняют песню 1905 года "Смело, товарищи, в ногу". В то время, когда еще звучит последний куплет песни, по радио звучит текст о 1917 годе - Великом Октябре. На стяге возникает во всю высоту сцены цифра "1917". Конец песни и текста. Залп орудий. Взвивается вверх алый стяг. На сцене легендарная "Аврора". Вдоль борта выстроены балтийские моряки. Исполняется. революционная песня. Специальный занавес, в который вмонтирован экран, опускается и на экране крупный диапозитив: "Декрет о мире". На его фоне певец и группа женского хора исполняют песню, посвященную "Декрету о мире". Эту тему продолжает сцена из спектакля "Человек с ружьем" (чтение Декрета). Сцена идет в костюмах и гриме. Фоном будет силуэт Смольного"[70]. Этот режиссерский сценарий не содержит в себе текстов, составляющих, по существу, литературную основу сценического произведения, здесь как бы предполагается знание их содержания. Рабочий сценарий в данном случае вычленен из общего сценария для точности представления зрелищного, звукового, монтажного ряда будущего сценического произведения, для наибольшей ясности и удобства дальнейшей работы (это еще и пример режиссерской драматургии, в которой режиссерская разработка содержится в самом сценарии). Бытует и такая форма написания режиссерской экспликации, когда в левой части развернутого листа расположен сам сценарий, а в правой - экспликация. Разумеется, режиссерская экспликация еще не является окончательной, навсегда зафиксированной до мельчайших подробностей разработкой, но в ней должен содержаться тот жесткий план реализации образных решений, который позволит целенаправленно вести всю работу по воплощению произведения. Неожиданнее детали, нюансы, изменения мизансцен, света, отдельных планировок, композиции эпизодов, даже замены отдельных номеров могут и будут происходить в творческом процессе постоянно - как до возникновения замысла и решения, так и после, в ходе репетиций и в работе постановочной части. Однако основные, точно найденные хода, решения всего произведения и каждого из его эпизодов задаются режиссером заранее и свидетельствуют о точном понимании его структуры и перспективы. Режиссерская разработка сценария не только позволит предварительно, до начала работы огромного коллектива и появления первых результатов оцределить предстоящие материально-технические и финансовые затраты, объем производственных работ, степень занятости исполнителей, примерный характер и объем творческого процесса, но и ляжет в основу окончательного рабочего сценария и монтажного листа, необходимых для проведения заключительного этапа работы над произведением: прогонов, монтировочных, сводных, генеральных репетиций и премьеры. В зависимости от вида произведения, степени его оригинальности, предварительной готовности номеров и эпизодов, когда режиссер использует известную драматургию или фрагменты произведений, а режиссерская экспозиция содержится в самом сценарии, можно использовать табличный способ фиксации режиссерской разработки. Табличная форма экспликации после внесения появляющихся в процессе творческой деятельности изменений и уточнений,, может выполнять ифункции монтажного листа. Способы составления режиссерской экспликации имеют отношение к сценической форме воплощения клубного произведения и могут быть распространены на любые его виды - от традиционного театрального спектакля до театрализованного концерта или тематической композиции. Однако существо режиссерской разработки, ее принципы сохраняются и в такой специфической форме, как массовые праздники. Их отличие не только в масштабности, являющейся одним из определяющих обстоятельств всей творческой деятельности по воплощению праздника, но и в определении четких границ между исполнителями и зрителями. Столь специфичные условия, тем не менее не освобождают режиссера от необходимости иметь замысел и решение как всего праздника в целом, так и отдельных его элементов. Более того, этот замысел необходим при воплощении отдельных сценических произведений, входящих в структуру праздника. Многогранность, масштабность массового праздника определяют и характер выразительных средств, расширяют их диапазон. В отличие от различного рода сценических произведений в массовом празднике могут быть заняты сотни и тысячи участников, площадкой действия может оказаться не только территория парка или площадь, но и район или даже большой город, для его воплощения потребуется "армия" творческих, административных, технических, вспомогательных работников, огромный набор художественных и технических средств. Организация праздника большого масштаба предъявляет особые требования к режиссерам и руководителям, ко всей предварительной работе» предшествующей организационно-художественной, производственной, материально-технической деятельности, поэтому степень точности, выразительности замысла и решения, его максимальная изначальная определенность становятся обязательными. Это "ужесточает» характер деятельности и ответственность режиссера именно на этапе составления режиссерской разработки сценария по сравнению с относительно менее строгими рамками, в которых вдет реализация произведения на сцене. Разумеется, "меньшая" и "большая" ответственность - понятия условные, в том и другом случае можно отметить лишь несоизмеримые организационно-творческие, производственные издержки, ошибки или неточности. Особая ответственность режиссера яри подготовке массового праздника обусловлена "одноразовостью" представления, когда нет возможности внести коррективы и уточнения в дальнейшем. Даже проведение полной сводной репетиции не избавляет от необходимости предварительного составления максимально точной режиссерской разработки. Она является не только организационно-творческим документом, который фиксирует режиссерское решение всего произведения и его эпизодов, но и обоснованием для привлечения в процессе реализации произведения различных людей и служб (от архитекторов до работников автоинспекции), а также доказательством необходимости предстоящих трудовых и финансовых затрат, большой многодневной работы всех участников этого процесса. Особое значение в подготовке и проведении массового Организация действия на разных площадках, на обширной территории – специальная режиссерская задача в массовом празднике, что, разумеется, находит свое отражение в режиссерской разработке и в монтажном листе, где должны быть указаны: 1) порядковый номер; 2) время действия; 3) место действия; 4) участники; 5) характер действия (его решение); 6) декоративное, музыкальное им, оформление j 7) материально-техническое обеспечение! 