Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на недвижимость

НДС

НДС – основной вид косвенного налога, который представляет собой изъятие в бюджет части прироста добавленной стоимости, формируемой на всех стадиях производства и реализации. Добавленная стоимость упрощенно может рассчитываться как сумма заработной платы с начислениями (ЗП*) и прибыли (П): ДС=ЗП*+П.

Данный налог включается в цену товаров, работ, услуг. НДС является наиболее значимым в структуре налоговых платежей, его доля в налоговых доходах бюджета Республики Беларусь за 2012 год составила 22,1 %. НДС широко распространен в большинстве стран мира благодаря таким универсальным его качествам как: 1) высокая доходность и продуктивность (под обложение НДС попадает широкий круг товаров, работ, услуг и НДС менее других (прямых) налогов зависит от колебаний в экономике); 2) эффективность воздействия на интересы налогоплательщика (при рациональной организации НДС обеспечивает нейтральность налогообложения). К недостаткам НДС можно отнести регрессивность, перелагаемость на потребителя; неравномерность налоговой нагрузки на трудоемкие (с большей добавленной стоимостью) и материалоемкие отрасли; значительные затраты по созданию методической базы.

Большинством стран используется регулирующая (стимулирующая) функция НДС. Это проявляется в дифференциации ставок НДС, освобождении от налогообложения экспорта продукции, предоставлении льгот сельскохозяйственным организациям, малому бизнесу, предприятиям, осуществляющим инвестиции.

В мировой практике используются два принципа взимания косвенных налогов (НДС, акцизов):

1. Принцип страны происхождения товара – означает взимание налога при экспорте товара и поступление налога в бюджет страны-экспортера (освобождается от налога импорт);

2. Принцип страны назначения товара – означает взимание налога на стадии реализации товара, независимо от места его происхождения (освобождается от налога экспорт, а облагается импорт). При этом принципе прибегают к таможенному регулированию – взимая налог с импортируемых товаров, компенсируют его экспортерам. Этот принцип больше соответствует экономической сущности НДС как налога на потребление и позволяет, не прибегая к административным мерам, поддерживать отечественного производителя-экспортера. Данный принцип используется Республикой Беларусь во взаимоотношениях со всеми странами.

НДС в Республике Беларусь введен в 1992г. вместо налога с оборота и налога с продаж. С 2000 года применяется зачетный метод исчисления НДС вместо метода прямого вычитания (требовавшего определения величины добавленной стоимости). Зачетный метод основан на принципе зачета ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Согласно зачетному методу налог, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой НДС, полученной от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, и суммой НДС по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на затраты по производству и реализации.

Правовую основу взимания НДС в Республике Беларусь составляют положения главы 12 НК РБ, актов Президента Республики Беларусь (в части налоговых льгот), Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Согласно НК РБ плательщиками НДС признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации за три предыдущих месяца превысила 40000 евро по официальному курсу Нацбанка Республики Беларусь на последнее число последнего месяца; либо, если они самостоятельно выделяют НДС в расчетных и первичных документах по реализации товаров, работ, услуг;

- доверительные управляющие;

- физические лица, на которых НК РБ и таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Беларусь, международными договорами, актами Президента возложена обязанность по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Объектами налогообложения являются:

1) обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее – объектов) на территории Республики Беларусь (включая сдачу имущества в аренду (лизинг), безвозмездную передачу имущества (кроме передачи имущества в пределах одного собственника), реализацию товаров (работ, услуг) своим работникам и т. д.);

2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.

Налоговые льготы по НДС установлены в виде пониженных ставок налога, освобождения от налога отдельных объектов налогообложения и в др. формах. В статье 96 НК РБ указаны товары, освобождаемые от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь (специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел, белорусские рубли, иностранная валюта, ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством, и др. товары).

Статьей 94 НК РБ определен перечень оборотов по реализации объектов, освобожденных от НДС. Например, освобождены от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

1) лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, ветеринарных услуг, медицинских услуг по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

2) продуктов питания, произведенных столовыми учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты;

3) оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

4) изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства (по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь);

5) товаров (работ, услуг) (за исключением подакцизных товаров, посреднических услуг, передачи имущества в аренду (лизинг)), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от среднесписочной численности промышленно-производственного персонала. Основанием для освобождения указанных плательщиков от НДС служит сертификат (копия сертификата) об отнесении товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства. Освобождение от НДС распространяется на всех плательщиков, реализующих товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) плательщиками, указанными в данном пункте. Основанием для применения освобождения от НДС покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке товаров, запись «Освобождение согласно п.п. 1.16 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса Республики Беларусь»;

6) платных услуг в сфере образования;

7) банковских операций (по перечню);

8) услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию);

9) других объектов согласно налоговому кодексу.

Плательщик, осуществляющий обороты по реализации объектов, освобождаемые от НДС, вправе отказаться от освобождения от налогообложения, подав соответствующее заявление в налоговый орган. Отказ возможен только в отношении всех осуществляемых плательщиком оборотов по реализации, освобожденных от НДС, на срок не менее 1 календарного года.

Налоговая база НДС определяется с учетом следующих особенностей.

1. При реализации объектов по свободным отпускным ценам налоговая база определяется как их стоимость без включения НДС.

2. При реализации приобретенных (ввезенных) товаров по регулируемым розничным ценам (с учетом НДС) налоговая база НДС определяется как разница между ценой реализации (с НДС) и ценой приобретения этих товаров (с НДС).

3. При реализации основных средств, нематериальных активов (в том числе по цене ниже остаточной стоимости) налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов.

4. При осуществлении посреднической деятельности налоговая база НДС определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам.

5. При передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю налоговая база определяется как сумма лизинговых платежей. Если по условиям договора предмет финансовой аренды (лизинга) выкупается лизингополучателем, налоговая база увеличивается на сумму выкупной стоимости предмета финансовой аренды.

6. Налоговая база при реализации объектов увеличивается на суммы, фактически полученные: за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации; в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров; в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом.

7. Налоговая база НДС, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется (за исключением товаров, ввозимых с территории государств – членов Таможенного союза), как сумма их таможенной стоимости; подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и сумм акцизов (по подакцизным товарам).

8. Налоговая база НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, определяется как сумма стоимости их приобретения и подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

Чтобы определить, за какой период необходимо исчислить НДС, следует установить момент фактической реализации. Момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (кроме случаев, указанных в НК РБ).

Ставки НДС:

1) 0 % – применяется при реализации:

1.1) товаров за пределы Республики Беларусь – при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

1.2) работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

1.3) экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки;

1.4) экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

1.5) работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;

1.6) товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли;

1.7) товаров в розничной торговле через магазины физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза, в случае вывоза иностранными лицами товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение трех месяцев со дня приобретения товаров;

1.8) бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки;

1.9) услуг, оказываемых в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки (по перечню услуг, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь).

Нулевая ставка означает полное освобождение экспортеров от НДС. Основанием для применения ставки НДС в размере 0% является предоставление в налоговые органы (по месту постановки на учет) копий документов, указанных в статье 102 НК РБ. Так, подтверждением вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства – члены Таможенного союза) является наличие у плательщика:

- контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

- подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь, выдаваемого должностным лицом таможенного органа.

Документами, подтверждающими фактический вывоз товаров на территорию государств – членов Таможенного союза являются:

- договор (контракт), на основании которого осуществляется реализация товаров;

-транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства – члена Таможенного союза;

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Заявление о ввозе товаров представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС;

2) 10 % – применяется при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь №287 от 21.06 2007 с учетом изменений); при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;

3) 16,67 % (20/120×100); 9,09 % (10/110×100) – применяются при реализации товаров по регулируемым розничным ценам, включающим НДС;

4) 20 % – применяется в остальных случаях.

Налогообложение по указанным ставкам производится при наличии раздельного учета оборотов по реализации таких объектов.

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога. НДС исчисляется как произведение налоговой базы (НБ) и налоговой ставки ндс) по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации объектов и по всем изменениям налоговой базы:

НДС исчисл. = НБ × Сндс.

 

Исчисленная сумма НДС предъявляется плательщиком при реализации объектов к оплате покупателю путем выделения соответствующей ставки и суммы НДС отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.

Исчисление НДС из суммы выручки (В) от реализации товаров (работ, услуг), включающей НДС, производится по формуле

НДСисчисл = В × Сндс ÷ (100 + Сндс).

 

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь (НДСввоз), взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, исчисляется по формуле

НДСввоз= (Тст + Тпошлк) × Сндс,

 

где Тст – таможенная стоимость ввозимого товара; Тпошл – сумма ввозной таможенной пошлины; Ак – сумма акциза (для подакцизных товаров), исчисленная и подлежащая уплате в бюджет по ввозимым товарам.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет (НДСбюдж), определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов (НДСвыч)

 

НДСбюдж = НДСисчислНДСвыч.

Налоговыми вычетами признаются суммы НДС:

1) предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками НДС, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

3) уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении объектов вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые объекты, а также уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок (если плательщик ведет книгу покупок).

В книге покупок регистрируются документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг) и оплату НДС по приобретенным ресурсам, товарам, работам, услугам. С 2010 года ведение книги покупок для получения налогового вычета не является обязательным (это право плательщика, закрепляемое в его учетной политике).

Пример. Фирма для производства продукции закупила материалы стоимостью 50 млн. руб. (без НДС). НДС, предъявленный поставщиком материалов в сумме 10 млн. руб., отражен в книге покупок. Отпускная стоимость произведенной и реализованной продукции (без НДС) – 120 млн. руб. Ставка НДС –20 %. Значит, НДС, исчисленный и предъявленный покупателям продукции, составит 24,0 млн. руб. (120 млн. руб. х 20/100). Выручка от реализации продукции = 144,0 млн. руб. (120+24,0). НДС, включаемый в налоговые вычеты, составит 10 млн. руб. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составит 14 млн. руб. (24 – 10).

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров в Республику Беларусь.

Вычеты сумм НДС при реализации товаров за пределы Республики Беларусь осуществляются только при наличии документального подтверждения вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь. Срок представления подтверждающих документов – не позднее 180 дней с даты отгрузки (передачи) товара, даты оформления таможенной декларации.

Вычет сумм НДС производится в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если налоговые вычеты приходятся на обороты по реализации объектов, облагаемых по ставкам 0 %, 10 %, 9,09 %, а также в случаях, указанных в пункте 23 ст. 107 НК РБ. В иных случаях вычет сумм НДС производится нарастающим итогом в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Если сумма налоговых вычетов согласно налоговой декларации по НДС превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то плательщик не уплачивает НДС, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы НДС в следующем налоговом (отчетном) периоде, или возврату плательщику. Если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком заявления на возврат НДС, налоговый орган вправе по собственной инициативе или инициативе плательщика провести внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм.

Если плательщик реализует товары (работы, услуги), налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, то плательщик должен распределить общую сумму налоговых вычетов по НДС между этими оборотами, применив метод удельного веса либо метод раздельного учета (основан на информации бухгалтерского и налогового учета о суммах НДС, предъявленных (уплаченных) при приобретении, ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав). Применяемый метод распределения налоговых вычетов утверждается приказом об учетной политике. При применении первого метода вначале рассчитывается удельный вес каждого вида оборота по реализации в общей сумме оборота по реализации отчетного периода. Суммой оборота признается сумма налоговой базы и НДС. З атем определяется сумма налоговых вычетов, приходящаяся на определенный оборот по реализации.

Суммы НДС, уплаченные (предъявленные) при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, вычитаются плательщиками в очередности, установленной пунктом 25 статьи 107 гл. 12 НК РБ.

Не подлежат вычету суммы НДС, относимые на затраты плательщика по производству и реализации объектов, освобождаемых от НДС, а также суммы налога, относимые на увеличение стоимости приобретенных объектов.

Пример. Организация в январе текущего года приобрела материалы и комплектующие на сумму 420 000 тыс. руб., в том числе НДС – 70000 тыс. руб.

За отчетный период организация имела следующие показатели:

1) сумма оборота по реализации, облагаемого по ставке 20 % – 2 400 000 тыс. руб.

2) сумма оборота по реализации, облагаемого по ставке 0 % – 600 000 тыс. руб.

3) сумма оборота по реализации, освобожденного от НДС – 400 000 тыс. руб.

Необходимо определить сумму налоговых вычетов, приходящихся на различные обороты.

Решение:

1) общая сумма оборотов по реализации = 2 400 000 + 600 000 + 400 000 = 3 400 000 тыс. руб.;

2) определим удельный вес каждого вида оборотов по реализации

2.1 удельный вес оборотов, освобожденных от налога, составит

(400 000: 3 400 000) × 100 % = 11, 7647 %;

2.2 удельный вес оборотов по реализации, облагаемых по нулевой ставке, составит

(600 000: 3 400 000) × 100 % = 17, 65 %;

3) налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, освобожденные от НДС = 70 000 × 11, 7647: 100 = 8235,29 тыс. руб. (эта сумма НДС не подлежит вычету, а относится на себестоимость реализованной продукции);

4) налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, облагаемые НДС по нулевой ставке = 70 000 × 17,65:100 =12355 тыс. руб. (эта сумма НДС подлежит вычету в полном объеме, независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации);

5) налоговые вычеты, приходящиеся на обороты по реализации, облагаемые НДС по ставке 20 % = 70 000 – 8235,29 – 12355 = 49409,71 тыс. руб. (эта сумма НДС подлежит вычету в первую очередь в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации).

Налоговым периодом по НДС признается календарный год, отчетным периодомкалендарный месяц или календарный квартал (по выбору плательщика).

Налоговая декларация (расчет) по НДС (далее – декларация по НДС) составляется нарастающим итогом с начала года и представляется в налоговый орган по месту регистрации плательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Заполнение декларации по НДС осуществляется на основании Инструкции, утвержденной постановлением МНС. В декларацию включаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым наступил момент фактической реализации в отчетном периоде. В декларации по НДС производится расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за отчетный период, исходя из суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и суммы налоговых вычетов. Источниками информации для заполнения налоговой декларации по НДС являются:

- данные бухгалтерского учета о приобретении (ввозе) и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- данные первичных учетных и расчетных документов, содержащие реквизиты по НДС;

- данные книги покупок (если плательщик ведет книгу покупок).

Декларация по НДС состоит из двух частей: «Расчет суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» и «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь». В декларации по НДС указываются реквизиты плательщика и налогового органа, в который представляется декларация, а также период, за который она представляется.

Уплата НДС по реализации объектов производится нарастающим итогом с начала года не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата НДС по товарам, ввозимым в Республику Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, производится импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Уплата НДС по товарам, ввозимым в Республику Беларусь с территории третьих стран, производится импортером в белорусских рублях до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующие таможенные процедуры.

 

2 Акцизы: сущность налога, основные элементы налогообложения

Акцизы – вид косвенного налога, который включается в цены подакцизных товаров и является одноступеньчатым налогом, то есть взимается только один раз – при ввозе подакцизных товаров налог уплачивает импортер товара, а при реализации произведенных подакцизных товаров акцизы уплачивает производитель товара. Акцизы выполняют двоякую роль. Во-первых, это один из важных источников дохода бюджета. Его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2012 год составила 10,7 %. Акциз является республиканским налогом, формирующим доходы республиканского бюджета. Во-вторых, акцизы – это средство регулирования спроса и предложения, а также ограничения потребления. Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (мотоциклы, автомобили и т.п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (алкогольных и табачных изделий).

Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 13 Особенной части НК РБ, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами, регулирующими взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Плательщиками акцизов признаются организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, на которых в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством возложена обязанность по уплате акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Плательщиками, производящими подакцизные товары, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров из любого вида сырья (давальческого или собственного) и (или) с использованием подакцизных товаров. К производству подакцизных товаров относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива, контрактное производство табачных изделий. Плательщиками признаются также организации и индивидуальные предприниматели при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования.

Акцизами облагаются следующие подакцизные товары:

1) спирт;

2) алкогольная продукция;

3) непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4) пиво, пивной коктейль;

5) слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

6) табачные изделия;

7) автомобильные бензины; дизельное и биодизельное топливо; судовое топливо; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

8) масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) микроавтобусы и автомобили легковые (в том числе переоборудованные в грузовые).

