Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Задачи и решения в организациях




Подсистемой является выделенная по какому–либо признаку часть системы, имеющая характерные особенности. Она взаимосвязана с другими частями системы, и ее, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельную систему.

Элементы системы государственного управления

Различают процессы управления в неживой природе (в технических системах), процессы управления в организмах (биологические системы) и процессы управления в обществе (социальные процессы).

Государственное управление –это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Наиболее емкое определение дано директором Института государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В.Решетниковым: «Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений».

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

Сложность систем обуславливает необходимость их декомпозиции по определенным принципам, в результате которой появляются подсистемы.

Система нормально функционирует при органическом взаимодействии всех ее элементов, хотя каждый из них играет самостоятельную роль в достижении целей системы.

Все стороны управленческой деятельности между собой объективно взаимосвязаны. Любые изменения какой–то из подсистем вызывают соответствующие изменения во всех других подсистемах.

Система государственного управления представляет собой определенную совокупность элементов, свойства которых подбираются, исходя из характера целей управления. Цели управления выступают в качестве системообразующих элементов. Исходя из системной методологии, это означает, что целям должна соответствовать в целом вся система управления и каждый элемент в отдельности. Кроме этого любой элемент системы также должен соответствовать любому из остальных. Система управления формируется людьми (субъектами управления) для достижения поставленных целей.

Объективный характер содержания управленческой деятельности предполагает следующий состав элементов системы управления (Рис.1.7):

Система управления = цели + принципы + функции + методы + организационная структура + персонал + технология + информация + техника.

Таким образом, система управления включает: цели управления (результаты, которые намечают получить при осуществлении целей); принципы управления (некоторые правила осуществления управленческой деятельности); функции управления (специализированные виды управленческих работ); методы управления (способы осуществления функций управления); организационная структура (совокупность органов управления и существующих между ними должностных и информационных связей); персонал управления (служащие аппарата, реализующие функции управления); и такие важные элементы как технология управления (последовательность выполнения управленческих работ с использованием определенных технических средств и методов); управленческая информация, используемая при реализации управленческих решений; техника государственного управления(технические средства, с помощью которых выполняется управленческая работа).

Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упорядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообразующих элементов.

Вместе с тем, существуют универсальные принципы построения органов государственного управления. К ним относятся принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Иногда создаются органы, координирующие ветви власти (к примеру, институт президентства) или осуществляющие общегосударственный контроль.

Структура органов государственного управления всегда централизована и иерархична. Вместе с тем допускается значительная степень децентрализации управления (местное самоуправление, самостоятельность субъектов хозяйствования, политических и общественных организаций).

В правовом государстве все управляющие органы действуют по принципам законности, т.е. строго оговаривается их компетентность.

Для большинства государств свойственно разделение структуры управляющих органов на отраслевые и административно–территориальные, что предполагает действие принципа двойного подчинения.

Управляемые объекты в свою очередь представляют сложную систему макро и микрообъектов с их множественными отношениями. Так в экономической сфере это: национальная экономика в целом, финансовые ресурсы государства, субъекты хозяйствования и их объединения, вплоть до домашних хозяйств. В социальной сфере это организации и учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, отдельные категории граждан. В административно–политической сфере управляемыми объектами являются сами органы государственного управления на каждом уровне иерархии, а также специализированные государственные институты, создаваемые для реализации специфических функций и целей управления.

Управляемые объекты одновременно могут служить для реализации экономических, социальных и административно–политических целей. Так, предприятия малого бизнеса, с одной стороны, участвуют в реализации экономических целей – формировании доходной части государственного бюджета, с другой стороны – наполняют потребительский рынок, создают рабочие места, способствуют повышению жизненного уровня и активному вовлечению граждан в хозяйственную деятельность. Органы управления и государственные институты в области иностранных дел с одной стороны реализуют административно–политические цели, а с другой – обеспечивают развитие внешней торговли, с которой непосредственно связаны вопросы наполнения государственного бюджета и валютного регулирования.

Цели и задачи дисциплины «управленческие процессы и технологии»

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руководитель, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Известный американский специалист по управлению Герберт Саймон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности».

Примечательно, что претензии по поводу плохого управления руководители организаций предъявляют не себе, а ученым, которые не оправдывают их ожиданий и не дают надежных рекомендаций, как следует действовать в конкретных управленческих ситуациях. Точно так же нет согласия по поводу статуса менеджмента между экономистами и специалистами по управлению.

Хозяйственники, управленцы и администраторы все чаще жалуются на то, что знакомство с общей теорией управления лишь отчасти помогает им решать повседневные проблемы. Все более заметно ощущается несоответствие между наукой управления и управленческой практикой, но, заглянув в библиотечный каталог, немудрено растеряться при виде изобилия академических трудов, учебников, пособий, монографий и справочников по теории и практике управления.

Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных управленческих решений (УР) достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Главная цель дисциплины «Управленческие процессы и технологии» – дать совокупность теоретических знаний об управленческих процессах и технологиях подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Необходимо освоить категориальный аппарат данной дисциплины, ознакомиться с методическими подходами к разработке эффективных УР.

Основной задачей изучения дисциплины является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к освоению и внедрению всего нового, передового и, прежде всего, умеющих разрабатывать эффективные управленческие решения. В этой связи, в рамках дисциплины «Управленческие процессы и технологии» представляется обоснованным:

· вооружить будущих управленцев знаниями типологии задач и решений, основами теории их разработки, принятия и реализации;

· сформулировать направления адаптации организационных структур к характеру и особенностям принимаемых решений;

· научить системно анализировать влияние внешних и внутренних факторов и условий, характерных особенностей лиц, принимающих решения (ЛПР), на их эффективность;

· показать, каким образом проблемные ситуации могут быть структурированы и решены с помощью соответствующих технологий(методов, методик, приемов и т.п.);

· проиллюстрировать с позиций организационного управления актуальность проблемы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений в контуре государственного управления Республики Беларусь.

Учебная дисциплина «Управленческие процессы и технологии» является одной из обязательных дисциплин, в которой соединена правовая, политологическая, экономическая, математическая тематика и вопросы управления.

К примеру, данная дисциплина непосредственно связана и базируется на совокупности таких дисциплин, как: «Философия», «Политические институты и процессы», «Конституционное право», «Административное право», «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Информационные технологии в государственном управлении», «Математические методы теории принятия решений», «Государственные институты», «Теория и методология государственного управления», «Государственное регулирование национальной экономики», «Психология управления» и др.

Авторы отдают себе отчет в том, что задача объединения идей и методов перечисленных дисциплин в целостную программную концепцию далека от завершения. Такая задача, видимо, может быть выполнена только благодаря совместным усилиям многих исследователей.

Подготовка и реализация решения – это неотъемлемая часть жизни как руководителя, так и любого человека. Процесс продвижения к цели доставляет не меньшее удовлетворение человеку, чем ее достижение, а сам процесс решения – не меньше удовлетворения, чем само решение.

Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческие решения должны поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды и поэтому требуется адекватное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.

Управленческое решение – это главный элемент в деятельности любого руководителя, поэтому многие ученые уделяли этому вопросу значительное место в своих научных работах. Среди них можно выделить академика Берга А.И., Богданова А.А., Гвишиани Д.М., Райфа Х. и Райфа Г., Цыгичко А.Н. и Цыгичко В.Н. Ими разработаны основные принципы формирования УР и предъявляемые к ним требования. Эти разработки прошли испытания многих десятилетий и имеют большое значение для новых поколений руководителей организаций.

Статистика утверждает, что объем знаний, накопленных человечеством, удваивается каждые 2–3 года, а число ученых и преподавателей — каждые 15 лет. Нетрудно подсчитать, что, например, за последние 100 лет число ученых и преподавателей увеличилось примерно в 100 раз, а объем знаний — в 1 трлн. раз. При этом университетская технология обучения (а, фактически, передачи знаний) с ее аудиторными лекциями, семинарами, коллоквиумами, появившаяся почти 700 лет тому назад, до сих пор остается практически в первозданном виде.

Проблема состоит в том, что реноме преподавателя как источника знаний сегодня ставится под сомнение. При этом на первый план выходят представления о преподавателе как о своеобразном «навигаторе» в пространстве знаний, методисте, технологе обучения, в том числе дистанционного.

Чарльз Грегг в своей работе «Мудрость нельзя передать словами» пишет: «Не существует в природе единственно верного ответа на деловую проблему. Для студента или для менеджера невозможно взять книгу и найти в ней путь к правильному решению. В каждой деловой ситуации всегда есть обоснованная возможность того, что правильный ответ на нее еще не найден – даже преподавателями».

Контрольные вопросы к теме №1

1. Управлением называется...

2. Процесс управления представляет собой...

3. Какое воздействие называется управляющим?

4. Под целью управления в общем случае понимается...

5. Цель процесса управления...

6. Координация – управление, цель которого заключается...

7. Регулирование – управление, цель которого заключается...

8. Стабилизация – регулирование, цель которого заключается в...

9. Оптимальное управление – управление, цель которого заключается в...

10. Иерархическая управляющая система – это...

11. Технология управления – это...

12. Политическая система общества – это...

13. Государственное управление – это…

14. Система государственного управления представляет собой...

15. Главная цель дисциплины «Управленческие процессы и технологии» –...





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.