Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура органов управления и контроля потребительского союза

Организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации. Органы самоуправления и профессионального управления

Потребительская кооперация — система потребительских обществ и союзов потребительских обществ

В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:

Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.

Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В этом пространном определении отражены следующие черты потребительского общества:

— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства;

— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;

— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;

— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их соци- альные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.

Потребительские общества классифицируются на виды:

а) по территориальному признаку:

— сельское потребительское общество — сельпо;

— городское потребительское общество — горпо;

— районное потребительское общество — райпо;

б) по социальному или профессиональному составу членов:

— рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) —раб-кооп;

— рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп;

— студенческое потребительское общество — студпо;

— ученическое потребительское общество — учпо.

Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут образованы потребительские общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

Союз потребительских обществ1 — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.

Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономи-ческая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.

Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.

Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации.

В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).

Второй уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (национальных округов).

Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.

Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.

Большинство районных союзов (рай-потребсоюзов) и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо (рис. 7).

Основное преимущество создания рай-по в условиях рыночных отношений — это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.

Райпо, как любое потребительское общество, объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.

Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации (рис. 8).

Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.

Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.

Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации (рис. 9, табл. 4).

Структура органов управления и контроля потребительских обществ и союзов потребительских обществ

В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.

При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.

Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.

Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.

Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек)1.

Структура органов управления и контроля потребительского общества

Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:

— высший орган управления — общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;

— представительный орган управления — совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;

— исполнительный орган управления — правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;

— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.

В потребительском обществе с кооперативными участками (т. е. в крупном потребительском обществе) органы управления следующие:

— высший орган управления — общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;

— высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;

— представительный орган управления — совет потребительского общества;

— исполнительный орган управления — правление потребительского общества;

— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества.

В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:

— высший орган управления — общее собрание представителей потребительских обществ союза;

— представительный орган управления — совет союза и президиум совета союза;

— исполнительный орган управления — правление союза;

— контрольный орган управления — ревизионная комиссия союза.

Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.

Структура органов управления потребительских обществ и их союзов представлена в таблице 4.

Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ

Высшим органом управления в потребительском обществе и союзе потребительских обществ является общее собрание.

Общее собрание правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций; основные направления их деятельности; избрание председателя и членов совета; членов ревизионной комиссии; прекращение их полномочий; определение размера взносов пайщиков; утверждение годовых отчетов; вступление в союзы и выход из них.

Управление в каждой организации потребительской кооперации требует четкого разделения функций между представительными и исполнительными органами управления — советами и правлениями.

Совет — представительный орган управления пайщиков.

В компетенцию совета входят организация и проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления и его заместителей, определение полномочий правления и осуществление контроля за его деятельностью. Особое значение имеет работа с пайщиками: привлечение пайщиков к активному участию в собраниях, к подготовке вопросов, выносимых на собрания, привлечение пайщиков в органы контроля и стимулирование их деятельности.

Таблица 4 Структура органов управления организаций потребительской кооперации

 

 

 

 

 

 

 

Миссия системы потребительской кооперации: удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов
Уровни управления Органы управления Органы кооперативного самоуправления Исполнительные органы профессионального управления Органы кооперативного контроля
Организации Высшие органы Представительные органы
Четвертый уровень Структура органов управления союзов потребительских обществ  
Центральный союз потребительских обществ РФ Общее собрание представителей потребительских обществ РФ (России) Совет ЦС РФ, Президиум Совета ЦСРФ Правление ЦС РФ Ревизионная комиссия ЦС РФ
Третий уровень Республиканский, краевой, областной союз потребительских обществ Общее собрание представителей потребительских обществ союза Совет союза, Президиум Совета союза Правление республиканского (краевого, областного) союза Ревизионная комиссия республиканского (краевого, областного) союза
Второй уровень Районный (окружной) союз потребительских обществ Общее собрание представителей потребительских обществ союза Совет союза, Президиум Совета союза Правление районного (окружного) союза Ревизионная комиссия районного (окружного) союза
Первый уровень Структура органов управления потребительских обществ без кооперативных участков
Потребительское общество (небольшое) Общее собрание уполномоченных потребительского общества Совет потребительского общества Правление потребительского общества Ревизионная комиссия потребительского общества
Структура органов управления потребительских обществ с кооперативными участками
Потребительское общество (крупное) Общее собрание пайщиков потребительского общества Собрание пайщиков кооперативных участков Совет потребительского общества Правление потребительского общества Ревизионная комиссия потребительского общества
             

Правление — орган профессионального управления, который назначается советом из специалистов (менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и др.). Правление должно организовать работу трудовых коллективов и использование средств так, чтобы обеспечить получение прибыли от разных видов деятельности своего потребительского общества (или союза).

Председатель и члены правления осуществляют руководство хозяйственной деятельностью организации и несут ответственность за результаты работы.

Задача советов и правлений — обеспечить эффективную социально-экономическую деятельность потребительских обществ и их союзов, выполнение социальной миссии потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.

Ревизионная комиссия потребительского общества и потребительского союза. Ревизионная комиссия избирается из пайщиков на общем собрании потребительского общества или потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью (торговой, производственной, другой), за сохранностью собственности, за соблюдением устава и прав пайщиков.

Полномочия органов управления кооперативного участка. Преобладание в потребительской кооперации крупных потребительских обществ (с кооперативными участками) усиливает значение органов управления и контроля на кооперативных участках: собраний пайщиков и комиссий кооперативных участков. Наибольшее количество пайщиков участвует именно в этих органах управления и контроля, поэтому их дея- тельность укрепляет демократию потребительской кооперации.

Собрание пайщиков кооперативного участка — высший орган кооперативного участка — решает следующие важные для потребительского общества вопросы: создание обществом союзов; - вступление общества в союзы; выход общества из союзов; преобразование общества в другую организационно-правовую форму.

Развитие демократии в потребительских обществах требует повышения роли собраний пайщиков кооперативных участков. На собраниях пайщиков кооперативных участков должны рассматриваться: результаты хозяйственной и финансовой деятельности; причины убытков и ответственность за них председателя правления и его заместителей, других работников; вопросы информации и социальной защиты пайщиков и населения (помощь пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, вопросы о развитии услуг).

Собрание пайщиков кооперативного участка избирает уполномоченных от кооперативного участка на общее собрание уполномоченных потребительского общества, председателя кооперативного участка и комиссии: организационную, кооперативного контроля, просветительную; заслушивает и утверждает их отчеты.

Комиссии кооперативного участка выполняют функции, предусмотренные положениями об этих комиссиях. Комиссии контролируют соблюдение устава и прав пайщиков; качество обслуживания пайщиков и населения в магазинах, столовых и других предприятиях потребительского общества, расположенных на кооперативном участке; осуществляют пропаганду кооперативных идей, привлекают граждан в потребительское общество.

Комиссии кооперативного участка осуществляют контроль и другую деятельность по заданию совета и правления, оказывают помощь этим органам в управлении предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, а также в решении социальных вопросов.

Структура и функции органов управления показывают, что система управления в потребительской кооперации удачно сочетает самоуправление пайщиков и профессиональное управление менеджеров.

Пайщики в высших органах управления принимают решения по самым важным организационным, хозяйственным и социальным вопросам. В представительных и контрольных органах пайщики рассматривают вопросы, связанные с текущей деятельностью потребительских обществ и их союзов.

Каждый гражданин, являющийся пайщиком, может участвовать в органах управления и контроля, приобретать знания и опыт по управлению, проявлять личную инициативу.

Таким образом, функции органов управления и контроля представляют большой простор для развития самодеятельности, самоуправления и демократии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательство и кооперация | Формы собственности. Особенности собственности потребительской кооперации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.