Не признаются подакцизными товарами:

1) спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, разрешенными к применению в Республике Беларусь;

2) спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;

3) спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения;

4) спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

5) коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

6) товары бытовой химии;

7) легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, транспортные средства, относящиеся к иностранной безвозмездной помощи либо получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи.

Объектами налогообложения акцизами являются:

1) подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые, в том числе безвозмездно) ими на территории Республики Беларусь;

2) ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары (за исключением перечисленных в статье 116 НК) и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых акты налогового и таможенного законодательства связывают возникновение обязанности по уплате акцизов.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых и (или) реализуемых на ее территории. Ставки акцизов могут устанавливаться двух видов:

1) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

2) в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Плательщики обязаны обеспечить раздельный учет реализации подакцизных товаров, облагаемых акцизами по различным ставкам, а также подакцизных товаров, освобожденных от обложения акцизами. Ставки акцизов на все подакцизные товары установлены согласно приложению 1 к НК РБ в твердой сумме.

В НК РБ существуют особенности определения налоговой базы по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов. Так, налоговая база определяется:

1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:

- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Следует отметить, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров;

2) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

- как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

- как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;

3) при реализации (передаче) ввезенных на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров:

- как объем подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, ввезенным на территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

- как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.

Налоговые льготы в виде освобождения от акцизов применяются:

1) при реализации подакцизных товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

2) при реализации (отпуске) спирта для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

3) при реализации (передаче) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь.

Обороты по реализации подакцизных товаров, вывезенных за пределы Республики Беларусь, в том числе в государства – члены Таможенного союза, освобождаются от акцизов при наличии у плательщика документов, указанных в ст.114 гл. 12 НК РБ (см. также предыдущий вопрос «НДС»). В случае отсутствия документов в течение 180 дней с даты отгрузки подакцизных товаров возникает обязанность по исчислению и уплате акцизов.

При исчислении акцизов (кроме взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчётном периоде подакцизные товары. Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов путем указания ее отдельной строкой в первичных учетных и (или) расчетных документах. При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые освобождены от налогообложения акцизами, первичные учетные и (или) расчетные документы выписываются без выделения сумм акцизов и в них делается запись или проставляется штамп «Без акцизов».

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов. При исчислении акцизов по твердым ставкам сумма акциза определяется по формуле

 

Ак = VАк × С Ак. тверд

где VАк – объем подакцизных товаров в натуральном выражении;

САк. тверд – твердая ставка акциза.

Расчет суммы акцизов производится с учетом специфики товаров:

  • по легковым автомобилям

Ак = Кла × Мла × САк. тверд,

где Кла – количество легковых автомобилей, шт.; Мла – мощность легкового автомобиля, л. с.; САк. тверд – ставка акциза, руб./л. с.;

  • по алкогольным напиткам с объемной долей этилового спирта

 

Ак = Кбут × Ебут × Дсп × САк. тверд,

 

где Кбут – количество бутылок, шт.; Ебут – емкость бутылки, л; Дсп – объемная доля этилового спирта, %; САк. тверд – ставка акциза, руб./л;

Пример. В январе организация реализовала 150 бутылок водки емкостью 0,5 литра (объемная доля этилового спирта 40 %). Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 7 % и более установлена в размере 77680 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции. Таким образом, сумма акциза по реализованной водке составит: Ак=150 × 0,5 × 0,4 × 77680=2330400 руб.

Сумма акциза, включаемая в цены подакцизных товаров (за исключением товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется как произведение налоговой базы (стоимости товара без учета акцизов) и ставки налога (Сm)

 

Ак = ,

 

Общая сумма акцизов, устанавливаемая по итогам налогового периода по всем операциям по реализации подакцизных товаров, определяется путем сложения сумм, исчисленных для каждого вида подакцизного товара.

Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период

Ак бюдж = Ак исчисл – Ак вычет.

Отрицательная разница между суммами акцизов, уплаченными при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров, и суммами акцизов по реализованным произведенным подакцизным товарам включается во внереализационные расходы.

Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

1) предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2) уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.

