КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы к-п статуса человека
Принципы конституционно-правового статуса человека – это основные положения, которые определяют статус личности в ее отношениях с государством. Выделим следующие принципы конституционно-правового статуса человека: 1) Высшая ценность человека, его прав и свобод. Будучи отраженным в ст. 2, данный принцип зафиксирован и в ст. 21, открывающий второй раздел Конституции. 2) Равенство. Согласно этому принципу все индивиды наделяются одинаковыми правами и обязанностями. Исходя из этого определения, рассматриваемый принцип называется еще и равноправие. Однако законодательство любой страны изобилует примерами особенностей в статусе тех или иных групп населения (особенности прав и обязанностей отдельных категорий работников, социальные права, предоставляемые лишь некоторым группам населения.) В связи с этим, к. принцип равенства не исключает различий в правах и обязанностях индивида. Он лишь не допускает дискриминационных различий. Дискриминация – необоснованные, несправедливые различия в правах и обязанностях индивидов, не противоречит принципу равенства и тем самым не является дискриминационным в различиях в правовом статусе индивидов, которые обусловлены: · Интересы всего общества и соображения гуманизма. Например, в интересах общественной безопасности ст. 36 К. РБ ограничивает свободу политических объединений, судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, органов безопасности, комитета гос. контроля и военнослужащих. · Различия в прав и обязанностей зачастую обусловлены положительными качествами индивидов (добродетелями). Например, закрепленная в ст. 39 К. РБ право на доступ к должностям гос. органов ставятся в зависимости от способностей и профессиональной подготовки лиц. · Различия в правах и обязанностей обусловлены стремлением защитить социально уязвимые категории населения, которые по объективным причинам не могут на равных конкурировать с другими. (Часть 2 ст. 48 КБ гарантирует лицам, нуждающимся в социальной защите, возможность получения от государства бесплатного жилья или за доступную плату). 3) Единство прав и обязанностей. У человека имеются не только права, но и обязанности. В Конституции традиционно уделяют большее внимание правам, а не обязанностям. Это не значит, что прав у человека больше, нежели обязанностей. Просто обязанности в основном фиксируются в обычных законах. К. РБ непосредственно закрепляет 6 основных обязанностей человека (ст. 52-57), но отдельные обязанности находятся в тех же статьях, где и права человека. 4) Гарантированность прав и свобод. Каждое право закрепляемое в К. должно быть обеспечено гарантиями. Гарантия – это все средства и условия, которые необходимы для реального осуществления права человека. Обязанность создавать такие гарантии возлагается на государство. Оно должно закреплять законодательству лишь те права, которые в состоянии гарантировать гарантии к. прав и свобод человека. Гарантии делятся на: · материальные – это деньги, иное имущество, которые передаются государством человеку, наделённому соответствующими правами. Наибольшее значение материальные гарантии имеют для социальных прав человека. Например, государство должно обладать денежными средствами, чтобы предоставлять их в виде пенсий, пособий, стипендий гражданам, имеющим право на социальное обеспечивание. Каждый месяц тратится 200 млн.$ на социальное обеспечивание. Право – то что записано в К., гарантия – это реальное благо. · политико - организационные – это большая группа гарантий прав человека, которая включает наличие самого государства как аппарата власти, гос. органов, в том числе Президента, Парламента, судов, Прокуратуры, других органов, призванных защищать индивидуальные права. Чтобы гарантировать эти права государство должно проводить не только внутреннюю, но и внешнюю политику.
Право на благоприятную окружающую среду можно обеспечить лишь в союзе с другими государствами. Государство должно заключать договоры с максимальным числом государств, вводить лимиты на выброс вредных веществ. Это право показывает сложность обеспечения гарантии прав человека. Страны так и не могут договориться по этому вопросу. Развитые страны согласны ограничивать выбросы, развивающиеся – тоже, но они требуют денег. Если мегаполис накрыть колпаком, то он погибнет спустя сутки. К политико-организационным гарантиям можно отнести и международные органы, защищающие права человека, а также деятельность политических партий и других общественных объединений, которые способны воздействовать на гос. органы, требуя от них соблюдать и охранять индивидуальные права.
5. юридические гарантии. Все виды гарантий человека отражаются в законодательстве и в этом смысле являются юридическим. Однако под рассматриваемой группой гарантий понимаются гарантии, представляющие собой не фактические блага (деньги), не деятельность органов и организаций, а формальные, сугубо юридические нормы. К таким юридическим гарантиям относятся закрепляемые за индивидами права, которые служат осуществлением других прав человека. (право на судебную защиту, право обращаться в международные организации, право на юидическую помощь) Вопрос этих гарантий очень важен. Самым новым вопросом юридических гарантий является право обращаться в международные органы. Новая редакция К. РБ в ст. 61 впервые закрепила право каждого человека обращаться в международные организации для защиты своих свобод. Условиями реализации данного права выступают: · наличие международного договора, ратифицированного РБ, который предусматривает существование международных организаций и возможность индивида направлять в неё обращения. · индивид, прежде чем обратиться в международную организацию, должен исчерпать внутригосударственные средства правовой защиты, в частности можно обратиться в международную организацию, если человек прошел в Беларуси первую кассационную (апелляционную) судебную инстанцию. (Человек был задержан, потом арестован, состоялось разбирательство, суд признал его виновным, но человек не может обратится в международный орган, он должен обратиться в вышестоящий суд (кассационный). Только после этого он может обратиться в международный орган. На сегодня каждый человек по 61 ст. имеет возможность обратиться: 1. В Комитет ООН по правам человека. Данный орган образован Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года, но право индивидов обращаться с жалобами в этот комитет было закреплено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года. Данный МД подписан одновременно с самим пактом. РБ ратифицировала и международный пакт, и названный факультативный протокол. Комитет ООН по правам человека принимает жалобы на нарушение государствами только тех прав, которые закреплены Международным пактом о гражданских и политических правах, то есть на нарушения личных (гражданских) и политических прав. 2. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Данный орган образован Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года. Но право индивидов обращаться в этот комитет закреплено Факультативным протоколом конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этот протокол был подписан в 1999 году. РБ ратифицировала и Конвенцию и Факультативный протокол. Изучение указанных МД позволяет сделать вывод, что решении Комитета по правам человека и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин не носят обязательного характера для государства, они являются скорее рекомендательными. Но поскольку РБ ратифицировала эти МД, то тем самым взяла на себя политическую и моральную обязанность выполнять рекомендации международных организаций. В 13 из 14 случаев Комитет по правам человека белорусам было вынесены положительные решения для граждан. Не всегда в РБ выполняют решения Комитета ООН. Более серьёзный орган – Европейский суд по правам человека. Его решения обязательны для выполнения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |