Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты монетарной политики центрального банка




Основное содержание антиинфляционной политики государства

 

Современная инфляция - это многофакторный процесс. Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер. Ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса - со стороны совокупного спроса) или опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек - со стороны совокупного предложения). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию также дефицит бюджета, монополизм поставщиков и производителей. Поэтому многофакторной должна быть антиинфляционная политика, которую проводит государство. Она основана на двух принципах: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает индексирование доходов, контроль за ростом цен и заработной платы и других мер. Адаптационная политика имеет свои издержки, поскольку средства на компенсационные меры изымаются из государственного бюджета, т.е. в конечном счете через налоги из доходов населения и производителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает:

1. укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции;

2. проведение долгосрочной денежной политики, введение жестких лимитов на прирост денежной массы;

3. сокращение бюджетного дефицита посредством увеличения доходов и уменьшения расходов государства;

4. увеличение числа занятых, уменьшение безработицы;

5. разработку и внедрение государственной политики доходов и другие меры.

Государство должно стимулировать преодоление спада экономики во время инфляции с помощью эффективной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Для воздействия на совокупный спрос государство снижает или расширяет денежную массу в обращении, увеличивает денежное предложение, удешевляет кредит и увеличивает инвестиционную активность для увеличения совокупного предложения.

При этом государство разрабатывает национальные программы и увеличивает свои бюджетные расходы, создавая добавочный спрос.

При спаде производства, во время инфляции, государство уменьшает налоги, стимулируя население к увеличению покупок, а фирмы к росту производства и продаж. Для предотвращения бурного роста развития экономики и высоких темпов инфляции в будущем государство увеличивает налоговые ставки, используя прогрессивное налогообложение, тем самым, сдерживая объемы производства в нужных параметрах.

При этом государство уделяет большое внимание структурной экономической политике, направленной на преодоление возникших диспропорций в экономике, с помощью денежно-кредитной политики (ДКП) и налогово-бюджетной политики: стимулирует бизнес, расширяет производство качественных товаров, осваивает перспективные сферы экономики, внедряет безотходные технологии.

Одним из направлений антиинфляционной политики государства является: конкурсное распределение государственных заказов, для объектов социальной сферы.

Государство постоянно стремится обеспечить баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений, а также совокупного спроса и совокупного предложения.

Управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и не стандартных мер, учитывающих природу инфляции.

 

4. Основные виды безработицы. «Полная занятость»

 

Занятость – это система отношений между людьми, по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями способа производства. Государство обеспечивает проведение политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд.

Отношения занятости включает в себя следующие основные элементы: поиск работы и рабочей силы, порядок найма и высвобождение работников, условие и содержание труда, установление уровня оплаты труда и форм сопутствующих льгот, обучение и переподготовка кадров вне производства и на рабочих местах, горизонтальная и вертикальная мобильность (перемещение и продвижение).

Занятость по найму организуется посредствам рынка труда. Наряду с рынком труда работников могут вовлекать в сферу занятости через государственные программы подготовки кадров и трудоустройства, целевые кадровые программы фирм и предприятий..

Занятости присущи следующие функции:

1. производственная – при помощи занятости соединяются факторы производства и создаются товары и услуги;

2. доходная – занятость обеспечивает получение дохода работниками и работодателями;

3. социальная – посредством занятости работник получает социальный статус занятого и обретает социальные связи с другими участниками труда.

Занятость проявляется в определенных формах:

1. полная занятость определяется обеспеченностью, всех кто нуждается в работе и желает трудиться, рабочим местом (количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных); сочетание фрикционной и структурной типов безработицы образует так называемый естественный уровень безработицы или уровень полной занятости, определяемый производственным потенциалом страны на данном этапе развития;

2. рациональная занятость предоставляет более полное удовлетворение потребностей населения в труде при данном уровне развития производственных сил.

3. эффективная занятость, которая обеспечивает трудоспособное население необходимой работой с наименьшими затратами, приносит достойный доход.

Общий уровень занятости населения в стране выражает отношение, занятых к численности трудоспособного населения.

Лица, не относящиеся к категории занятых, составляют незанятое население: работники, высвобожденные по различным причинам; безработные, имеющие статус безработного; неработающие лица трудоспособного возраста (утратившие статус безработного, длительно не работающие, неработающие молодые матери).

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти себе работу (доходное занятие). Она выражает отношения между людьми, при которых часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу и остается вне сферы занятости. Безработица –это процесс снижения численности трудоспособных трудовых ресурсов, занятых работой.

Размер безработицы определяется как разность между числом лиц, находящихся в составе трудоспособного населения и числом занятых.

Согласно мировым стандартам безработными считаются граждане: не имеющие работы, желающие работать, ищущие работу.

Основными показателями безработицы являются:

1. масштаб безработицы отражает абсолютную величину числа безработных;

2. уровень безработицы определяется, как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

3. « естественный» уровень безработицы – долговременная безработица, которая не зависит от темпов экономического роста.