Пример. Организация в феврале приобрела 100 литров бензина А-95. Предъявленная продавцом сумма акциза составила 10,3 млн. руб. Из приобретенного бензина организация произвела и реализовала 100 литров бензина А-92. Ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом от "91" до "95" установлена в размере 1286690 рублей за 1 тонну. Значит, сумма акциза, исчисленная и предъявленная покупателю продукции, составит 12,8669 млн. руб. Акцизы, включаемые в налоговые вычеты за налоговый период, составят 10,3 млн. руб. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составит 2,5669 млн. руб. (12,8669 - 10,3).

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь (кроме ввозимых из государств – членов Таможенного союза), на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины, и адвалорной ставки акциза.

Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Республику Беларусь из государств – членов Таможенного союза, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, определяется умножением контрактной стоимости ввозимых товаров на ставку акциза.

Сумма акцизов, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, используемых на территории Республики Беларусь при производстве и реализации неподакцизной продукции (работ, услуг), включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Стоимость приобретённых акцизных марок включается в расходы по реализации подакцизных товаров. Порядок маркировки таких товаров устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация по акцизам заполняется за календарный месяц без нарастающего итога. Обороты по реализации подакцизных товаров отражаются в налоговой декларации за тот месяц, в котором наступил момент их фактической реализации, а в отношении экспортированных подакцизных товаров также учитывается наличие подтверждения их фактического вывоза. Форма налоговой декларации установлена постановлением МНС Республики Беларусь № 82 от 15.11.2010. Налоговая декларация по акцизам состоит из двух частей: «Расчет акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» и «Расчет акцизов по реализованным подакцизным товарам». В декларации по акцизам указываются реквизиты налогоплательщика и налогового органа, в который представляется декларация, а также период, за который она представляется.

Уплата акцизов по реализованным товарам производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты акцизов по товарам, ввозимым в Республику Беларусь, такие, как и по НДС (см. предыдущий вопрос).

 

Тема 7. Налоги, сборы, отчисления, включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении

Налог на недвижимость установлен с целью стимулирования рационального использования имущества организаций и физических лиц и формирования средств местных бюджетов. Налог на недвижимость – это республиканский налог, закрепленный за местными бюджетами. Его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны за 2012 год составила 3,3 % (поступления по налогу составили 3,4 трлн. рублей).

Правовую основу взимания налога на недвижимость в Республике Беларусь составляют положения главы 17 Налогового кодекса.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица. Бюджетные организации не признаются плательщиками налога на недвижимость.

Объектами налогообложения признаются:

1) капитальные строения (здания, сооружения), их части, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;

2) капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам;

По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями:

- в финансовую аренду (лизинг) у белорусских организаций, плательщиком признается организация, у которой эти капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находятся на балансе по условиям договора финансового лизинга;

- в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель).

Для целей налогообложения капитальные строения (здания, сооружения) (далее по тексту – капитальные строения) – это строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов. Машино-место – это место стоянки, предназначенное для размещения транспортного средства и являющееся частью капитального строения (здания, сооружения, в том числе автомобильной стоянки), принадлежащее юридическому или физическому лицу и зарегистрированное как объект недвижимого имущества.

Капитальными строениями сверхнормативного незавершенного строительства признаются капитальные строения, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений, находящихся на реконструкции, модернизации.

Не признаются объектом налогообложения у организаций:

- капитальные строения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также капитальные строения сверхнормативного незавершенного строительства, относящиеся к объектам жилищного строительства, за исключением встроенной, пристроенной, встроенно-пристроенной нежилой части жилого дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой;

- капитальные строения сверхнормативного незавершенного строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации (хозяйственным способом).

Пример. Нормативный срок строительства объекта истек в декабре 2012 года. Объем выполненных строительных работ составил 1000 млн. руб., в т.ч. 600 млн. руб. – хозяйственным способом. С января 2013 года организация будет являться плательщиком налога на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство от стоимости строительных работ, выполненных с привлечением подрядной организации, т.е. от 400 млн. руб.

Освобождаются от налога на недвижимость:

- капитальные строения, их части социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами), капитальные строения, их части организаций культуры;

- капитальные строения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь №144 от 20.03.2009;

- капитальные строения, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства об охране историко-культурного наследия;

- впервые введенные в действие здания и сооружения организаций в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию;

- капитальные строения, их части, а также машино-места, принадлежащие многодетным семьям, военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь "О ветеранах".

При этом в случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование капитальных строений, их частей, машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, а также капитальных строений, их частей, машино-мест бюджетных организаций такие объекты подлежат налогообложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.

Пример. Бюджетная организация сдает в аренду помещения коммерческой организации и бюджетной организации. В части помещений, сданных в аренду коммерческим организациям, бюджетная организация признается плательщиком налога на недвижимость. В части помещений, сданных в аренду бюджетной организации, уплата налога на недвижимость не производится.

Налоговая база налога на недвижимость определяется:

- организациями – исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений, их частей, машино-мест по остаточной стоимости и стоимости капитальных строений сверхнормативного незавершенного строительства;

- физическим лицам – исходя из оценки принадлежащих им капитальных строений, их частей машино-мест, порядок которой утвержден Указом Президента Республики Беларусь №187 от 28.03.2008.

Годовая ставка налога на недвижимость установлена в размере:

- для организаций1 % от остаточной стоимости капитальных строений, их частей, машино-мест;

- для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (за исключением организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и завершающих их строительство в сроки, определенные Советом Министров Республики Беларусь) – 2 % от стоимости капитальных строений сверхнормативного незавершенного строительства;

- для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, жилищно-строительных, потребительских кооперативов, товариществ собственников, созданных для обслуживания жилых домов, в части, приходящейся на граждан – членов кооперативов, товариществ, – 0,1 %.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. С 2013 г. областные (Минский городской) Советы депутатов получили право увеличивать, но не более чем в пять раз, ставки налога на недвижимость по капитальным строениям, неиспользуемым (неэффективно используемым).

Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год. Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Организации представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость не позднее 20 марта отчетного года. Уплата налога на недвижимость производится организациями по их выбору: один раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой годовой суммы налога.

По капитальным строениям, их частям, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-местам, выбывающим у организаций в течение налогового периода, а также в связи с утратой отдельными организациями, в том числе бюджетными, в течение года статуса плательщика налога на недвижимость исчисление и уплата налога на недвижимость прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие выбытие, утрата статуса плательщика налога на недвижимость.

При приобретении организациями в течение года капитальных строений, их частей, машино-мест либо их возникновении, а также признании плательщиками налога на недвижимость отдельных организаций (в том числе бюджетных) исчисление и уплата налога на недвижимость осуществляется с квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такое приобретение, возникновение.

При этом уточненная налоговая декларация с внесенными изменениями и дополнениями представляется не позднее 20 числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость, выбытие либо поступление зданий и сооружений.

Суммы налога на недвижимость включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, кроме сумм налога на недвижимость, исчисленных со стоимости капитальных строений сверхнормативного незавершенного строительства.

Пример. У организации в собственности имеется здание, остаточная стоимость которого по состоянию на 1 января 2013 года составила 100 млн. руб. Местным Советом депутатов установлен повышающий коэффициент к ставке налога на недвижимость в размере 1,7.

Годовая сумма налога на недвижимость, подлежащая уплате организацией, составит 1,7 млн. рублей (100 × 1 % × 1,7).

Организация не позднее 20 марта 2012 года подаст налоговую декларацию. Уплату налога по выбору организации будет осуществляться не позднее 22 числа третьего месяца каждого квартала в размере ¼ годовой суммы, т.е. в размере 0,425 млн. рублей, или один раз в год в размере 1,7млн. рублей не позднее 22 марта.

В апреле 2013 года организация приобрела здание на аукционе. Начиная с 3 квартала 2013 года, по приобретенному зданию организация становится плательщиком налога на недвижимость. Остаточная стоимость здания на 1 июля составила 70 млн. рублей. Годовая сумма налога на недвижимость по данному зданию составит 0,35 млн. рублей (70 × 0,5 % × 1,7). Уточненную налоговую декларацию организации необходимо предоставить не позднее 20 сентября 2013 года.

Физические лица уплачивают налог на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года на основании извещения налогового органа, ежегодно вручаемого до 1 августа текущего налогового периода.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговые декларации | Экологический налог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.217 сек.