Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение эксперимента в системе управления

Первый этап — теоретический. На этом этапе формируется проблема исследования, определяются объект и предмет, экспе­риментальные задачи и гипотезы исследования. При определении предмета необходимо учитывать цель и задачи исследования, ос­новные характеристики объекта исследования, материальные и временные возможности исследования/ степень теоретической разработанности вопроса.

Второй этап — разработка программы проведения эксперимен­та, т.е. документа, в котором разработаны все процедуры экспе­римента — от постановки задачи до ее практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются разработка мето­дики исследования и построение плана создания эксперименталь­ной ситуации. В программе должно быть ясно указано, с каким именно управленческим нововведением связано проведение дан­ного эксперимента — обоснование целесообразности и возможно­сти нововведения, гипотезы о его положительных и отрицательных последствиях и т.п. Далее следует определить экспериментальные и контрольные объекты с указанием степени представительнос­ти, специфики и сопоставимости между собой. Обязательно долж­ны быть точно указаны все ответственные организаторы экспери­мента и распределены роли между ними.

Третий этап — реализация программы эксперимента. Важней­шим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Эксперимен­тальная ситуация по своей структуре характеризуется: условиями эксперимента, вербальными и предметными факторам и раздра­жителями, инструкцией, регулирующей деятельность, наличием экспериментаторов, реакциями экспериментируемых. В этот же этап входят разработка сценария данного эксперимента (сроки проведения, порядок основных мероприятий, процедуры заверше­ния и т.п.), периодическое проведение оценки исходного, проме­жуточного и конечного состояний значимых процессов в экспе­риментальном и контрольном объектах.

Четвертый этап — анализ и оценка результатов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, утвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что кроме основных результатов эксперимента можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих резуль­татов, которые могут пригодиться в дальнейших исследованиях. Этот этап должен содержать выводы и рекомендации относитель­но дальнейшей судьбы испытываемого новшества: изменение пер­воначального проекта новшества, масштаб применения, ожидае­мый эффект.

Современная практика в разных областях социальной жизни, особенно в управлении народным хозяйством, показывает, что сегодня самая актуальная задача — разработка способов получе­ния достоверного результата в процессе проведения эксперимен­та.

Получение достоверных результатов во многом зависит от «чи­стоты» постановки эксперимента. Проведение эксперимента тре­бует известного ограждения опытного объекта от воздействия сре­ды, в частности лишения искусственных льгот в снабжении или финансировании предприятия (организации), а также тщательно го отбора контрольных объектов. Они могут быть трех типов: 1) пред­приятие, однотипное опытному (по отрасли, продукции, регио­ну, объему), переводится на новые условия работы без всяких улучшений в его экономической и организационной среде; 2) по­добное же предприятие ставится в льготные условия эксперимента без внедрения на нем испытываемого новшества; 3) на одном и том же предприятии замеряются исходное и послеэксперименталь-ное состояния. Во всех случаях сравнение результатов позволяет оценить эффективность эксперимента.

Еще одно общенаучное требование, которое необходимо учи­тывать при проведении социального эксперимента, относится к его организации. В естественных науках хорошо известно иска­жающее воздействие аппарата исследования на его объект и сре­ду. В социологических исследованиях также фиксировались по добные эффекты, это имеет прямое отношение к получению «чи­стоты результатов».

Обычно в теории и методике социального эксперимента про­блема сводилась лишь к преодолению психологического барьера, причем преимущественно в малых группах. Считалось, например, что условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении: осознание участника­ми эксперимента «исключительности» своего положения может стать неконтролируемой, неуправляемой экспериментальной пе­ременной и исказить результаты.

Создание экспериментальной ситуации при проведении соци­ально-экономического эксперимента требует тщательного «огора­живания» объекта от его окружения. Часто это означает предо­ставление прямых льгот, чтобы испытываемая идея получила воз­можность проявиться. Конечно, за этим следует прирост основных показателей работы предприятия. Но это означает и необходи­мость по окончании эксперимента отделить реальный результат от инспирированного льготами посредством введения в методику эксперимента соответствующей зависимой контролируемой пере­менной. Она может быть обозначена, например, как реактивность экспериментального объекта и измеряться по двум параметрам: психологическая реакция и побочный прирост. Тогда «очищение» результата будет программироваться еще в начале эксперимента. Что же касается самого воздействия экспериментального аппара­та на объект, то остаточные сдвиги в нем будут ощущаться всегда — и тогда, когда нововведение оценено как несостоятельное, и даже в том случае, если оно осуществлено и подлежит распростране­нию. Ведь льготные условия по определению не могут стать не­совместимыми. Частичному решению этой проблемы способству­ют математизация, моделирование основных составляющих соци­ально-экономического эксперимента и внедрение нововведения.

Еще одно важное требование при организации социально-экономического эксперимента — необходимость отличать его от эксперимента естественно-научного. Социально-экономический эксперимент затрагивает интересы людей, нередко сопровождается серьезными изменениями веками сложившихся форм их деятель­ности, устоявшихся привычек, норм и уклада жизни.

Эксперимент как метод научного исследования известен уже более 300 лет. Этот метод прошел длительный путь развития — от первых спорадических опытов до современной высокоразвитой техники экспериментирования.

Социально-экономическое экспериментирование в российских организациях было вызвано изменениями условий их функцио­нирования — переходом от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям.

В литературе, посвященной проблемам социально-экономичес­кого экспериментирования, имеются различные определения экс­перимента: исследование объекта, в процессе которого мы создаем условия (или изыскиваем и группируем существующие), необходи­мые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений (А.П. Куприян); способ получения информа­ции о количественном и качественном изменении показателей де­ятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (перемен­ных).

Основными признаками социально-экономического экспери­мента являются: 1) вмешательство в хозяйственную систему или ее часть (подсистему); 2) планомерное введение относительно изо­лированного экспериментального фактора, его вариация; 3) пла­номерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами; 4) сведение эффектов изменения зависимых перемен­ных к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Порой под экспериментом ошибочно понимают определенный набор улучшений в деятельности системы управления, целесооб­разность которых очевидна. Зачастую такого рода «эксперимен­ты» осуществляются «на глазок», без достаточных обоснований, методически неграмотно.

Эксперимент есть подробное нововведение. Его цель — дать всестороннее обоснование для принятия решения о возможности принятия новшества к внедрению или распространению с опре­деленными изменениями, ограничениями, с учетом определенных условий. Именно такое решение является результатом экспери­мента. Неверно называть эксперимент неудавшимся лишь на том основании, что в результате его решено не распространять испы­тываемое новшество: отрицательный результат тоже представля­ет ценность, ибо обоснованно отвергает один из предполагавшихся вариантов.

Существуют различные типы социально-экономических экспе­риментов.

По специфике исследовательской задачи можно выделить науч­но-исследовательский эксперимент (проверка недостаточно под­твержденных или совершенно новых данных о тех или иных явлениях и процессах) и практический эксперимент (проверка применимости известных общих фактов или данных к конкрет­ным условиям функционирования фирмы).

По характеру структуры социального эксперимента как дея­тельности выделяют проективные эксперименты, направленные от настоящего к будущему, и квазиэксперименты («экс-пост-факто»), направленные от момента времени в прошлом к настоящему.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты раз­деляются на полевые и лабораторные. Полевой эксперимент про­водится в естественных (полевых) условиях. Недостаток такого эксперимента — трудность поиска необходимой ситуации. Лабо­раторный эксперимент проводится в специально созданной обста­новке, что обеспечивает возможность строгого контроля и широ­кого манипулирования экспериментальными переменными.

По характеру логической структуры доказательств экспери­менты делят на параллельные и последовательные. При проведении параллельного исследования наблюдение за объектом одновремен­но ведется в двух группах — экспериментальной и контрольной. Контрольная группа по своим основным характеристикам иден­тична экспериментальной группе, в которой проводится экспери­мент. При проведении последовательного эксперимента в каче­стве контрольной и экспериментальной выступает одна и та же группа. До введения независимой переменной она является кон­трольной, после введения — экспериментальной.

По характеру исследуемого объекта эксперименты разделяются на экономические, социологические, управленческие, правовые и т.д.

Существуют и другие классификации экспериментов.

Нецелесообразно отождествлять понятия «эксперимент» и «но­вовведение». Между этими понятиями есть много общего, но есть и различия. Во-первых, у них разные задачи и их результаты долж­ны оцениваться самостоятельно, независимо один от другого. Эксперимент должен обеспечить заключение по новшеству. Цель же нововведения — внедрить и распространить какое-то новше­ство. Успех эксперимента может означать неудачу нововведения. Во-вторых, при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разовых эффек­тов при возрастании общего эффекта. В-третьих, в рамках экспе­римента должна быть обеспечена принципиальная обратимость вызываемых изменений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод наблюдения | Диверсификация исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.