Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный каркас расселения России

Читайте также:
  1. I. Развитие капиталистических отношений в России на рубеже XIX-XХвв.
  2. II. экономические особенности развития России и Европы.
  3. III. Международные отношения в Европе в XVIII в. Изменения в международном положении России
  4. III. Метод определения платежеспособности физических лиц, разработанная Сбербанком России.
  5. IV. Мировая система. Проблемы глобализации. Место России в мировом сообществе.
  6. V. Участие России в I Мировой войне.
  7. XVIII век. Послепетровский период истории России
  8. Абсолютизм в России
  9. Адреса наиболее популярных поисковых машин за рубежом и в России.
  10. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
  11. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России
  12. Антимонопольное регулирование в России

Опорный каркас России состоит из элементов двух категорий – узлов и линий (рис. 56). Его можно представить как результат наложения друг на друга двух подсистем – транспортной, или линейно-узловой, и урбанистической, илиагломерационно-городской.

Транспортная подсистема опорного каркаса России. Железные дороги образуют основу транспортной подсистемы. В России они служат главным видом транспорта. В 1851 г. было открыто движение по первой железной дороге Санкт-Петербург – Москва. Конфигурация железнодорожной сети учитывала сложившуюся ранее географию основных центров – крупных городов, но при этом некоторые города остались вне железнодорожного сообщения, например: крупнейший город Средневековья Новгород, главный город Сибири Средневековья Тобольск, Томск – крупнейший в конце XIX в. город Сибири.

Однако железные дороги породили новые центры, наделив их выдающимся ЭГП, что послужило основой их стремительного роста. Новосибирск и Мурманск – наиболее блестящие, но не единственные примеры такого рода.

Предельно схематично можно представить транспортный каркас России таким образом: в западной части страны – паутина линий, радиально расходящихся от двух центров – Москвы (11 железнодорожных лучей) и Санкт-Петербурга (10 лучей). Вне главных узлов сложились решётчатые транспортные сети, представляющие собой сочетание субширотных и субмеридиональных линий, от которых вглубь межмагистральных пространств отходят ветки. За Уралом – единственная трансконтинентальная Сибирская магистраль, которую сопровождают (не на всем протяжении) участки БАМа, Средне-Сибирской и Южно-Сибирской дорог. Субмеридиональные линии между субширотными магистралями довольно редки. Сквозных (от севера до юга) субмеридиональных линий нет. Обращает на себя внимание существование огромных межмагистральных пространств, даже в Европейской России составляющих иногда десятки тысяч квадратных километров.

О незрелости опорного каркаса России говорит невысокая линейная плотность городов – каркасных узлов даже на главных магистралях, например на Транссибирской магистрали от Байкала до Амура.

В настоящее время начинается развитие высокоскоростных магистралей (рис. 57). Первоочередным участком определён Москва – Санкт-Петербург, который станет головным для магистрали Центр – Юг (от Санкт-Петербурга через Москву до Сочи и кавказских Минеральных Вод). Другое направление высокоскоростной магистрали – субширотное – даст выход из Центра на запад в зарубежные страны, а через Самару свяжет Московский регион с Сибирью.

Урбанистическая подсистема опорного каркаса. Основу урбанистической подсистемы опорного каркаса образует иерархически построенная система центральных мест, дополненная крупнейшими отраслевыми центрами разных отраслей промышленности, транспортными узлами, научными центрами, курортами, а также опорными центрами ресурсных районов Севера (рис. 56).



Всего в общероссийском опорном каркасе более 160 узлов. В совокупности они охватывают пространство повышенной территориальной концентрации, на долю которого приходится ¾ городского населения страны, а доля в общем производстве и особенно в непроизводственной деятельности ещё выше. Иерархию узлов опорного каркаса можно представить в следующем виде: столица и вице-столица – 2; центры и субцентры экономических районов – 23 (в их числе Москва и Санкт-Петербург); республиканские столицы, краевые и областные центры – 62 (сюда не вошли центры, которые уже включены в более высокие категории центральных мест); «вторые города» республик, краёв и областей – 28 (они получили развитие не во всех единицах административно-территориального деления); наиболее значительные отраслевые центры – промышленные, транспортные, научные, курортные – 24 (не вошли центры, включённые в ранее названные категории); опорные центры в зоне Крайнего Севера – 24 (без включённых в другие категории).

Однако нужно уточнить: нельзя считать самостоятельным узлом общероссийского каркаса город-спутник, даже при его значительных размерах (Дзержинск у Нижнего Новгорода, Подольск под Москвой, Северодвинск возле Архангельска и т.п.). На Севере, напротив, опорными центрами могут выступать города с населением менее 100 тыс. чел., средние или даже малые. Примерами могут служить Когалым в Западно-Сибирском нефтегазовом районе, Нерюнгри – центр Южно-Якутского ТПК, Певек – малый город, но крупнейший морской порт в восточном секторе российской Арктики. Поэтому определение состава узловых элементов опорного каркаса исходит из оценки роли, которую играет тот или иной центр в территориальной организации общества. Главные критерии – сочетание и объём выполняемых функций плюс географическое положение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Опорный каркас расселения России

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.81.102.236
Генерация страницы за: 0.001 сек.