Причинами безработицы являются:

1. структурные сдвиги в экономике, которые выражаются во внедрении новых технологий и оборудования, что приводит к сокращению рабочей силы;

2. экономический спад или депрессия, которые снижают потребность в трудовых ресурсах;

3. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда – увеличивает издержки производства и снижает спрос на труд;

4. сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5. изменение в демографической структуре населения – рост численности населения увеличивает предложение услуг и повышает вероятность безработицы.

Различают следующие виды безработицы:

1. фрикционная – кратковременная незанятость, связанно с перемещение людей с одной работы на другую, носит добровольный характер;

2. структурная – безработица, вызванная снижением спроса на рабочую силу определенного качества (квалификации, профессии), связана с изменениями в технико-технологических условиях производства;

3. циклическая – связана с циклическим характером развития экономики – кризисом, который обуславливает спад производства;

4. скрытая – в условиях неполного использования ресурсов предприятия численность кадров не сокращается, а переводится на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день);

5. сезонная – связана с неодинаковыми объемами производства в различные периоды времени года (сельское хозяйство, строительство).

Безработица сопровождается серьезными социально-экономическими последствиями: наносится экономический ущерб – снижается выпуск продукции, снижается жизненный уровень.

Экономические издержки безработицы связаны с не выпуском продукции. Если экономика не может создать рабочих мест для всех желающих иметь работу, то потенциальное производство товаров теряется безвозвратно. Разницу между фактическим и потенциальным объемами ВВП принято называть отставанием валового внутреннего продукта.

Связь между уровнем безработицы и отставанием объема произведенного валового внутреннего продукта выражается в законе Оукена: если фактический уровень безработицы превысит естественный уровень на 1%, то отставание ВНП составит 2,5%.

 

Тема 16. Кредитно-банковская система и монетарная политика

 

Литература:

1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2006. – С.303.

2. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С.356.

3. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С.531.

4. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 367.

5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.519.

6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – С.485.

 

Вопросы:

1. (20) Инструменты монетарной политики центрального банка.

2. (22) Особенности стабилизационной макроэкономической политики в современной России.

 

 

Банковская система – это совокупность различных видов банков и банковских институтов, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

Банки – это финансовые учреждения, аккумулирующие денежные средства и предоставляющие их в виде ссуды на основе возвратности и платности, а также производящие различные операции с денежными средствами и ценными бумагами.

Банковская система имеет двух ярусное строение:

1. главный государственный банк страны - Центральный банк (банк России) наделен особыми правами: регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы, запасы денежных средств и золота.

2. сеть коммерческих банков – негосударственные банки, обслуживающие предприятия, организации, учреждения, оказывающие услуги населению.

Центральный банк регулирует денежное предложение. В его распоряжении имеются инструменты как прямого действия (операции на рынке ценных бумаг), так и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов).

1. Операции с ценными бумагами.

Если Центральному банку надо увеличить количество денег в обращении он скупает на рынке ценных бумаг ГКО (государственные краткосрочные облигации) у коммерческих банков. Спрос на ценные бумаги возрастает и цена на них растет. Поэтому коммерческие банки с выгодой продают ценные бумаги. Резервы коммерческих банков возрастают, в виде денежной наличности, что понижает процентную ставку и удешевляет кредит. Инвестиционный спрос повышается, воздействуя на совокупный спрос, что приводит к расширению производства и занятости.

Если Центральный банк хочет уменьшить денежную массу в обращении, он продает ценные бумаги коммерческим банкам. Предложение ценных бумаг увеличивается, что приводит к падению курса ценных бумаг и цена на них падает. Поэтому коммерческие банки активно начинают скупать ценные бумаги по низкому курсу. Денежные резервы уменьшается, деньги дорожают, процент за кредит растет и уменьшается инвестиционный спрос, что приводит к падению совокупного спроса и сокращению производства.

2. Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования является мощным инструментом регулирования денежного рынка. Под учетной ставкой понимается процент за кредит представляемый Центральным банком коммерческим банкам.

Снижение учетной ставки увеличивает резервы коммерческих банков, так как им выгодно брать подешевевший кредит. Рост резервов увеличивает денежную массу и расширяет возможности банков по проведению активных операций, поскольку дешевый кредит увеличивает инвестиционный спрос и совокупный спрос в целом, что приводит к росту производства.

Повышение учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению новых кредитов у Центрального банка. Это приводит к уменьшению резервов коммерческих банков, что сжимает денежную массу и приводит к удорожанию кредита, снижению совокупного спроса и замедлению темпов роста.

3. Изменение нормы обязательных резервов – это средство, с помощью которого Центральный банк влияет на способность коммерческих банков к кредитованию. Норма обязательных резервов определяет денежную сумму, которую коммерческий банк не имеет право давать взаймы и должен держать в Центральном банке на своем счете.

При угрозе инфляции Центральный банк повышает норму обязательных резервов. Это приводит к потерям коммерческими банками избыточных резервов, снижению денежной массы и удорожанию кредита, что понижает способность к кредитованию и созданию новых денег.

При необходимости увеличения количества денег Центральный банк снижает норму обязательных резервов, что увеличивает резервы коммерческих банков и повышает возможность коммерческих банков к кредитованию и созданию новых денег.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.