8) организационные требования; 9) примечание (особые условия)* Подобная схема, конечно, является- единой для любого массового праздника и зависит от обстоятельств и условий., в каждом конкретном случае. Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что как при подготовке и проведении массового праздника, так и при создании любого вида клубного произведения различия в методике составления экспликации и монтажного листа продиктованы специфическими требованиями, выставляемыми каждым из них. Существо режиссерской разработки остается неизменным.- Составленная в любой оптимальной для конкретного произведения и условий его реализации форме режиссерская разработка должна стать объектом самого серьезного изучения и. активного обсуждения всеми заинтересованными сторонами -представителями всех творческих, административно-хозяйственных, производственных служб. Степень их участия и предполагаемый объем работ могут быть вычленены из режиссерской разработки и обоснованы ею. Ответственных за различные участки работы, целесообразно объединить в своеобразный штаб, руководящий всеми действиями по обеспечению реализации произведения. Руководителем такого штаба, как правило, является ответственное лицо, представитель отдела, клуба, дворца культуры, района и т.п. (в зависимости от характера конкретного произведения). В его функции входит координация всех работ по осуществлению постановки в соответствии о принятым штабом планом. Вопросы, требующие коллективного обсуждения, выносятся на общее заседание штаба, который или созывается специально, по мере необходимости, или, что наиболее целесообразно, собирается в соответствии с заранее составленным графиком, планом работ, В деятельности штаба режиссер играет ведущую роль, определяя не только всю творческую сторону процесса реализации сценария, но и его организационную структуру, ход и сроки подготовки различных элементов, обеспечивающих оптимальное течение постановочного периода. А это зависит, в первую очередь, от тщательности и глубины подготовительной работы. В период составления режиссерской экспликации, поиска сценического воплощения драматургического материала начинается совместная творческая работа режиссера, художника, балетмейстера и других соавторов. Практика показывает, что первоначальные, принципиальные, еще не уточненные в деталях и нюансах декоративное, музыкальное, пластическое решения находят свое отражение в режиссерских разработках большинства значительных, интересных театрализованных концертов, праздников, представлений, сценических композиций и т.д. В сложном процессе создания сценического произведения режиссер имеет дело е различными художественными компонентами, которые он должен привести в определенное взаимодействие, - подчеркивал Г.А.Товстоногов. - Подобно композитору, который, оркеструя произведение, пишет отдельную партию для каждого инструмента, отводя ему то или иное место в общем звучании, режиссер каждый из этих компонентов для данного куска спектакля должен решать симфонически. Пластическая, художественно-декоративная, музыкальная сторона в спектакле существует не сама по себе, а в контексте общего замысла во взаимодействии с живым действующим на сцене человеком. Определяемая режиссерским замыслом совместная деятельность художника, композитора (музыкального оформителя), балетмейстера протекает параллельно с процессом создания сценического произведения. Различного рода уточнения, даже небольшие изменения, вызванные появлением того нового, что рождается в живом творческом общении режиссера с исполнителями, всем ходом творческого процесса, могут вноситься в декоративное, музыкальное решения на всем протяжении репетиционной, постановочной работы. Однако изобразительное, музыкальное решения в основе своей должны быть сформированы к началу активного репетиционного процесса,
Тема 12. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Театрализованные игровые программы финансируются из различных источников. Характер источников обычно соответствует масштабу программы. Так программа «Зажигаются зори балтийские» в виде фестиваля семейного творчества, проходившая в Санкт-Петербурге в течение нескольких лет, финансировалась ГКДУ «Первомайский дом культуры», отделом культуры территориального управления Выборгского административного района, а также комитетом по культуре администрации Санкт –Петербурга. Проекты «Старый Новый год в Русском музее», «Проводы масленицы», «Царскосельская осень» осуществлялась в рамках фестиваля под руководством Марии Сафарьянц и возглавляемого ею регионального общественного фонда международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Этот фонд не только спонсирует проведение подобных праздников, но и осуществляет поддержку талантливых детей и студентов ВУЗов искусства Санкт-Петербурга, Москвы, Еревана. Фонд поддерживается также дипломатическими представительствами Италии, Франции Испании, Армении, США. Организаторам игровой программы обычно приходится отталкиваться от суммы, ограничивающей их финансовые возможности. Расходы, сведённые в смету, не должны превышать намеченной суммы. В смету расходов, как правило, включаются оплата труда сценариста, режиссёра, художника, хореографа, если таковой необходим, а также артистов-исполнителей; стоимость изготовления элементов оформления: декорации, костюмов, бутафории; работа осветителя, звукорежиссёра. при необходимости – рабочего сцены; бухгалтера-расчётчика. На изготовление соответствующих материально-технических средств игровой театрализованной программы заключаются договоры с профильными организациями, в которых определяются взаимные обязательства сторон, сроки исполнения работ, условия оплаты труда, характер реализации претензий и ответственность сторон. Большинство произведений, реализуемых, в клубе, как правило, включает в себя различного рода готовые номера, элементы, построенные с использованием специфических выразительных средств: хореографии, пантомимы, не требующих их освоения всеми участниками клубного произведения и, как правило, реализуемых силами участников соответствующих коллективов художественной самодеятельности или профессиональных исполнителей. Это значительно сокращает материально-технические и временные затраты. Приводим смету расходов на примере сметы.студенческого Художественного театра СПбГУСЭ
Согласовано: Проректор по ЭСР СЮ. Солонцов Утверждаю: Ректор СПбГУСЭ, проф. В.Н. Соловьёв
Проректор по ВСР СП. Рябов
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |